Инфляция и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Содержание

Введение 2
Глава I. Содержание и сущность инфляции 3
Инфляция спроса и инфляция издержек 5
Виды инфляции 6
Причины инфляции в России 7
Глава II. Экономические потери от инфляции 10
Потери в производстве 10
Изменение реальной зарплаты и уровня жизни 12
Сравнительный анализ инфляционной и неинфляционной экономики 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Приложение 19

Работа содержит 1 файл

Инфляция и её особенности в России(к.р).doc

— 1.01 Мб (Скачать)
 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 
 
 

Кафедра Экономики

 

     Курсовая  работа

 

     "Инфляция и ее

     особенности в России" 
 
 
 
 
 

                     Выполнил  студент гр. 7А83:

                     Старов  Алексей Юрьевич

 

                     Руководитель:

                     Нагорнов  Виталий Иванович

     Томск 2000

 

   План 

 
 

   Введение                                       2

   Глава I. Содержание и сущность инфляции        3

    1. Инфляция спроса и инфляция издержек      5
    2. Виды инфляции          6
    3. Причины инфляции в России        7

   Глава II.  Экономические потери от инфляции      10

    1. Потери в производстве        10
    2. Изменение реальной зарплаты и уровня жизни    12
    3. Сравнительный анализ инфляционной и неинфляционной экономики             14

   Заключение              17

   Список  используемой литературы        18

   Приложение            19

     

 

     

   ВВЕДЕНИЕ.

   Инфляция  – это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

   Не  всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшении условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определённой мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

   Например, переход на выпуск новых модификаций  автомобилей с экономичным дизельным  топливом, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведёт к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно-производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а не редко и с ухудшением отделки и понижением надёжности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.

   Существует  и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, Пол Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможным.1

   Бесспорно одно: падение покупательной способности  денег и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция –  это снижение покупательной силы и, можно сказать, это повышение денежных цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнения каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

     
 
 
 
 
 

   Глава I. Содержание и сущность инфляции.

   Явление «инфляция» знакомо человечеству уже много веков. Уже в античном мире, когда деньги существовали в виде металлических монет, возникали процессы обесценения денег, вызванные либо так называемой порчей монет, либо снижением стоимости производства золота. В результате обращения монеты стирались, снашивались, и их вес не соответствовал их номиналу. Нередко и сами правители, чтобы получить большее количество денег, чеканили «облегчённые» монеты. Пока такое уменьшение было незначительным, деньги обменивались в соответствии с номиналом, покупательная способность денег оставалась прежней. Если уменьшение веса обнаруживалось, то такие деньги обесценивались, их обмен осуществлялся не по номиналу, а по фактическому содержанию в них благородных металлов – по весу.

   Возникала инфляция, т.е. уменьшалась покупательная  способность денег. Такая инфляция, естественно, развивалась постепенно, что в значительной степени снижало её негативные последствия. Снижение стоимости производства золота приводило к тому, что изменялось само соотношение «деньги - товар». Например, в результате открытия Америки достоянием европейцев стало большое количество золота и серебра, захваченного у индейцев. Поток драгоценных металлов, хлынувший в Европу, привёл к изменению масштаба цен на все товары, деньги обесценились, их покупательная способность резко сократилась. Произошла так называемая «революция цен».

   В начале XVIII века во Франции шотландец Джон Ло сумел заинтересовать Филиппа Орлеанского, регента короля, и организовал выпуск бумажных денег. Первоначально эти банкноты обращались параллельно с металлическими деньгами и даже обменивались на золото по курсу выше их номинала. Однако одно из отличий бумажных денег от металлических заключается в том, что стоимость их производства значительно ниже, а денег выпускать при этом можно сколько угодно, достаточно напечатать больше нулей на банкноте. Так как печатный станок Джона Ло работал с большой нагрузкой, бумажные деньги стали обесцениваться, и через некоторое время их стоимость упала практически до нуля. Это была первая инфляция первых бумажных денег в Европе.

   В последующие периоды экономического развития такая инфляция, при которой  деньги полностью обесцениваются, т.е. так называемая «нуллификация», возникла в Европе после мировых войн (например, в Германии в 1923 году или в Греции в 1944 году).

   С середины 60-х годов ХХ века инфляция становиться одной из центральных  проблем экономически развитых стран.

       Инфляция  измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

       Например, в индексе цен на потребительские  товары 1982- 1984 гг. используются в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. В 1988 г. индекс цен был приблизительно равен 118. Это значит, что в 1988 г. цены были на 18% выше, чем в 1982-1984 гг., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 1982-1984 гг. стоил 100, в 1988 г. стоил 118. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года (1987) из индекса этого года (1988), разделить эту разницу на индекс прошедшего года (1987), а затем умножить на 100. Например, в 1987 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1988 г. 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:

   Темп  инф. = ((118,3-113,6)/118,3)*100=4,1% (1.1)

       Так называемое “правило величины 70“ дает возможность количественно изменять инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитывать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

     Кол. лет (удв) = 70/Темп инф. (%) (1.2) 

       Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%-ной инфляции уровень удвоится приблизительно через девять лет. Следует отметить, что “правило величины 70“ обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

   Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы, т.е. спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создаёт условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться:

  1. дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы);
  2. чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики);
  3. опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и производительности труда;
  4. произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса;
  5. другими факторами.

   Сошлёмся  в качестве примера на резкое обострение дефицита в нашей стране во второй половине 80-х гг. С 1985г. по 1989г. разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанёс огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке. 

  1. Инфляция  спроса и инфляция издержек.
 

   Рассматривая  причины инфляции, экономисты проводят различия между двумя её видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но не равнозначные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).

   Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство (рис.1). Избыточный  спрос приводит к взлёту цен. Этот феномен иногда можно охарактеризовать таким образом: слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны была характерна для 70-80-х гг.

   В условиях рыночной экономики рост цен создаёт возможности для прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно, дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

   Другой  вид инфляции – инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, давление рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис.2).        

   

   

   

   

   

   

   

   

   

     

   

   

   

   

   

               Рис.1.

   

                             Рис.2.  

   Совокупный  спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров сокращается под влиянием роста издержек производства. В свою очередь это ведёт к повышению цен, затем – к новому витку инфляции. В данном случае не спрос, а издержки (и сокращение выпуска и предложения) служат толчком к инфляции.

   В реальной действительности выделить два  вида инфляции довольно трудно. Но важно  учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.

Информация о работе Инфляция и её особенности в России