Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7
РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13
РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23
РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62
Христианское предание гласит о том, что император с копьем в руке определял границы города, и когда приближенные, видя чрезвычайные размеры намечаемой столицы, с удивлением спрашивали его: «Докуда, государь, (ты пойдешь)?», — он отвечал: «(Я пойду) до тех пор, пока не остановится идущий впереди меня». Этим он объяснял, что некая небесная сила им руководит [30]. По размерам территория нового поселения во много раз должна была превосходить прежнюю. Новая столица была возведена и обустроена небывало высокими темпами - за шесть лет. На берегах Босфора собрали лучших мастеров империи: архитекторов, строителей, скульпторов, художников. Лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии шли на украшение созидавшейся новой столицы. 40.000 готских воинов, так называемых федератов, участвовали в работе. Всячески поощрялся переезд в новый город торгового и ремесленного населения из других районов Римской империи. В буквальном смысле насильно из Рима переселялись имперские сановники с семьями и многочисленной челядью. В добавление к налоговым и другим льготам, которые получали решившиеся обосноваться на новом месте купцы, ремесленники и другие полезные для будущего развития граждане, было установлено правило: каждому, построившему себе в городе дом, следует бесплатно выдавать хлеб, масло, вино. Во многом благодаря тому, что власти несколько десятков лет подряд выполняли своё обязательство, население прирастало чрезвычайно быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. человек. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре. Столица получила муниципальное устройство Рима и делилась, подобно последнему, на четырнадцать округов-регионов, из которых два лежали за городскими стенами. Сначала город был наименован «Новым Римом», однако это название не прижилось. В историю он вошёл, увековечив имя своего создателя, императора Константина Великого, и до середины XV века назывался «городом Константина», или Константинополем.
Со времени Константина Великого Константинополь делается политическим, религиозным, экономическим и культурным центром империи.
Основанием «Рима Нового», Константин сам того не ожидая, создал конкурента «Риму Старому». В империи появился новый центр, который становился центром и религиозным (по подобию Рима), а это, в свою очередь, нарушило монополию апостольского Рима. Это был еще один шаг к разделению христианства.
Но фактически никогда
не существовало объединенной единым
руководством христианской церкви. Еще
до перенесения столицы в
Пятая патриархия, иерусалимская (признанная таковой согласно «седьмому правилу» Первого Вселенского собора), в последнем отношении далеко превосходила все другие, но во всех остальных значительно уступала им, а потому не принимала участия в соперничестве. Александрия в IV в. явилась, благодаря заслугам своего богословия (Афанасий и Кирилл Александрийские), весьма серьезной соперницей Антиохии и Константинополя. Но Халкидонский собор (451), где александрийского епископа Диоскора обвинили в ереси, и где восторжествовала версия христианства Римского Папы Льва I Великого и св. Флавиана Константинопольского, подорвал ее авторитет. Окончательная победа догматики образца Халкидонского собора над монофизитством (направлением в христианстве, провозглашавшем, что человеческое начало в Сыне Божьем было при Его Боговоплощении полностью поглощено Его Божественным началом; тем самым Иисус полагается носителем одной ─ Божественной природы) была вместе с тем победой Рима и Византии над Александрией. Неподчинившийся Восток (к монофизитам в XXI в. относятся Армянская Апостольская Церковь и Коптская Православная Церковь, объединяющие около 36 миллионов верующих) отпал от Вселенской Церкви. Подчинившиеся же церковные территории не оспаривали впредь ни прямо, ни косвенно первенства Византии [20, с. 13].
В VII веке восточные патриархаты подверглись мусульманскому завоеванию: на мировой христианской арене остались лишь Византия и Рим [20, с. 14]. Но и до этого времени Константинополь и Рим, несомненно, выделялись как центры не только религиозные, но и как, прежде всего, политические, причем на территории одного государства.
Последним императором,
который владел всей империей,
был Феодосий I Великий (правил
в 379-395). После смерти Феодосия
в 395 году Римская империя
На протяжении V веке во главе Западной Римской империи стояли бездарные императоры, которые были неспособны защитить свои провинции от набегов варваров (завоеваний Алариха, Гензериха и Одоакра). К тому же благосостояние западной части империи всегда зависело от благосостояния восточной ее части. С разделом империи Запад был отрезан от основных источников дохода. Постепенно западные провинции распались на несколько варварских государств, а в 476 был смещен последний император Западной Римской империи [30].
После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).
Константинополь и Восток в целом оказались в лучшем положении, чем Западная Римская империя. Во главе Восточной Римской империи стояли более способные правители, ее границы были не так протяженны и лучше укреплены, к тому же она была богаче и имела более многочисленное население. На восточных границах Константинополь сохранил свои владения в ходе нескончаемых, начавшихся еще в римские времена войн с Персией [3].
Тем не менее, Восточная Римская империя также столкнулась с рядом серьезных проблем. Культурные традиции ближневосточных провинций Сирии, Палестины и Египта сильно отличались от греческих и римских, и население этих территорий относилось к господству империи с отвращением. Сепаратизм был тесно связан с церковными распрями: в Антиохии (Сирия) и в Александрии (Египет) то и дело появлялись новые учения, которые Вселенские соборы осуждали как еретические.
Из всех ересей больше всего беспокойства доставляло монофизитство. Монофизитское учение отразилось и на отношениях Рима и Константинополя. Попытки Константинополя достигнуть компромисса между ортодоксальным и монофизитским учениями, предложение Константинопольского Патриарха Акакия и императора Зенона, требовавшее от Рима в угоду ереси монофизитов отречения от решений Халкидонского Вселенского собора, вызвало длительное разделение Церквей Рима и Византии (482-519). Раскол был преодолен после вступления на престол Юстина I (правил в 518-527), непоколебимого ортодокса, но Рим и Константинополь продолжали отдаляться друг от друга в вероучении, богослужении и церковной организации.
Крупномасштабную попытку
Тем не менее, для противостоящих в этот момент кафедр Рима и Константинополя некоторое время действовали весьма серьезные причины, заставлявшие их дорожить сохранением единства Церквей. За исключением периода с 476 по 553 г. Рим вплоть до 754 г. признавал себя подданным византийских императоров. Папам было выгодно признавать власть империи, чтобы сохранять в глазах варваров независимое положение и обаяние древнего, императорского Рима. Византийское правительство нуждалось в римских папах лишь постольку, поскольку оно еще лелеяло надежду возвратить всю Италию, обладая остатками влияния в церковной провинции в Равенне. Тем не менее, для Восточной Церкви папы были нужны как церковный авторитет, лежащий вне пределов фактической власти императора, чтобы, опираясь на него, успешно вести борьбу с императорами-еретиками, стремившимися контролировать константинопольскую кафедру. Связь с Римом давала Востоку возможность, отпадая от покорных императорам епископов и патриархов, сохранять связь с Вселенской Церковью [20, с. 15-16].
В это время папство, разумеется, боролось не за главенство в церкви, но за сохранение хотя бы относительной самостоятельности. Борьба шла по двум направлениям: во-первых, папам удалось превратить римскую церковь в большую экономическую силу, во-вторых, поднять ее политически» авторитет. Италия переживала в VI—VII веках тяжелую пору. В стране не прекращались войны, германское племя лангобардов сумело вытеснить византийцев с севера страны и угрожало югу, на юге византийские чиновники вели себя нагло, вызывая всеобщую ненависть. Используя экономические и политические бедствия страны, папы расширяли церковные владения, приобретали земли в Сицилии, в Южной Италии, даже в Галлии. Располагая большими денежными средствами, они взяли в свои руки администрацию Рима, вели переговоры с лангобардскими королями [18, с. 36].
Вместе с разделом империи
и бедственным положением её частей
углублялись и религиозные
В культурном отношении христианский
Константинополь находился
Рим же, изъятый из лона прежней античной культуры, погибая в варварской среде, неумолимо стремился выжить, прогибаясь под новые культурно-политические условия. Экономика и культура, основанные на рабовладении (а оно уже себя изжило) были там фактически мертвы. Причём западноримские районы, включая сам город Рим, приходили в полное запустение, постепенно из совершенно передовой римской цивилизации превращаясь в полупервобытный очаг «мрачного средневековья», заселяясь «дикими германцами».
Восточной же (византийской) половине просто пришлось отказаться от вольномыслящей греко-римской культуры, несмотря на утвердившийся греческий язык (но не латынь – язык римлян). Сохраняя экономическую систему, основанную на фактическом закрепощении всего населения (что невозможно было на свободолюбивом Западе), она становилась постепенно типичной азиатской империей, мало отличающейся в лучшую сторону от Ирана, Китая, Индии. Это позволило ей в законсервированном, оторванном от прогресса виде просуществовать ещё целых 1100 лет, и заразить этой «византийской» системой другие страны Восточной Европы.
Византийское устройство государства и общества порождает специфическую систему под общим названием «цезарепапизм». Речь идет о ситуации постоянного вмешательства светских владык в дела церкви и фактическое управление ей. Такая практика зарождается, начиная с Константина, который являлся инициатором многочисленных нововведений в управлении церковью (например, созыв Вселенских Соборов).
На Западе же, несмотря на явный
временный возврат к
Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках