Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"
- постановка вопроса («Знаете ли вы язык жестов?», «Как научиться пониманию без слов?», «Жесты – помощники или предатели?»);
- привлечение фразеологизма, цитаты;
- рифмовка и др.
Формулирование целевой установки речи.
Под целью речи в риторике понимается представление о желательной реакции слушателей, на достижение которой должна быть направлена вся работа оратора над выступлением.
Выделяются общая цель (определенный тип цели) и конкретная цель, реализуемая в единичном выступлении.
Виды общих целей и соответственно жанровые группы ораторских выступлений:
1) информационная (характерна, к примеру, для лекции, доклада, сообщения);
2) убеждающая (реализуется в обвинительной или защитительной речи);
3) призывающая к действию (в митинговой речи, в рекламном выступлении);
4) воодушевляющая (в военно-патриотическом выступлении, в проповеди);
5) развлекательная (в некоторых тостах, в юмористическом рассказе);
6) сокровенная (исповедь, признание в любви).
В выступлении может ставиться не одна, а несколько целей, однако среди них различаются основная и дополнительные. Совокупность целей, выдвигаемых для реализации в выступлении именуют целевой установкой.
Подбор материала для выступления.
На комплектационно-
1) собственные размышления, воспоминания, фантазия;
2) специально организованные наблюдения и личный опыт в затронутой области;
3) консультирование у авторитетных лиц;
4) чтение, восприятие радио- и телепередач.
К источникам четвертой группы относятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники, таблицы, библиографические указатели; художественная литература; статьи из газет и журналов и др.
На этом этапе подготовки к выступлению формируется навык отбора литературы. Его образованию способствуют такие действия:
1) припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления;
2) просмотр личной библиотеки или каталога;
3) просмотр каталогов в библиотеке;
4) просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей;
5) просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов);
6) просмотр справочников.
Этот этап подготовки связан с работой в библиотеке. Необходимо уметь пользоваться каталогами, которые ныне могут быть представлены не только в картотечной, но и в электронной форме.
Принципы организации каталогов:
- алфавитный;
- предметный – основан на выделении ключевых понятий-тем, располагаемых далее по алфавитному принципу;
- систематический – основан на выделении различных отраслей наук, шифр каждой из которых при необходимости уточняется по отдельному специальному указателю.
Изучение отобранной литературы – важнейший этап подготовки ораторской речи. Виды чтения классифицируются по степени охвата объема источника (сплошное, целостное, выборочное) и по глубине усвоения материала (чтение-просмотр, ознакомительное и изучающее – аналитическое, углубленное). Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами.
При подготовке к лекции,
докладу нужно обязательно
Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Специалисты рекомендуют следующие основные формы работы над выступлением:
1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).
2. Подробный конспект с
3. Неподробный конспект с
4. План с цитатами.
5. Речь без бумажки.
Иногда приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.
3. В основе риторики лежит устная монологическая речь.
Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.
Различают следующие виды речей: информационная, убеждающая, побуждающая, воодушевляющая, развлекательная (Поль Сопер «Основы искусства речи»).
Информационная речь. Ее задача – помочь познать и усвоить новое, дать представление о предмете, а это достижимо при условии, если речь интересна и ясна. Информационная речь может быть:
- повествованием – это движение;
- описанием – оно расчленяет предмет, рассказывает о частностях и придает им наглядный вид, как на картине;
- объяснением – показывает, каков предмет в действии или каково его устройство.
Характеристики информационной речи:
1) актуальность сообщения;
2) отсутствие спорных моментов;
3) наличие элементов, пробуждающих любознательность слушателей;
4) удовлетворение информационно
- интеллектуальных ожиданий
Информационная речь – продукт продуманного плана. Содержит вступительную, главную и заключительную части.
К важнейшим жанрам информационной
речи относятся хроникальное и научное
сообщения, отчетный и исследовательский
доклады, академическая и научно-
Убеждающая речь. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами – логическими и психологическими – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе.
Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.
Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо). Как и всякая речь, она должна быть интересной. Интерес, который оратор должен вызвать, можно определить вопросом «Чему же верить?» или «Что делать?».
Тема убеждающей речи должна быть содержательной, обсуждаемый вопрос – спорным, но разрешимым.
Важнейшие жанры убеждающей речи: политическая и экономическая программы, парламентское выступление, обвинительная, защитительная и самозащитительная речи.
Речь, призывающая к действию. Содержит необходимые фактические данные, пробуждает психическую восприимчивость, приводит к согласию, но, кроме того, обладает специфической особенностью: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, к чему их призывает оратор.
Слушателей призвали к действию – к новому, к продолжению или прекращению прежнего – значит, их убедили. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.
Задача побуждающей речи – вызвать к действию мотивы, определяющие взгляды людей на их поведение. Каким образом? Все определяется инициативой оратора. Однако полезно учесть следующие правила:
1) сочетайте мотивацию с другими элементами речи (синтез психологических и логических средств воздействия);
2) мотивировка должна соответствовать аудитории и обстановке (учет интересов слушателей, а также объединяющих и разъединяющих оратора и аудиторию признаков);
3) развивайте мотивировку
с помощью конкретных примеров
(побуждающая речь не должна
состоять из одних лишь
4) избегайте банальных призывов или апеллирующих лишь к чувствам.
Разновидностью призывающей к действию речи является политическое выступление (речь на митинге, воззвание и лозунг).
Воодушевляющая речь. Обращена к чувствам, желаниям людей, призвана пробуждать лучшие глубинные душевные порывы, склонять слушателей к осознанию первичности долга перед личной выгодой. В воодушевляющей речи не приводятся новые сведения, факты.
Ее цель – обратить внимание слушателей на уже известное, но не до конца осознанное, воздействовать в первую очередь на чувства, активизируя духовную жизнь.
Важнейшие жанры воодушевляющей
речи: военно-патриотическое выступление,
приветственная, поздравительная , поминальная
речи, богословско-церковное
Развлекательная речь. Не содержит иной цели, кроме заключающейся в самом ее названии. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда и вымысел. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения.
Разновидностями развлекательных речей являются речи комические и драматические (с захватывающим сюжетом).
Важнейшие жанры: застольная речь (тост), устный бытовой рассказ и др.
Тема 4. Композиция публичного выступления.
План.
1. Понятие композиции. Деятельность оратора при построении речи.
2. Общие правила построения
выступлений. Задачи
3. Способы развертывания основной части выступления.
Литература
1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 161-171.
2. Введенская Л. А.,
Павлова Л. Г. Деловая
3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С. 110-133.
4. Риторика или ораторское искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 181-194.
5. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С. 69-72.
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте содержание понятия «композиция» речи.
2. Какие виды планов
рекомендуется составлять
3. Охарактеризуйте основные элементы композиции.
4. Приемы привлечения внимания слушателей.
5. Методы изложения
материала основной части
6. Какие недостатки в построении речи снижают ее эффективность?
Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу, собрать интересные факты. Нужно подумать как расположить материал, с чего начать, в какой последовательности излагать, чем закончить речь, т.е. нужно поработать над композицией материала.
1. Композиция (лат.) – «составление», «построение», «структура».
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Эти смысловые компоненты рассматриваемого понятия диктуют состав деятельности оратора на этапе расположения материала:
1) структурирование подобранного материала;
2) установление мотивированной
соразмерности (
3) определение порядка их следования.
Организация материала в речи определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается.
Работа над композицией речи начинается с составления плана.
План (по определению толкового словаря русского языка) – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения.
На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы:
1) предварительный план составляется после выбора темы. Его назначение определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу. В ходе работы план может изменяться. Предварительный план – это отражение собственного решения оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.