Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7


РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13


РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23


РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 154.03 Кб (Скачать)

Подобные постановления  Собора носили повышенный тон и начальственный характер, как бы подчеркивая  каноническое первенство Римским кафедры.  На это могли повлиять лжеисидоровы декреталии, появившиеся в половине IX века и впервые использованные именно папою Николаем I.

Папские послы были торжественно встречены, поселены в столице и  окружены лишь приверженцами Фотия. В 861 году в Константинополе состоялся собор в присутствии папских легатов. Но здесь, вопреки ожиданиям папы, восточные отцы действовали независимо от его влияния. Латинским источники свидетельствуют о том, что легаты были подкуплены сторониками Фотия, так как на соборе они приняли сторону Фотия и, превышая свои права, признали его назначение правильным, как и правильным лишение кафедры Игнатия. Фотий был заинтересован в том, чтобы папа согласился с постановлениями этого Собора и одобрил деяния своих легатов, тем более что между составленными Собором канонами (17) некоторые соответствовали папским желаниям, например, канон, чтобы прямо в патриархи нельзя ставить светских лиц (послед. 17 правило) [33, с. 323].

Насильственно низложенный  на Соборе патриарх Игнатий послал свою апелляцию папе, через архимандрита Феогноста. Император и Фотий также писали папе.

 В своем послании  папе Фотий с достоинством объяснял, что он принял патриарший сан не по честолюбию, что он его не искал, а его заставили стать патриархом. Относительно же нарушения правил указанных папой Фотий ответил, что эти правила есть постановления местных церквей и необязательны для константинопольской, и что даже западная церковь допускает такое поставление. Кроме того, Фотий заметил папе, что, заботясь о церковном мире, папа сам его нарушает, так как принимает в общение беглых духовных лиц константинопольского патриархата, не имеющих представительных грамот [45, с. 168].

Получив донесение о Соборе и  письма, папа Николай I был крайне не доволен. Вполне возможно, что в новом патриархе папа видел сильнейшего противника и не желал поступаться и долей своих прав. Николай I, занимавший папский престол с 858 г. до своей смерти в 867 г., был первым, кто стал решительно придавать папству государственно-имперские функции. Это был человек внушительной наружности, несокрушимой энергии и твердой веры во вселенско-монархическое значение папства. Приняв сан римского первосвященника, он первым из пап венчался трехъярусной короной (тиарой) в знак своего царского достоинства. Раздробленная Европа была бессильна перед умным и волевым «атлетом Божиим», как его называет летописец. Николай I заставил считаться с собой мятежных епископов, баронов и королей. Ссылаясь на примеры Пипина и Карла Великого, он утверждал, что только папа дарует власть императорам. По мнению папы, как Бог господствует над миром, так и папа, его наместник, должен стоять во главе земных царств: все должны припадать к стопам римского архиепископа, как к престолу Божию. Ради этого Николай I, по словам летописца, «повелевал королям и тиранам и покорял их своей власти» [28, с. 161].

Папа считал своим долгом пресечь  епископское своеволие в национальных церквах. Если кого-нибудь отставляли от духовной должности без его ведома, он, невзирая ни на что, заставлял восстановить отлученного и, наоборот, отлучал неповиновавшихся [28, с. 161].

Подобное произошло и во время  конфликта в Константинополе.

 В начале 862 г. папа  созвал свое духовенство в  Риме и, в присутствии Византийского  императорского посла с письмами  от императора и Фотия, объявил, что он не давал своими легатам полномочия решать дело и что он не соглашается на низложение Игнатия и возведение Фотия. Это было изложено в особом послании от 18 марта 862 ге. "Ad omnes fideles", прежде всего направленном к восточным патриархам, которым запретил общение с Фотием. Архимадрит Феогност смог доставить папе апелляционную записку патриарха Игнатия только в конце 863 г. Ознакомившись с делом по такому важному источнику, папа, в апреле 863 г. на Соборе Италийских епископов, осудил Фотия и низложил его и высказался за законность патриарха Игнатия. О своем постановлении папа сообщил императору, Фотию и всем верующим. Фотий папского низложения не признал, а император, конечно, под влиянием Фотия, написал папе резкое письмо. На это письмо папа ответил императору сдержанно, однако, защищаясь от нанесенных оскорблений [33, с. 324].

Разрыв между церквями углублялся как никогда.

Вскоре к спору прибавились  территориальные претензии. Весьма острую окраску приобрел вопрос об управлении болгарской Церковью. Болгарский царь Борис принял крещение в 864 г. Начали креститься и его подданные. Первыми проповедниками христианства в Болгарии в 865 г были греческие миссионеры, как и первая иерархия — епископы и священники. Новопросвещенным патриарх Фотий написал один довольно обширный догматико-этический трактат, адресовав его болгарскому князю Борису. Недостаток этого трактата в его отвлеченном, ученом характере, мало понятном только что вступившим в лоно Христианской Церкви. Вскоре, конечно, по политическим соображениям, Борис пожелал вступить в союз с Римской кафедрой, скорее всего он опасался попасть в политическую зависимость от Константинополя. Борис отправил (865 г). посольство к папе Николаю I - просил его ответить на несколько вопросов относительно христианской веры и жизни и прислать в Болгарию латинских священников. Папа ответил ему просто и обстоятельно, отправив свои ответы с епископом Павлом и Формозой. Последний очень понравился Болгарскому князю, и он просил папу оставить его в Болгарии. Однако папа судил за лучшее послать ему других епископов — Доминика и Гримоальда. После появления латинян греческая иерархия были изгнана из Болгарии и ее место заняла латинская. Папские епископы и духовенство стали вводить во вновь создаваемые Церкви свои заблуждения. Так, они вновь миропомазывали новокрещенных болгар на том основании, что прежнее недействительно, установили пост в субботу вместо среды, разрешили есть молочные продукты в первую неделю Великого Поста, женатых греческих священников называли незаконными, учили об исхождении Святого Духа и от Сына и тому подобное. Такое самоуправство папы и поведение латинского духовенства в Болгарии произвело плохое впечатление в Константинополе [45, с. 169].

В самом конце 866 г., или  раннею весною 867 г., Фотий отправил окружное послание к восточным патриархам, которых он приглашал в столицу на Собор — судить папу. Он жаловался на то, что «латинские миссионеры затоптали засеянную в Болгарии ниву, обещавшую обильную жатву Евангелию, что они как дикие вепри вторглись в виноградник Господень, чтобы болгарский народ, едва два года пред тем познавший истинную веру из Византии, вести на путь смерти» [33, c. 324].

Собор открылся в Константинополе  в 867 г. На нем присутствовали местоблюстители  восточных патриархов, много епископов  и сам император Михаил с новым  кесарем, Василием Македонянином. Фотий основательным образом раскрыл перед собором все заблуждения Римской Церкви. Среди «заблуждений» были указаны как незначительные, так и весьма важные расхождения между Западной и Восточной Церквями, сформированные в течение последних пяти веков. Эти расхождения, впервые четко сформулированные именно Фотием, составят основу того, что отличает в дальнейшем обособившиеся католическую и православную церкви.

Среди «заблуждений» были указаны такие как пост в субботу, бритье бороды священников и т.д.

 Одним из самых ярких расхождений в догматике Римской и Константинопольской христианских Церквей, подвергнутый Фотием подробному рассмотрению, было различие в Символе веры, учение о нисхождении Духа Святого и от Сына (filioque).

Логика этого учения, основы которого были заложены блаженным Августином, состоит в утверждении, что-то, что в Боге не противопоставлено, то не может быть и различимо. Здесь видна тенденция мыслить отношения Божественных Лиц натуралистически, по аналогии с отношениями, которые наблюдаются в тварном мире, по аналогии с причинно-следственными отношениями. Вследствие этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение, которое также определяется как исхождение. В результате точка равновесия сразу же резко смещается в сторону единства. Единство начинает превалировать над троичностью. Таким образом, бытие Божие отождествляется с Божественной сущностью, а Божественные Лица или Ипостаси превращаются в некую систему внутрисущностных отношений, которые мыслятся внутри самой божественной сущности. Таким образом, согласно латинскому богословию, сущность логически предшествует Лицам.

 Учение о «filioque» первоначально возникло около VI века в Испании и Галлии. В VIII веке оно нашло для себя ревностного приверженца в императоре Карле Великом. Он предложил сначала Ахенскому Собору, а потом и папе Льву III внести новое учение в Символ веры, но ни тот, ни другой не согласились на это предложение. Мало того, папа Лев III, для последующего сохранения во всей целости текста Никео-Константинопольского Символа, приказал изобразить его по-гречески и по-латыни на двух серебряных досках и поставить их в базилике святого Петра. Надпись, сделанная на этих досках, показывала, что они поставлены были Львом III из любви и ревности в православной вере, установленной Вселенскими Соборами. Несмотря на это, Карл не послушался папы и приказал в своих Церквях петь Символ с добавлением [37, с.38]. Со смертью Карла начал падать и «лжедогмат» и, может быть, пал бы окончательно, если бы на него не было бы обращено внимание в ходе споров патриархов западной и восточной Церквей в IX веке.

Созванный патриархом Фотием Собор осудил и предал анафеме папу Николая I. Акты об этом были посланы в Рим, а к немецкому королю Людовику II было сделано обращение — привести в исполнение над папою приговор Собора.

Западная сторона обвиняет этот Собор в страшных фальсификациях. До нас не дошло актов от этого Собора: один их экземпляр, посланный в Рим, был сожжен в Риме в 869 г., а другой, на Константинопольском Соборе 869 г.

В конце сентября 867 г. произошел  уже дворцовый переворот. Михаил III был убит, и его место занял  Василий Македонянин. В его политические расчеты не входил разрыв с папой, поэтому он решил низложить Фотия . 24 сентября Василий провозгласил себя царем, а 25 сентября лишил кафедры Фотия. На Константинопольскую кафедру по настоянию нового императора восходит Игнатий [33, с. 325].

 В Рим, к папе  было отправлено унизительное  для восточной Церкви письмо. Василий Македонянин сам подчинял восточную Церковь папе, отдавая ему на суд Фотия и прося утвердить Игнатия. Николай не дожил до такого торжества: он умер до приезда посольства  ( 13 ноября 867 г.).

Преемником Николая стал Адриан II. Новый папа, поспешил воспользоваться обстоятельствами, так хорошо сложившимися для римской кафедры. Он созвал (868 г.) в Риме собор, предал Фотия и его приверженцев проклятию, публично сжег определения Константинопольского собора (867 г) против Николая, присланные ему Василием Македонянином, и затем отправил в Константинополь своих легатов епископа Доната, Стефана и диакона Марина, чтобы окончательным решением дела Фотия и Игнатия там доказать свою власть. Легаты папы были торжественно встречены в Константинополе. 5 октября 869 г., в Константинополе открылся Собор по делу восстановления Игнатия. Этот собор на западе считается восьмым вселенским. Желавшие участвовать в Соборе должны были подписывать libellus satisfactionis, документ, привезенный легатами от папы. Он заключал в себе изложение веры и проклятие всех еретиков, последними из которых были иконоборцы и фотиане. Этот порядок вызвал среди членов Собора значительные трения. Десятое  и последнее заседание Собора имело место 28 февраля 870 г., под председательством императора Василия I и его старшего сына Константина. На этом заседании было принято 27 канонов, по греческому счислению 14. Из них 17 канон (греческий 12) считает излишним присутствие на Соборе светских представителей, за исключением Вселенских Соборов [33, с. 325].

На  соборе восточная Церковь фактически согласилась на все требования папы и подчинилась ему. Греческие епископы только после собора поняли, какую ошибку они сделали. Когда легаты представили императору соборные акты, он сначала отобрал их, но потом возвратил. Зато в вопросе о болгарской Церкви восточные епископы, и даже патриарх Игнатий, оставались непреклонными.

Вне заседаний, в марте 870 г., болгарский вопрос был разрешен на одной небольшой конференции, состоявшей из императора, патриарха, папских легатов, представителей патриарших кафедр и болгарских легатов. Новая перемена в настроениях болгар — отказ от Рима и возвращение к Византии — опять диктовалась политическими соображениями. На как будто бы недоуменный вопрос болгарской делегации: к какой Церкви они должны принадлежать — к Византийской или Римской — им было сказано в ответ положительно: к Византийской, — это несмотря на протесты Римских легатов. Еще в 870 г. Игнатий посвятил болгарам архиепископа. Представители Рима должны были оставить Болгарию, латинские священники были от туда удалены.  Папа Адриан был не доволен подобными обстоятельствами и запрещал Игнатию вмешиваться в управление болгарской Церковью, однако в Константинополе на это не обращали внимания.

Фотий, после низложения, в 869 году был сослан в заточение. Свое стесненное положение он переносил с необыкновенной твердостью, не переставая восставать против подчинения восточной Церкви римской. Он успел, даже, добиться к себе сочувствие сторонников Игнатия и самого императора Василия. Царь обращался к нему за разрешением различных вопросов, а потом взял его во дворец в качестве воспитателя своих детей. В то же время Фотий помирился с Игнатием. Когда патриарх Игнатий умер 23 ноября 877 г., то Фотий был бесспорным заместителем его. Теперь Василий Македонянин не дорожил своими мирными отношениями к папе, — тем более что бывший в то время папой Иоанн VIII сам был стеснен нападением сарацин на Италию,— и потому, не стесняясь мнением папы, восстановил Фотия.

Фотий добивался легализации своего положения и одобрения папа. Он убедил императора написать письмо в Рим и, не упоминая о смерти Игнатия, просить  Иоанна VIII (872-888 г.) прислать легатов для устранения последних расколов и успокоения Церкви. Делегатами были посланы епископы Павел и Евгений. Они были крайне удивлены, когда узнали, по прибытии в Константинополь, о смерти Игнатия и возвышении Фотия. Во всяком случае, они не имели инструкций от папы войти на общение с Фотием. Началась новая переписка Византии с Римом, через которую императору и Фотию удалось убедить папу, находившегося в стесненных обстоятельствах, признать Фотия. Но Иоанн VIII поставил условие, чтобы Фотий свое восстановление признал милостью папы и отказался управлять болгарской Церковью.  В Константинополь папа послал кардинала Петра, который присоединился там к двум другими легатами. В ноябре 879 г Собор открылся. Участвовавшие в соборе папские легаты совсем не знали греческого. Это обстоятельство, по латинским заявлениям, сделало возможным извращение действительного положения вещей и, вследствие этого, невыполнение легатами инструкций и данных полномочий от папы. По другому же мнению первое условие на соборе было даже не предъявлено легатами, так как здесь им сразу дали понять, что Фотий уже признанный константинопольской церковью и не нуждается в утверждении папы.

Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках