Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7


РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13


РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23


РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 154.03 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Брестский Государственный университет  имени А.С. Пушкина»

 

 

исторический факультет

 

кафедра истории  славянских народов

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

СХИЗМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ  В РАЗВИТИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В IV-XI ВЕКАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

«  » ___________2011 г.

Заведующий кафедрой истории  славянских народов

__________ А. Н. Вабищевич

 

 

 

Выполнила:

студентка исторического  ф-та

V курса группы «В»

Саливончик Н. В.

 

Научный руководитель:

доктор   исторических наук, профессор кафедры истории  славянских народов 

Горбацкий А. А.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

 

 

РАЗДЕЛ  1. Историографический обзор……………………………………7

 

 

РАЗДЕЛ 2.  Общественно-политические процессы в Римской  империи и  их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13

 

 

РАЗДЕЛ  3. Христианская церковь  в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23

 

 

РАЗДЕЛ  4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58

 

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  исследования:

В современном мире существует много различных религиозных  течений. Возглавляют иерархию мировые  религии.  Сейчас трудно представить  и тем более увидеть в многочисленных религиозных течениях что-то общее. Оно без сомнения есть, и это  яркий признак того, что у них  вполне возможны общие корни. Некоторые  религиозные течения появились  или отделились недавно, а некоторые  самостоятельны уже веками. Говоря о какой-либо из мировых религий, нужно понимать, что она уже  давно не является однородной. На каком-то этапе своего развития религия, так  или иначе, сталкивалась со схизматическим кризисом и на ее догматической основе вырастали многочисленные религиозные  течения, которые все же объединяют под названием одной религии. Схизма, разделение единой религии ─ процесс закономерный, он лежит в рамках исторического развития: невозможно сохранить один и тот же тип мышления, один и тот же культ на огромной территории, на которую со временем распространилась религия. И, тем не менее, этот процесс весьма болезненен. Зачастую у разделения были куда более серьезные причины, чем вышеперечисленные. Человеческий разум, стремящийся к осмыслению, нередко сам толкал сторонников одной религии к распрям. Подобными процессами истерзана одна из самых многочисленных религий – христианство. Веками религию Христа пробовали на прочность всевозможные ереси. Средневековая христианская Церковь была втянута в споры, пылающие костры и вооруженные столкновения. Такие процессы не прошли бесследно, они без сомнения отразились на Церкви и религии и, в конце концов, привели к расколу Церкви (к схизме). Особого внимания заслуживает схизма 1054 года, разделение Церкви на Западную и Восточную (католическую и православную).

 Разделение христианской  Церкви – один из ярких моментов  ее развития. Христианская церковь,  как и всякий институт в  своем развитии, не раз приходила  к кризису (в том числе схизматическому). В развитии одной из мощнейших  религий мира можно проследить  схизматические тенденции. Угроза  разделения у христианской Церкви  появлялась несколько раз, особенно  плодотворным временем для этого  были средние века. На протяжении средневековья, с момента введения раздельного управления Римской империей и укрепления второго христианского центра в Европе (Константинополь), можно говорить о схизматических тенденциях в христианской Церкви. Подобные тенденции очевидны, если обратиться к истории средневековой Церкви. Мы можем увидеть, как зарождалась поляризация христианской Европы на Восток и Запад в раннем средневековье, и во что это вылилось в высоком. Углубление схизматических тенденций привело к трагической точке в существовании единой христианской религии. Начиная с 1054 года, христианский мир раскололся надвое, а о единстве одной из могущественных религий раз и навсегда было забыто. Теперь все было по-другому. Некогда хотя бы формально, единая Церковь стала забытой основой новых религиозных течений, которые существовали уже самостоятельно. Эти религиозные течения или Церкви, ставшие основными ветвями могущественного христианства, превратились во врагов. Если раньше существовавшие распри были разногласиями в одной Церкви, то сейчас это были две противоборствующие Церкви. Борьба собратьев по религии вылилась в открытую войну, носившую яркие признаки религиозной и приведшую к падению религиозного и политического центра восточного христианства.

На данный момент все разногласия  между восточным и западным христианством  ушли в небытие. Давно уже самостоятельны католическая, православная, протестантские Церкви, и их трудно представить как нечто единое. В течении веков менялась политическая карта мира. Уже нет той геополитической мощи Константинополя, как и нет самого Константинополя. Рим уже давно не папская столица: власть папы в XXI веке сконцентрирована, в основном, в рамках теократического государства Ватикан. Да и стоит ли говорить о власти религиозной в секуляризованном мире. В большинстве государств современности Церковь отделена от государства, и лишь малая доля независимых государств сохраняют религиозную власть в общественно-политической сфере.

Но значимость религии  в обществе как некого морального, нравственного гаранта велика. Сейчас как никогда актуально то понимание  религии, которое когда-то определил  И. Кант.

В секуляризованном обществе перед лицом Церкви восстает много  проблем, среди которых глобальные проблемы человечества. Перед общими для всех проблемами нет места  религиозным разногласиям, скорее наоборот, различные религиозные течения стремятся к объединению, развивая экуменическое движение.

В таких условиях религиозная  мысль не раз возвращается к осмыслению произошедшего в XI веке, его причинам и последствиям. Не раз возникает  вопрос, «по какой причине христианский мир раскололся?», «было ли это  неожиданным или к этому вели разногласия веков?». Так или иначе, углубляясь в историю, найти ответ  можно на любой вопрос. Рассмотрение истории раскола с момента  зарождения разногласий, может дать ответ. А разногласия, тенденции  к схизме начали проявляться еще  на пороге средневековья.

 

Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
  2. Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
  3. Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
  4. Охарактеризовать события XI века и их последствия.

 

Объект исследования – христианство в IV-XI веках.

 

Предмет исследования – схизматические тенденции в христианской Церкви в IV-XI веках как факторы, повлиявшие на организационные и догматические изменения в христианстве.

 

Положения, выносимые на защиту:

    1. В Римской империи в IV-VII веках складывается сложная общественно-политическая ситуация, которая поглотила все стороны жизни государства. Небезучастной в данной ситуации оказалась и христианская религия, которая в то время обрела статус государственной. Разделение империи на Западную и Восточную, падение Западной Римской империи и т.д. сильно отразились на христианской Церкви, что повлияло на глубокие изменения в ней как институте.
    2. Христианская церковь в VIII-X веках переживала сложные процессы, связанные с изменчивой политической ситуацией в Европе. Это повлияло на обострение взаимоотношений двух христианских столиц, Константинополя и Рима. В VIII-X веках были четко сформулированы обрядовые и догматические отличия западного и восточного христианства.
    3. В начале XI века противоречия Рима и Константинополя крайне обострились, что привело к расколу в 1054 году христианства на католичество и православие. Церковный раскол отразил политические разногласия Запада и Востока. Попытки преодолеть разногласия и сам раскол не увенчались успехом.

 

В исследовании рассматриваются  события в христианской Европе, взаимоотношения  между западной и восточной ее частями, в IV-XI веках.

Данная работа состоит  из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы. Полный объем дипломной работы составляет 65 страниц.

 

 

РАЗДЕЛ  I. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

История христианской Церкви разрабатывается с самого начала формирования Церкви как института. Десятки тысяч трудов посвящены  этой теме. В разные периоды истории  интерес к прошлому Церкви проявлялся по-разному, и в связи с этим освещалась тема, исходя из специфики исторического периода. Любой труд, посвященный истории христианской Церкви эпохи Средневековья, непременно вспоминает  о разделении Церкви в Европе. При описании такого события указываются и его причины, но они редко представлены систематизированно. При детальном рассмотрении причины разделения Церкви на Западную и Восточную, католическую и православную, легко выстраиваются в цепочку взаимосвязанных событий. Череда таких событий, приведших к трагедии в 1054 году, расколу Церкви – «великой схизме», ознаменовала собой существование в развития христианской церкви в IV-XI веках схизматических тенденций.

Схизматические тенденции  в развития Церкви необходимо рассматривать  исходя из истории христианской Церкви в общем. Тема истории Церкви, как упоминалось ранее, является достаточно разработанной. Что касается именно раскола 1054 года и его причин, то этот вопрос разработан менее и в основном представляет собой главу в разделе общей истории Церкви, или отдельную статью в периодических изданиях исторической или религиозной тематики.

Рассматривать схизматические тенденции Церкви можно на работах  теологов. Работы теологов,  несмотря на их глубину, не могут стать серьезной  опорой для светского исследования. Более того, в исследовании в силу определенных обстоятельств были использованы труды русскоязычных теологов православной Церкви, а это непременно свидетельствует о субъективности их работ. Рассматривая схизматические тенденции в развитии христианской Церкви, ее движение к разделению на католичество и православие, необходимо придерживаться нейтральности, избегать симпатий к какой-либо стороне из-за конфессиональной принадлежности, именно этого пыталось достичь данное исследование.

