Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:28, контрольная работа
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.
Федеральное агентство по образованию
Пермский
государственный технический
Контрольная работа
По политологии
Тема: «Особенности
политической культуры России»
Выполнил: студент группы ФК-08-2з
Рамазанов К. Р.
Проверил:
доцент, к.с.н. Курбатова Л. Н.
Пермь
2011г.
Введение.
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.
Политическая
культура России имеет свои характерные
черты и особенности. Главное, пожалуй,
состоит в том, что Россия представляет
своеобразную цивилизацию, с присущими
только ей политическими ценностями, традициями,
менталитетом людей.
В
России сложились определенные особенности
политической культуры, прежде всего обусловленные
ее геополитическим положением, доминировавшими
формами коллективного образа жизни, длительной
дистанцированностью граждан от реальных
рычагов власти, низкой политической ролью
механизмов самоуправления и самоорганизации
населения. Причем в XX в. ; на характер политической
культуры сильнейшее влияние оказали
уничтожение тоталитарными режимами целых
социальных слоев (купечества, гуманитарной
интеллигенции, офицерства) и народностей,
отказ от рыночных регуляторов развития
экономики, насильственное внедрение
коммунистической идеологии. Это не только
нарушило естественные механизмы и трансляторы
российских традиций, преемственность
поколений, развитие ценностей плюралистического
образа жизни, но и деформировало межкультурные
связи и отношения России с мировым сообществом.
В целом же такая политика послужила усеченному
воспроизводству и развитию российской
цивилизации.
Власть
монарха на всех этапах истории России
ничем не была ограничена. Страна рассматривалась
как большая царская вотчина,
функционирующая под строгим
надзором и по предписаниям помазанника
божьего. Существовавший произвол власти
связывался в народном сознании с
деятельностью господ и чиновников,
которые злоупотребляли доверием царя-батюшки,
находившегося в неведении
В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; “обломовщина”; идея мессианства (“Москва – третий Рим”, “Русь – птица тройка”, “советский народ – первопроходец социализма”); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти “до конца”; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.
Бросается в глаза, что население в своем большинстве в нашей стране относится к политической культуре инертно, нет видимого желания осваивать культуру не только какой-либо партии, но и т.н. общепризнанную. Очень многие люди просто не считают, что их политические действия должны быть культурными. Политическая культура многими людьми считается не заслуживающей освоения. К этому приводит рассмотрение ими политической деятельности как вторичного, нередко функционального занятия. Безразличие к политической культуре является в известной степени и следствием политической ментальности народа. В связи с этим возникает вопрос о возможности политической культуры для нашего общества. Ответ может быть однозначным: такая культура нужна, более того – она просто необходима.
Особенности политической культуры России связаны прежде всего с переходным ее состоянием, в частности, с отказом от советского политического режима и принятием нового, декларируемого как демократический, с внедрением новых форм политического участия, которые общество только осваивает, например, партисипативную культуру, основанную на участие в политике всего общества. Своеобразие существующей в стране политической культуры, безусловно зависит от той нездоровой атмосферы, в которой осуществляется сегодня политическое соперничество. В России политическая культура имеет и такие особенности, которые определяются политическим менталитетом народа, т.е. сложившимся у него традициями отношения к политике, политического поведения. На их формирование оказал влияние политический режим, в условиях которого многие века жил народ. Такой особенностью политической культуры людей является их аполитичность. Проявляется она в политической апатии, слабом интересе к политике, в избирательной пассивности, в уклонении от выборов (абсентизм). Нынче постоянно политикой занимается только 3% населения.
Другая особенность политической культуры состоит в сервильности (в стремлении людей угождать) власти, прежде всего верховной, персонифицированной. Это связано с традиционно существующем в России сведением власти к одному лицу: царю, вождю, а в наше время президенту, которая во все времена имела идейное обоснование, а нынче и конституционное закрепление в правах Президента. Имеет место известная сакрализация первого лица государства – полагание его священным. Именно к этой форме правления люди привыкли за многие века ее существования. Она пользуется у них доверием. Такой взгляд на государственную власть укоренился в историческом сознании народа потому, что она выполняет в жизни людей централистскую и патерналистскую (отеческой заботы) роль – от нее большей частью зависит их сплоченность и благополучие.
Вместе с тем, отношение к власти у русских людей двойственное: с одной стороны, они ее почитают (т.к. поставлена «сверху»), а с другой стороны поносят (за бюрократизацию и коррумпированность). Не случайно в постсоветской России наиболее высокий рейтинг популярности у президентов (при всей слабости их социальной политики), а другие органы власти не пользуются высоким признанием. Вера в верховную власть неизменна. Негативное же отношение людей к власти связано главным образом с ее несправедливостью, отказом ее от проведения патерналистской политики.
Нельзя не отметить, что особенностью политической культуры является ориентация людей не на партии, а на их лидеров. Российской политической культуре характерна и такая особенность, как дихотомичность – раздвоение ее на публичную и элитарную, декларируемую и реально существуемую.
Еще одной особенностью российской политической культуры является апартизм – нежелание связывать себя с членством в какой-либо партии, которое, как правило, регламентирует поведение людей, к чему-то их обязывает, в том числе, и к определенному поведению. Не потому ли российские партии крайне малочисленны? История с КПСС – особый случай. Но характерно, что и «Единая Россия», преуспевшая в количественном росте, воспринимается как ее подобие. Отношение людей к партиям во многом диктуется их идеологическим безразличием – равнодушием ко всем политическим доктринам, кроме тех, в которых привлекательно подается идея справедливости. Эта идея для народа превыше всех других.
Наконец, немаловажным является то, что политика постигается людьми, так сказать «не столько умом, сколько сердцем». Они не утруждают себя пониманием ее, доверяются чувствам. Неслучайно в ходе избирательных кампаний большое значение придается эмоциональному раскручиванию обещаний – избирателей не убеждают, а завораживают.
Следует учитывать и то, что история российской демократии краткосрочна, а советская ее форма существенно отличалась от западной. Поэтому наш народ не обрел опыта участия в политической жизни, проходящей в условиях идеологического плюрализма, многопартийности, возможности выбора при голосовании.
В
целом особенности политической
культуры населения проявляются
в 3-х его основных типах. Первый –
гражданский. Для него характерно участие
людей в политике, обусловленное
конституционными нормами. Второй –
электоральный. Для него характерно
участие людей в политике, обусловленное
избирательными симпатиями. Третий –
партийный. Для него характерно участие
людей в политике, обусловленное партийными
предписаниями.
Заключение.
Неколебимая
уверенность в правоте «своих»
принципов (обычаев, традиций, лидеров
и проч.) в сочетании с множеством
идейных, не допускающих компромисса
ориентиров граждан поддерживает в
политической культуре российского
общества глубокий внутренний раскол.
Наличие же многообразных
Список литературы:
Информация о работе Особенности политической культуры России