Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ГОРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
РИТОРИКА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов инженерно-
6.010100(21). Профессиональное образование. Технология и комплексная механизация добычи полезных ископаемых и руд.
6.010100(22). Профессиональное
образование.
6.010100(36). Профессиональное образование. Компьютерные технологии в управлении и образовании.
6.010104(41). Профессиональное
образование. Безопасность
УТВЕРЖДЕНО
Научно-методическим советом
Украинской инженерно-педагогической академии
Протокол № от
Стаханов – 2009
УДК 808.5(075.8)
РИТОРИКА: Конспект лекций / Сост. ст. преп. Л.Г. Строева. – Стаханов: ГФ УИПА, 2009. – 48 с.
Конспект лекций и тем для самостоятельного изучения структурирован в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины „Риторика”. Рассмотрены понятия и разделы классической риторики, показаны история ее становления и развития, достижения этой науки, положенные в основу современной теории коммуникации. Ко всем темам приведена литература для углубленного самостоятельного изучения материала, а также вопросы для самоконтроля.
Для студентов инженерно-педагогических специальностей.
Ответственный за выпуск: М.А. Шегута, канд. филос. наук, доц., заведующий кафедрой социально-экономических и педагогических дисциплин.
Рецензент: М.А. Шегута, канд. филос. наук, доц.
© Л. Г. Строева, 2009
© УИПА
Содержание
Тема 1. Риторика классическая
и современная ……………………………… 4
Тема 2. История ораторского
искусства ………………………………………10
Тема 3. Подготовка к публичному
выступлению …………………………… 15
Тема 4. Композиция публичного выступления .……………………………..
21
Тема 5. Культура речи ………………………………………………………….26
Тема 6. Техника речи …………………………………………………………...33
Тема 7. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия оратора
и аудитории ……………………………………………………………………..
37
Тема 8. Культура ведения
спора ……………………………………………... 41
Тема 1. Риторика классическая и современная.
План
1. Риторика как искусство
и наука. Основные разделы
2. Происхождение, содержание и значение основных понятий, терминов, суждений.
3. Современная риторика. Виды красноречия.
Литература
1. Александров Д. Риторика: Уч. пособие.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 7-17.
2. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник.- К.: Кондор, 2003.- С. 7-39.
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Уч. пособие. -Ростов н/Д: изд. центр «Март», 2001.- С. 3-9.
4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: Уч. пособие.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.- С. 194-207.
5. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Уч. пособие.- М.: Изд. центр «Академия»,2003.- 272 с.
6. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник.-К.: Вища школа, 2003.- С. 6-21.
7. Риторика или Ораторское искусство: Уч. пособие / Автор-составитель И. Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- С. 5-50.
8. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник.- Київ: Центр навчальної літератури, 2003.- С. 4-26.
Задание на самостоятельную работу:
Раскройте содержание приведенных высказываний, подтвердите или опровергните высказанные в них мысли:
„Заговори, чтобы я тебя увидел” / Сократ/.
„Риторика – царица душ и княгиня искусств” /Ф. Прокопович/.
„Для интеллигентного
человека плохо говорить должно быть
непристойным, как и не уметь читать
и писать, и в деле образования
и воспитания обучение красноречию
следует считать необходимым”/
„Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить” /В. А. Сухомлинский/.
„Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел” /Даниэл Уэбстер/.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое риторика?
2. Где и когда начинается непрерывная история риторики? Каковы предпосылки развития риторики?
3. Дайте характеристику основных риторических понятий и терминов.
4. Предмет современной риторики в узком и широком смысле.
5. Какие классификации ораторского искусства вам известны?
6. С какими видами
ораторской речи вам
Слово является важнейшим средством коммуникации. Тот, кто обладает риторическими умениями и навыками, то есть умениями говорить интересно, хорошо, логично, чувствует себя уверенно в процессе бытового, социального, делового и профессионального общения. Ему намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с разными категориями людей, а это очень важно для достижения успеха в любом деле. Что же касается педагогической деятельности, то владение искусством речи является профессионально необходимым.
Основные задачи курса риторики как учебной дисциплины:
- познакомить с историей
и практикой ораторского
- дать сведения из области современной риторики;
- познакомить с технологией
эффективной речевой
- сформировать речевые
умения: умение отбирать и
- повысить речевую
культуру обучаемых, их
Как учебный предмет риторика состоит из истории, теории, практики и техники.
1. Энциклопедии и словари на вопрос „Что такое риторика?” отвечают так:
риторика - теория красноречия;
- теория ораторского искусства;
- наука об умении говорить красиво, хорошо, так, как нужно в данном случае.
Таким образом, под термином риторика, как правило, понимается теория и сама наука о красноречии, исследование теоретических основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.
Риторика объединяет в себе признаки науки и особенности искусства:
- как наука – риторика опирается на определенные правила и закономерности, без знания и соблюдения которых добиться эффективности в устном выступлении или невозможно, или исключительно трудно;
- как искусство – риторика предполагает чрезвычайно большую роль личности оратора в подготовке ораторского выступления и в ходе самого выступления перед аудиторией.
Риторика – одно из древнейших искусств. Его знали еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако непрерывная история его начинается в античной Греции (V век до н. э.).
Интенсивное и пышное развитие риторики в Древней Греции имело ряд предпосылок:
1) соревновательность
как фундаментальный принцип
греческой культуры, характерная
особенность греческого
2) риторика возникла
не на пустом месте, до нее
уже существовала устная
3) в VII-Vв. до н. э. у греков был культ живого, а не письменного слова. Очень ценилось живое обращение к воинам, ремесленникам, горожанам с призывом к действию;
4) однако главной предпосылкой
был демократический строй
Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия – риторика, как теоретическое обобщение практики ораторского искусства. Ее создателями стали Горгий, Лисий, Исократ, создавшие первые труды по риторике, Платон и Аристотель.
Наиболее прославленные ораторы того времени: греки - Перикл, Сократ, Демосфен; римляне – Цицерон, Квинтилиан и др.
Классическая риторика имеет пять основных разделов:
Инвенция (изобретение) – первый раздел риторики, в котором разрабатывается этап замысла, намерений, идей, формулирование гипотезы будущего выступления. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, систематизировать собственные знания о предмете будущей речи, определиться о чем и в каком объеме будет говорить. Основное в инвенции – удачно, уместно выбранный предмет речи и намерение его представить и раскрыть так, чтобы достичь осуществления замысла.
Диспозиция (расположение) – раздел риторики, который изучает структуру ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, найденный в процессе инвенции, т.е. разделить его и обеспечить определенную последовательность речи. Оптимальной считается такая структура речи: вступление, основная часть и заключение.
Элокуция (словесное выражение) – раздел риторики, изучающий выразительность ораторской речи. Здесь речь идет о трех ораторских стилях – высоком, среднем и низком, о тех словах, которые присущи каждому из них.
Мемория (запоминание) – раздел риторики, который изучает особенности запоминания ораторской речи. В Античности любая речь изучалась наизусть.
Акция (произнесение) – этот раздел риторики рассматривает акт публичного выступления. Его назначение – подготовить оратора к выступлению внешне и внутренне.
2. Современный теоретик красноречия Д. Александров анализирует происхождение, содержание и значение основных риторических понятий, терминов и суждений:
Красноречие – слово русское и его смысл в общем понятен: дар речи, ораторский талант. То есть красноречие – это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.
Риторика – слово греческого происхождения. Это наука и искусство красноречия в древнем мире – в Древней Греции и Древнем Риме (на латинском языке риторика – «элоквенция»).
Ораторское искусство – латинское слово. Под ораторским искусством понимается комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.
Изучением теории ораторского искусства, убеждающей коммуникации занимается риторика.
Оратор – латинское слово. Обозначает:
1) лицо, произносящее речь, выступающее с речью на собрании;
2) красноречивый человек,
обладающий даром произносить
речи, человек, владеющий
Оратор может произносить речи учебные, политические, юридические.
Ритор (греч.) – не просто говорит, но делает это образцово. Учитель красноречия у древних греков и римлян. («Знает, умеет, учит»).
В древнем мире риторы обучали своих подопечных во время бесед, прогулок, в ходе которых младшие перенимали у старших их знания, умения и навыки. Ритор учил начинающего оратора «держать тему», учил быть логичным, кратким и сдержанным, учил не подменять серьезную проблему мелкими нападками, некорректными отступлениями и т. д.