XIX столетие ─ расцвет русской теологии.

К работам авторов-богословов IX века относится «Краткая история христианской церкви» выпускника Петербургских Духовных Семинарии и Академии 1849 года Александра Павловича Рудакова (1824-1892) [ 37]. Протоиерей Рудаков дает краткий очерк истории Церкви. События и в особенности отдельные моменты истории и взаимоотношений Церкви Римской и Византийской автор подает через призму православного богословия. Именно это делает работу менее объективной и требует большей обработки. Тем не менее, работа Рудакова открыла некоторые интересные моменты, давая характеристики биографий исторических особ в контексте значимых событий.

Одним из крупномасштабных историков Церкви является Василий Васильевич Болотов. Он очень подробно по первоисточникам и современным ему критическим данным (на начало XX века) описывает историю Церкви со времен апостолов до разделения Церквей (1054 год). Несмотря на то, что его труды были написаны до революции 1917 года, до сих пор не было исследователя, так подробно описывавшего историю Церкви.  «Лекции по истории древней Церкви» в четырех томах Болотова открыли малоизученные стороны в истории христианской Церкви IV-XI веков, дав возможность детальной разработки и конкретизации схизматических тенденций в данный период [ 2].

Над историей христианской Церкви работал профессор киевской Духовной Академии Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931). Работа Поснова «История христианской Церкви» была издана в Софии в 1937 г. через 6 лет после смерти автора [33]. Поснов на страницах книги раскрывает суть своих взглядов на прошлое христианской Церкви и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение одиннадцати столетий. Автор позволил познакомиться с объективным и непредвзятым взглядом на историю, на прошлое Церкви в эпоху, когда она была еще неразделенной. Эта работа является ценным источником для рассмотрения именно схизматических тенденций. Особенное внимание, большой раздел, Поснов отдает Великому церковному расколу, рассматривая предпосылки и причины раскола далеко от XI столетия. Свой осмотр причин теолог начинает c IV века и в дальнейшем поэтапно рассматривает каждое противоречие, каждый конфликт между восточной и западной Церквями, которые привели к трагичным событиям XI-XIII веков. Более того, автор «Истории Церкви» разделяет причины по происхождению: этнографические, государственные и религиозные. Отличие работы Поснова от работ других историков Церкви, ценное для данного исследования, именно в этой конкретизации. Помимо религиозных или догматических причин разделения единой христианской Церкви, так любимых теологами, и государственно-политических разногласий автор выделяет столь важное, но не увиденное многими другими учеными, этнографическое отличие Востока и Запада. В выделенном Михаилом Эммануиловичем этнографическом отличии можно увидеть суть всего конфликта. Различный менталитет и характер жителей восточной Византии и западноевропейских государств формировал различное понимание догматических принципов и христианства вообще. Таким образом, труд «История христианской церкви» явился ценнейшим для разработки тематики данного исследования.

События начала XX века в России не были приняты многими общественно-политическими деятелями. Многочисленные умы российского общества выезжают за границу, там постепенно формируется русская диаспора. Одним из ярких представителей русской эмиграции был уроженец Киевщины Н. Д. Тальберг (1886-1967 гг.). Его работа «История христианской Церкви», написанная в Джорданвилле в начале 1960-х представляет собой ценный источник для исследования схизматических тенденций. Автор детально в хронологическом порядке рассматривает развитие Церкви Христа от зарождения христианства к состоянию самостоятельных христианских церквей в конце XIX ─ начала XX столетий. Тальберг рассматривает христианскую Церковь, во всей ее многогранности, со светских позиций, максимально минуя теологический аспект. Самому церковному расколу (от причин к последствиям) автор отдает пять глав книги. Николай Дмитриевич начинает рассмотрение причин разделения Церквей с различных направлений церковного просвещения и самой постановки религиозно-богословских проблем, исходя из отличий миропонимания Востока и Запада. Очень много внимания автор уделяет «Фотианской схизме», видит в ней значимость, практически не уступающую значимости Великой схизмы 1054 года. В «Истории христианской Церкви» описаны последствия раскола 1054 года, которые имели трагичный характер и увековечили рознь между восточной и западной христианскими Церквями [45].

Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках