Православие. Особенности православия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их. Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы? Да могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению.

Содержание

1. Основы христианского учения.
2. Православие как разновидность христианства.
3. Православное вероучение и культ.
4. История становления Русской православной церкви и взаимоотношения с государством.
5. Русская православная церковь в современной России.

Работа содержит 1 файл

контр. религиовед..doc

— 113.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  ПСИХОЛОГИЯ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «История и теория религии»

ТЕМА: «Православие. Особенности православия в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса  ССО набор 2005 г.

 

Научный руководитель:

Семибратов В. К.

 

 

 

План

 

1. Основы христианского  учения.

2. Православие как разновидность христианства.

3. Православное вероучение и культ.

4. История становления Русской православной церкви и взаимоотношения с государством.

5. Русская православная церковь в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Христианство – наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира. Христианство, как наднациональная «вселенская» религиозная система, возникло в условиях, когда почти весь ближне-восточно-средиземноморский мир был объединен в рамках наднациональной Римской империи. Основная идея христианства -  идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их. Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы? Да могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь – вера в великого и единого в трех лицах Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, т. е. Иисус, Бог-святой дух – т. е. святая Троица», благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти.  

Политическое и культурное разделение Римской империи уже  в 3-4 веках привело к обособлению  восточных и западных церквей. На востоке Римской империи сформировались четыре автокефальных (самостоятельных) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине 5 века, не признав Халкидонского собора, обособилась Армяно-григорианская церковь. Наиболее крупный удар по единству христианства, был нанесен 16 июня 1054 года, когда глава Западной церкви Римский Папа и формальный глава православия - Константинопольский патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему, т. е. подвергли церковному проклятию.

Фактически же раскол христианства на два основных направления  – православие и католицизм –  произошел гораздо раньше, после  распада Римской империи в начале 5 века на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католицизм – в Западной части Римской империи, после захвата варварами распавшейся на ряд мелких государств. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. В 6 веке глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским патриархом, то есть главой как восточной, так и западной  церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Костантинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков. Эта борьба шла с попеременным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (коней 7 начало 8 века). Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора и начинается процесс усиления его позиций. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет ряд важных территорий, на которых происходит консолидация самостоятельных церковных организаций.

В настоящее время  насчитывается 15 самостоятельных православных церквей: Константинопольская, Алесандрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехославатская, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах Экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархии в Бельгии, благочиние в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т. д. В свою очередь, другие автокефальные церкви имеют представительства на территории России и стран СНГ.

Многие из автокефальных  церквей имеют автономные православные церкви. Пределы самостоятельности  автономных церквей определяются соглашением  с той автокефальной церковью, которая предоставила им автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За константинопольским патриархом сохраняется титул «Вселенского патриарха», но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей.

Для всех православных церквей  является общим вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах (325 г. – Никейским и 381 г. – Константинопольским (Константинополь в древней Руси называлсяЦарьград. Отсюда и название Никео-Царьградский символ веры).Этот символ веры был утвержден в виде 12 параграфов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви и т. д. Православный называет себя православным потому, что провозглашает своей обязанностью сохранять в неприкосновенности «вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего не убавляя». Реально же это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были  утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Первые два собора  имели, решающую роль для формирования православного вероучения. Последующие 5 соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в догматические формулировки Никео-Царьградскому символу веры. На третьем Эфесском Вселенском соборе (431 г.) было утверждено шесть правил по защите догмата о боговоплощении в связи с попыткой сторонников патриарха Константинопольского Нестора, ослабить божественную сущность Иисуса Христа. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святаго Духа в него вселилось божество.

На четвертом Халкидонском Вселенском соборе (451 г.) главное внимание было уделено обоснованию догмата  искупления и боговоплощения. На этом соборе проявился крен в истолковании богочеловеческого характера Иисуса Христа в противоположную сторону. Монофизиты (одноестественники) заявили, что в Иисусе Христе человеческое естество воплощено божественным, а потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил боговоплощения в такой редакции, что Иисус Христос должен рассматриваться и как истинный Бог и как истинный человек, вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединилось в нем как едином лице «несомненно и неизменно, нераздельно и неразлучно».

Пятый, шестой и седьмой  Вселенские соборы были посвящены разрешению споров о том, в каком виде изображать Иисуса Христа, и возможно ли вообще употреблять в храмах изображение  священных лиц и поклонение этим изображениям. Пятый Вселенский – второй Константинопольский собор (553 г.) обязал изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. Шестой Вселенский собор (Эльвирский) установил правило, согласно которому на стенах храмов не должно быть никаких предметов почитания и поклоненияю Седьмой Вселенский собор – второй Никейский (787 г.) утвердил правило в соответствии с  которым считалось необходимым изображения священных лиц и событий и поклонение им.

В результате первых семи Вселенских соборов сформировалось православное вероучение. Это вероучение ежедневно воспроизводится верующими христианами в виде молитвы – «Верую», как знак признания основных положений вероучения. Коротко содержание православного вероучения можно представить следующим образом:

Православные верят  в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Бог, по православным понятиям представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно мучиться. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

Различие православия с вероучением других христианских исповеданий – учение о Божественном единоначалии в Святой Троице: Бог-Отец как Первоначало рождает Сына и изводит через него Святой Дух. В католическом вероучении это понимается как соучастие Сына в изведении Святаго Духа, что с точки зрения православного богословия является ересью.

Крестное знамение признается и совершается православными  и католиками, но не признается и  не совершается протестантами. Крестное знамение в православие совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в порядке «справа налево» (у старообрядцев - двумя пальцами в том же порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой ладони в порядке «слева направо». Больные и увечные могут совершать крестное знамение любой здоровой рукой.

Главной священной книгой православия является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет – древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появление Христа, и Новый завет – собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающие суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет – из 27.  

В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство.

Таинство крещения – это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряда крещения означает приобщение приобщение человека «в лоно церкви». Именно после совершения этого обряда он становится христианином – православным, если этот обряд проведен по православному канону, католиком – если по католическому и т. д. С обрядом крещения связано и имянаречение. В результате этого обряда новорожденный получает свое собственное имя. По традиции это имя связано с именем святого, которому посвящен день, в который родился крещаемый.

Таинство причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы). По христианскому вероучению обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым «воздал хвалу Богу и Отцу, благословил и освятил хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих в Бога» «Ядите тело мое, пейте кровь в знак близости ко мне», - заповедовал Иисус Христос. Помятуя об этом, церковь совершает таинство причащения. Конкретно содержание этого обряда состоит в том, что верующим дают съесть специально выпеченный хлеб – просфору, который они запивают глотком красного вина из особого сосуда – потира. Считается, что во время этого обряда совершается таинство преосуществления, то есть хлеб-просфора превращается в тело Иисуса Христа, а вино – в кровь.

Причащению придается  большое значение в православной церкви. Этот обряд сопровождается рядом других таинств. Духовенство  настаивает на том, чтобы каждый верующий, причащался не реже одного раза в год. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.

Таинство покаяния (исповеди) является неприменным атрибутом религиозной жизни православного христианина. Совершение  таинства покаяния включает в себя два важных акта. Первый состоит в исповедании грехов. Исповедание грехов представляет собой отчет верующим перед священнослужителем в нарушении заповедей божьих или церковных предписаний. Считается, что исповедание грехов духовно очищает человека, снимает с него груз грехов, удерживает в дальнейшем от всякого рода прегрешений. Поэтому важной составной частью таинства покаяния является ритуал «отпущения грехов», который правомочен сделать только специальное лицо – священнослужитель определенного ранга. Первоначально, в раннем христианстве покаяние носило публичный характер. Начиная с 13 века, вводится «тайная исповедь». И священник должен соблюдать тайну исповеди. Церковь гарантирует сохранение этой тайны. Нарушение тайны исповеди считается большим грехом.

Таинство миропомазания также важная составляющая многих культовых действий. В православной церкви миропомазание совершается сразу за обрядом крещения. Это таинство происходит в форме крестообразного смазывания тела человека (лба, глаз, губ, ушей, груди, рук, ног) особым ароматическим маслом (миром). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святаго. При этом он повторяет слова «Печать Святаго духа». Смысл этого таинства в православном катехизисе истолковывается так: «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в таинстве миропомазания».

Таинство брака – церковное освящение обряда бракосочетания или венчания – это также важный момент религиозной жизни человека. С точки зрения православного вероучения, семья – это первичная ячейка духовной общности людей – «домашняя церковь». В этой церкви рождается христианин, через крещение он приобщается к вселенской церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин.

Обряд венчания построен таким образом, чтобы подчеркнуть особую важность этого события в жизни молодых  людей. Священник встречает молодых  в праздничном облачении. Звучат слова псалмов, славящих Бога, именем которого совершается брак. Читаются молитвы, в которых священнослужитель испрашивает у Бога благословения для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На головы вступающих в брак налагаются венцы. Им предлагают выпить вина из одной чаши. Затем их обводят вокруг алтаря. При этом вновь возносятся молитвы к Богу. Духовный смысл этого обряда состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба.

Информация о работе Православие. Особенности православия в России