Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7
РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13
РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23
РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62
Таким образом, в результате анализа, был выявлен ряд событий, процессов, происходящих на территории Римского государства, которые привели к зарождению схизматических тенденций в развитии христианской Церкви в IV-VII веках:
РАЗДЕЛ III. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В VIII-X ВЕКАХ, СХИЗМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Зерна раздора между Западом и Востоком были заложены властителями рушившейся империи, государственной религией которой в тот момент стало христианство. Год за годом разногласия усиливались. Политические, догматические, с каждым веком их становилось все больше.
Политическая карта Европы
средневекового период была
В середине VIII века власти пап угрожали лангобарды.
Чтобы ослабить лангобардов, папы вступили в союз с франкским королем — северным соседом Лангобардского королевства. В 754 году франки разгромили лангобардов, папа Стефан III (752—757) венчал франкского короля Пипина Короткого королевской короной и запретил франкам в дальнейшем избирать себе монархов из какого-либо иного рода, кроме потомков Пипина. В свою очередь король подарил папе обширные земли в центре Италии, отнятые у лангобардов. Так были заложены основы Папского государства [18, с. 41].
Коронация Пипина и Карла Великого римскими папами укрепила в сознании мысль о том, что власть императора дается через папу.
Юридическим обоснованием для укрепления папства как системы церковного укрепления служили декреталии – послания, которые папы римские издревле направляли в разные Церкви с ответами на спорные вопросы. Эти декреталии считались почти каноническими, если Церкви принимали их и тем самым выражали свою подчиненность римской Церкви. В это же время появился популярный документ, известный как «Константинов дар», согласно которому Константин Великий в благодарность за исцеление от проказы и по случаю крещения подарил папе Сильвестру многочисленные земли, Латеранский дворец в Риме, одеяние и знаки отличия императорского ранга. При этом Константин, как указывается в этом документе, провозгласил, что Церковь в Риме имеет преимущество над всеми другими Церквями и ее епископ – верховный епископ всех Церквей [39, с. 384].
Этот документ в полном виде входит в так называемые «Лжеисидоровы декреталии» и не является исторически достоверным. Лжеисидоровы декреталии, которыми папы оправдывали свое право на главенство, представляют канонический сборник декреталий пап, - начиная от Климента Римского в I веке до Григория II в VIII, и решений соборов. Сборник якобы составлен неким Исидором, под которым подразумевается Исидор Севильский из Испании (560-636). Часть этих документов аутентична, но большая часть подложна или искажена, хотя до периода Реформации все документы признавались истиными. Эразм Ротердамский и Кальвин отвергали их, а гуманист Лоренцо Валло в 1440 году доказал их подложность. Хотя считается, что папство не имело отношения к фабрикации этих документов, а они появились во Франции в середине IX века, римский престол широко пользовался этими источниками [39, с. 384-385].
В VIII веке значительная часть Италии освободилась от византийского владычества. Папы принимали в борьбе активное участие. Политические корни борьбы VIII века выступают вполне обнажено, но вместе с тем вмешательство папства получило обоснование в идейных противоречиях. Дело в том, что в VIII веке в Византии началось так называемое иконоборческое движение [18, с. 36].
Иконография возникла в IV веке, во времена религиозной свободы, как иллюстрация сцен церковной истории или сцен Ветхого и Нового Заветов. Тогда это казалось созвучным римской моде – расписывать стены здания сценами из жизни и мифологии. Вполне естественно, что с годами изображения превратились в предмет поклонения [39, с. 426].
Вопрос о почитании икон затрагивался идеологами Церкви уже в предшествующие столетия: среди противников иконопочитания был, в частности, автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский, считавший, что всякая икона будет изображать Христу «в образе раба и во плоти, которой он облекся ради, нас», тогда как предметом поклонения христиан является божество, чьей славою растворена Плоть. На Западе на Эльвирском соборе (ок.300г.) было даже принято правило против стенной живописи в Церквях (канон 36).
