Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают  наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и  в соответствии с поставленной задачей.

К ним относятся:

- содержательность  речи,

- точность и правильность речи,

- понятность речи,

- чистота  речи,

- богатство  (разнообразие) речи,

- выразительность  речи.

Основой культуры речи является литературный язык. Это высшая форма  национального языка. Его основными  признаками являются обработанность, устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей.

Литературный язык обслуживает  различные сферы человеческой деятельности: политику, науку, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, печать, радио, телевидение.

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной, каждая из которых  имеет свою специфику.

Устная  речь

- это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения;

- она создается в  процессе говорения;

- для нее характерны  словесная импровизация и некоторые  языковые особенности (свобода  в выборе лексики, использование  простых предложений, повторы,  незаконченность выражения мысли  и др.);

- предполагает наличие собеседника; говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают;

- воспринимается на  слух. Чтобы ее воспроизвести  еще раз нужны специальные  технические средства;

- произнесенное, сказанное  недолговечно: «слово не воробей,  вылетит – не поймаешь».

Письменная  речь

- это речь, графически  закрепленная;

- она может быть  заранее обдумана и исправлена;

- для нее характерны  некоторые языковые особенности  (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм и др.);

- письменная речь обычно  обращена к отсутствующим;

- рассчитана на зрительное  восприятие. Во время чтения всегда  имеется возможность перечитать  непонятное место несколько раз, проверить по словарям правильность понимания терминов;

- написанное может  долго сохраняться: «что написано  пером – не вырубишь топором».

Важнейший признак литературного  языка – его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме.

Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Источниками языковой нормы  являются произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой коммуникации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному  языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают его от потока диалектной речи, профессионализмов и просторечия.

Языковые нормы - явление  историческое. Их изменение обусловлено  постоянным развитием языка.

В речи важно соблюдать  нормы:

- грамматические – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций;

- лексические – правила применения слов в речи;

- орфоэпические и акцентологические – правила литературного произношения и ударения;

 

2. Основные качества речи.

2.1 Содержательность  речи. Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. «Смысл» в древнерусском языке – «разум, рассудок, ум». В народном творчестве отношение к слову, речи, языку выражено в пословицах:

«Красно поле пшеном, а  беседа умом»,

«Хорошую речь хорошо и слушать»,

«В чужой беседе всяк ума наберется»,

«Слово не зря молвится»,

«Не бросай слов на ветер»,

«Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь»,

«Говорит день до вечера, а послушать нечего»,

«Много наговорено, да мало сказано».

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая  над текстом, осмыслить:

- какие положения будут  развиты;

- что нового вносится  в решение вопроса;

- что остается спорным  и требует дальнейших размышлений;

- насколько высказываемые  мысли аргументированы;

- какова авторская  позиция.

2.2 Точность и правильность речи. Это соблюдение языковых норм. Определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка, его правил. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

При отборе лексических  средств рекомендуется учитывать  следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления, грамматическую оформленность.

Чтобы речь была точной, нужно постоянно расширять свой кругозор, глубже вникать в суть вопроса, стараться понять в деталях то, чем занимаешься или изучаешь.

2.3 Понятность  речи. Общепонятность языка определяется, прежде всего, отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

С точки зрения сферы  употребления огромный словарь русского языка можно разделить на

1) лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка (хлеб, семья, город, сад, мороз, любовь и т.д.),

2) лексику ограниченного употребления, в которую включены диалектизмы, жаргонизмы, термины, употребляемые в определенной сфере – профессиональной, территориальной, социальной, научной.

Лексика ограниченной сферы  употребления требует вдумчивого к ней отношения. Не нужно ее полностью исключать из своей речи. В узкопрофессиональной среде можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как правило, недопустимы в речи. Они могут быть введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего. Но осторожно!

2.4 Чистота  речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности.

К таким элементам  относятся слова-паразиты, которые  появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать), диалектизмы и просторечные слова, варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, - анонс, пролонгирование и т. п.), жаргонизмы (лафа, стибрили, умотать и т.п.), вульгаризмы (бранные слова).

Причины появления слов-сорняков – волнение, неумение мыслить публично, подбирать нужные слова, бедность словаря  говорящего.

2.5 Богатство и разнообразие речи. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов.

Ученые подсчитали, что  активный словарный запас современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов (по подсчетам других ученых – 11-13 тыс. слов).

Для сравнения: А.С. Пушкин употребил в своих произведениях  и письмах более 21 тыс. слов, С. Есенин – 18890 слов, Шекспир – около 15 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. «Словарный запас» Элочки-«людоедки» из «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова – 30 слов («хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, мрак, жуть, парниша, не учите меня жить»).

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью (например, слово земля имеет 8 значений).

Очень богат русский  язык синонимами. Они делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Очень много в русском языке слов, эмоционально окрашенных (дворик, платьице, девушка), позволяющих передать чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение (в этом смысле немецкий и французский языки скудны). Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией («положить в долгий ящик», «мамаево побоище», «попасть пальцем в небо», «сесть в калошу», «от горшка два вершка»).

Словарь русского языка  постоянно обогащается новыми словами. Наиболее продуктивным способом словообразования является морфологический, когда от одного корня с помощью приставок и суффиксов создаются десятки новых слов.

2.6 Выразительность  речи. Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовала сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовал способ изложения, манера исполнения и т.д.). К основным условиям, способствующим выразительности речи следует отнести:

- самостоятельность мышления, деятельности сознания автора  речи;

- неравнодушие, интерес  автора речи к тому, о чем  он говорит и к тем, для  кого он говорит;

- хорошее знание языка,  его выразительных возможностей, свойств и особенностей языковых стилей;

- систематическая и  осознанная тренировка речевых  навыков;

- умение контролировать  свою речь, замечать, что в ней  выразительно, а что шаблонно  и серо;

- психологическая установка  автора на выразительность (его сознательное намерение).

Ресурсы выразительных  средств языка неисчерпаемы. К  ним относятся:

1) фразеология;

2) пословицы и поговорки;

3) художественные приемы, называемые тропами и фигурами.

Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. К ним относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, сравнения, эпитеты, аллегория и др.

Стилистические  фигуры – необычные по синтаксису обороты речи, применяемые для усиления выразительности выступления, воздействия на чувства слушателя. Это антитеза, инверсия, повтор и др.

4) прямая речь, цитаты.

 

3. Стилем называется исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

В современном русском  языке выделяют следующие стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, стиль художественной литературы. В каждом стиле существуют свои требования к языковой норме.

Научный стиль. – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями: по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию.

Характерные особенности научного стиля:

    • логическая последовательность изложения;
    • однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания;
    • конкретность, бесстрастность, объективность высказывания;
    • насыщенность терминами;
    • научная фразеология;
    • преобладание абстрактной лексики;
    • использование сложных предложений.

Публицистический  стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи, основными целями которого являются воздействие на массы, призыв их к действию, сообщение информации.

Характерные особенности  публицистического стиля:

    • лаконичность изложения при информативной насыщенности;
    • доходчивость изложения;
    • эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания;
    • общественно-политическая лексика и фразеология;
    • использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость;
    • употребление коротких предложений;
    • использование изобразительно-выразительных средств языка.

Официально-деловой  стиль – стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг, который определяется их содержанием и целями: сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"