Особенности менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности современного российского менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей; рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия в менеджменте 6
1.1 Основные функции менеджмента 6
1.2 Эволюция управленческой мысли 8
1.3 Возникновение, формирование и содержание различных западно-европейских школ менеджмента 9
Глава 2. Особенности менеджмента в России 16
2.1 Анализ системы российского менеджмента 16
2.2 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка 18
2.3 Национальная экономика и современный менеджер 25
2.4 Подходы к проект-менеджменту в России 25
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Многообразие национальных моделей и систем менеджмента запад.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Основные понятия в менеджменте 6

1.1 Основные функции менеджмента 6

1.2 Эволюция управленческой мысли 8

1.3 Возникновение, формирование и содержание различных западно-европейских школ менеджмента 9

Глава 2. Особенности менеджмента в России 16

2.1 Анализ системы российского менеджмента 16

2.2 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка 18

2.3 Национальная экономика и современный менеджер 25

2.4 Подходы к проект-менеджменту в России 25

Заключение 24

Список  использованной литературы 27 

 

Введение

     Управление  в условиях рынка получило название менеджмент.

     Отличительные особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует фирмы  на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности  производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     За  всю историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

     Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой -использования его лучших достижений в своей деятельности.

     Цель  курсовой работы – выявить особенности современного российского менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей; рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.

     Основные  зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают  М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури  в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента.

     Хотя  само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований –  относительно нова.

     До  настоящего времени не разработана  история менеджмента. Мы пытаемся лишь отразить развитие менеджмента в отдельных, представляющихся нам важными чертах, главным образом с точки зрения постановки актуальных в настоящее время проблем и углубления их понимания. Это означает также, что в основном будет рассмотрена история проблемы.

     Важной  чертой процесса развития менеджмента  является, то что изучение проблемы происходит не случайным образом, а  обуславливается двумя взаимосвязанными и взаимодействующими факторами: потребностями  техники и вообще материальной общественно-исторической практикой людей, во-первых, и внутренней логикой развития научного познания, во-вторых. [10, с.26]

     Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института  стало центральным событием в  истории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт, новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такого не было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий.

     Вполне  возможно, что менеджмент останется  основным и наиболее весомым институтом общества до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. Это связано  не только с тем, что менеджмент основан на природе современной индустриальной системы и на потребностях современных коммерческих предприятий, которым эта система должна предоставлять свои производственные и человеческие ресурсы. Главное в том, что менеджмент отражает основные убеждения современного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт одним из первых, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.

     Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию  экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной  эпохи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основные понятия  в менеджменте 

     1.1 Основные функции менеджмента 

     Важнейшая цель менеджмента: экономическая эффективность. Важнейшая функция: управление бизнесом. Несмотря на колоссальную важность, очевидность  и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции). Что же на самом деле представляет собой менеджмент и каковы его функции? [1, с.21]

     На  этот счет есть два широко известных  ответа. Один из них состоит в  следующем: менеджмент – это высшее руководство. Иными словами, термин "менеджмент" является чем-то вроде синонима слова "руководство". Другой популярный ответ на поставленный нами вопрос определяет менеджера как человека, руководящего работой других людей, т.е., как утверждается в известном лозунге, "человека, работа которого состоит в том, чтобы заставить остальных выполнять их работу".

     Но  такие определения даже не пытаются объяснить нам, что такое менеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишь проанализировав  функции менеджмента, поскольку менеджмент – это орган, а любой орган можно описать и определить, только описав и определив его функции.

     Менеджмент  – это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.

     Менеджмент  всегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективной  деятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента  и власть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.

     Конечно, эта деятельность может приносить  выдающиеся результаты внеэкономического  характера: удовлетворенность работников предприятия своей жизнью, вклад в благосостояние или культуру общества и т.п. Тем не менее, можно утверждать: если менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономических результатов, его деятельность следует признать неэффективной. Менеджмент потерпел неудачу, если предприятие не поставляет товары и услуги, нужные потребителю, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджмент предприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или, по крайней мере, поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которым располагает это предприятие.

     Главная функция менеджмента: управление бизнесом. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный  характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все, же подчиненное, вторичное.

     Негативный  вывод заключается в том, что  менеджмент в принципе не может быть точной наукой. Правда, работу менеджера можно систематически анализировать и классифицировать; иными словами, существуют ярко выраженные профессиональные особенности и научный аспект менеджмента. Нельзя также полагать, будто управление основано исключительно на интуиции или природных способностях человека; требования к менеджменту и его элементы поддаются анализу, систематической организации и изучению, причем все это доступно человеку с обычными способностями. И все же главной проверкой менеджмента является экономическая эффективность предприятия (или, по-другому, результаты его экономической деятельности). Именно реальные достижения, а не знания, остаются и самым убедительным доказательством, и целью. 

1.2 Эволюция управленческой мысли 

     Ни  одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

     Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

     На  первом этапе, когда группы людей  были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком  – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

     Египетские  пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

     В практике управления существуют примеры  организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих  и в настоящее время благодаря  созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

     К сожалению, эволюция управленческой мысли  в России этого периода изучена  недостаточно.

     Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

     Промышленная  революция дала толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Риккардо.

     Нельзя  не отметить огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна  в развитие управленческой мысли  и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого  фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет.

     Для систематизации этапов развития науки  управления первоначально использовался  исторический подход с применением  хронологического принципа. [3,с.12] 

     1.3 Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента 

     В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили  выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих  позициях и взглядах:

  • Подход с точки зрения научного управления – Школа научного управления
  • Административный подход – Классическая (административная) школа в управлении
  • Подход с точки зрения человеческих отношений – Школа психологии и человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении
  • Подход с точки зрения количественных методов – Школа науки управления (количественная).

Информация о работе Особенности менеджмента в России