Напротив, другие церковные деятели,
и среди них Василий
Только в VIII веке вопрос о почитании
икон превратился в
Внешне иконоборчество было направлено против культа икон, изображавших Христа и святых, а также против культа мощей всякого рода. Этот культ икон и мощей приобрел к VIII веку чрезвычайное распространение: некоторый священники соскабливали краску с икон и смешивали ее с хлебом и вином, которыми причащались верующие. В других случаях иконы приглашали быть восприемниками при крещении детей. Однако императоры-иконоборцы выступали против иконопочитания не потому, что они хотели «очистить» христианскую веру от суеверий: ведь они были детьми своего века и отдавали дань суевериям — мы могли уже видеть, что Лев III искал причину землетрясения в гневе божьем.
Богословская аргументация иконоборцев, детально развитая в постановлениях собора в Иерии, сводилась к следующему: можно допустить, что на иконе изображены либо только человеческая природа Христа, либо обе его природы — но и то, и другое допущение является ересью, если считать, что икона изображает лишь человеческую природу Христа, это ведет к разъединению обеих природ христовых и, следовательно, к несторианству. Если же предположить, что икона изображает как человеческую, так и божественную природу сына божьего, то это ведет к слиянию обеих природ христовых, иными словами к монофизитству. Исходя из представления о том, что истинная икона должна быть единосущна изображаемому на ней лицу, иконоборцы признавали истинной иконой лишь причастие: плоть и кровь Христову [18, с.37-38].
Почему же Лев III и Константин V и их окружение (особенно епископы малоазийских Церквей и военные командиры) выступили против иконопочитания? Вопрос этот давно обсуждается в научной литературе, и для его разрешения было предложено несколько гипотез. Одни ученые считали, что Лев и Константин действовали под влиянием ислама. Появившийся с VII в. ислам с его враждой ко всякого рода изображениям (живописным и скульптурным) человеческих и сверхчеловеческих лиц (безличные картины мира и животных не отрицались) оживил сомнения в законности икон, которое возникло за несколько веков до официального иконоборчества. Далеко не везде, но в районах, соседних с арабами: Малая Азия, Армения. Само население этих районов было в расовом отношении отлично от эллинских районов Мореи, Аттики, Македонии. Там, в центре Малой Азии, исконно жили и таились древние антицерковные ереси: монтанизм, маркионитство, павликианство — антикультурные и антииконные по духу доктрины. B этом пункте ислам им был понятнее и представлялся как бы совершеннее, «духовнее» христианства. Еще до постановлений Льва III арабский халиф запретил иконы в христианских церквах. B этой атмосфере императоры, выдерживавшие напор фанатичного ислама, не могли не соблазняться устранить лишнее препятствие к мирному соседству с религией Магомета. Недаром защитники икон называли императоров-иконоборцев «σαρακηνοφρονοι — сарацински мудрствующими» [19, с. 334].
Однако это объяснение ничем не помогает, ибо по-прежнему остается неясным, почему византийские императоры вступили на этот путь. К тому же они не нуждались в примере ислама, поскольку примеры осуждения иконопочитания могли найти уже в византийской церковной литературе, начиная с Евсевия Кесарийского. Наконец, между византийским и мусульманским иконоборчеством было чрезвычайно существенное отличие: ислам запрещал всякие изображения живых существ, тогда как византийские иконоборцы выступали прежде всего против икон Христа, а также против образов святых, но охотно отдавали приказ расписать церковь светскими изображениями или украсить ее мозаиками птиц и животных.
Другие исследователи
Большего внимания заслуживает
предположение о том, что иконоборчество
послужило средством для
Основной задачей
В этой политике централизации иконопочитание (особенно в его крайних формах) оказывалось препятствием, ибо иконопочитатели, поднимая икону до божеств, заменяя на практике культ единого бога культом множества локальных святых и поклонением местным иконам, дробили церковь как организацию. Поэтому иконоборцы не ограничились только укреплением культа императорской власти, но и стремились уничтожить почитание икон как средоточие локального культа. Изъятие церковных сокровищ способствовало выполнению обеих задач.
Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках