Православие. Особенности православия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их. Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы? Да могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению.

Содержание

1. Основы христианского учения.
2. Православие как разновидность христианства.
3. Православное вероучение и культ.
4. История становления Русской православной церкви и взаимоотношения с государством.
5. Русская православная церковь в современной России.

Работа содержит 1 файл

контр. религиовед..doc

— 113.50 Кб (Скачать)

На начальном этапе  февральской революции между  церковью и Временным правительством установилось  взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждается в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и клира. Временное правительство запрещало конфискацию земельного землевладения. Руководство Временного правительства высказывало знаки уважения к церкви. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку временному правительству, обосновать законный характер новой власти.

Временным правительством в порядке обеспечения свободы  совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т. д. В школах было отменено обязательное преподавание закона божьего, церковноприходские школы передавались из-под юрисдикции церкви Министерству школ. Все эти мероприятия  вызывали в церковных кругах недовольство Временным правительством. Церковные круги не могли отрешиться от старых амбиций, а может быть и не хотели признать, что революция требует принципиальных изменений в церковно-государственных отношениях. Большинство было склонно думать и требовать, чтобы государство сохранило свои обязательства по отношению к православной церкви и только освободило ее от стеснительной опеки. Церковь представлялась им как самостоятельная сила, стоящая как бы над государством. Подобные настроения нашли свое отражение в ряде документов церкви, в том числе и в решениях Поместного собора, который начал свою работу 15 августа 1917 года. Собор был призван восстановить патриаршество Русской православной церкви, определить ее дальнейшие пути развития на долгосрочный период. В ноябре 1917 года жребием из трех кандидатов патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон.

В период поместного собора состоялся Октябрьский переворот. Власть от Временного правительства  перешла в руки большевиков. Началась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая сопровождалась гражданской войной. Патриарх Тихон сразу после своего избрания занял позицию резко враждебную по отношению к советской власти.

Антагонизм в отношении  церкви и новой власти заметно  усилился после принятия в декабре 1917 г. – январе 1918 г. советом народных комиссаров и его органами ряда декретов в той или иной степени затрагивающих интересы церкви. В изданном в декабре 1917 года «Положении о земельных комитетах» конкретизировались идеи первого декрета о земле в том плане, что все сельскохозяйственные, лесные и водные угодья объявились общенародным фондом и передавались в ведение и распоряжение земельных комитетов. В частности, в декрете шла речь и о церковных и монастырских землях. В постановлении комиссариата по народному просвещению от 11 декабря 1917 года в декретной форме осуществлялась передача дел воспитания и образования из духовного ведомства в ведомства названного комиссариата. 18 декабря 1917 принят декрет о гражданском браке и метрикации. 20 января 1918 года – о прекращении денежных выдач на нужды церкви. Эти акты советской власти были частью широкой программы превращения России в современное светское государство, неотъемлемым атрибутом которого было бы воплощение принципа свободы совести.

Наиболее крупное, можно  сказать эпохальное значения в реализации идеи светского государства и в установлении новых отношений церкви и советской власти было принятие 23 января 1918 года декрете Совета Народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и церкви от школы». Этим актом советское государство конституировалось как светское государство.

Декрет поставил церковь  в очень трудное положение. Ни морально, ни организационно, ни материально  церковь не была готова жить по новым  правилам.

Конфронтация церкви и советского государства продолжалась в период гражданской войны. Особо острый характер она приобрела в 1922-1923 годы, когда под предлогом борьбы с голодом в Поволжье были конфискованы церковные ценности, в том числе и такие, какие по каноническому положению не могли быть использованы иначе, чем в богослужебных целях. Только после смерти патриарха Тихона и опубликования его так называемого «Завещания» от 7 апреля 1925 года отношения церкви и государства постепенно начали нормализовываться на основе принципа аполитичности церкви, невмешательства ее в дела государства.

Полное урегулирование церковно-государственных отношений  осуществляется при приемнике патриарха  Тихона местоблюстителе патриаршего  престола (а позднее и патриарха) Сергии. Митрополит Сергий формулирует  социально-политическую установку, которая становится определяющей в деятельности православия на все последующие годы и постоянно воспроизводилась во многих статьях и официальных документах современной Русской православной церкви, включая документы Поместного собора, посвященного празднованию 1000-летия Крещения Руси 6-9 июня 1988 года. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Таким образом митрополит Сергий в истолковании принципа аполитичности переходит от концепции нейтралитета к концепции лояльного сотрудничества. На базе этой концепции и строилась государственно-церковные отношения весь последующий период существования Советской власти.

Яркой вехой на пути этого сотрудничества является взаимодействие церкви и советского государства  в период Великой Отечественной войны. Церковь материальными средствами и духовной поддержкой внесла существенный вклад в дело защиты Родины.

Новый этап в отношениях церкви и государства начался во времена так называемой «перестройки» 1986-1991 годы и продолжается до сих пор в условиях современной России. Церковь получила большие возможности для пропаганды своего учения, усилилась миссионерская, благотворительная деятельность, расширились ее международные связи. За последние годы резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Большую поддержку в деле возрождения православия церковным организациям оказывают государственные органы и общественные организации. За последние годы церквам переданы и из государственных музеев, в том числе из музеев Кремля, священные реликвии, иконы высокой художественной ценности, колокола и т. д.

С возрождением церковной жизни в России начался массовый приход в церковь представителей различных слоев российского общества. Приходя в церковь из безрелигиозной среды, эти люди, копируя внешние признаки воцерковления, приносят с собой представления, чуждые христианству.

Широкое распространение  получил так называемый «неофитский  синдром», выражающийся в стилизованной  церковности, нетерпимости к представителям других вероисповеданий, некритическом  отношении к насущным проблемам  церковной жизни, отрицании светской культуры. Как отмечал церковный публицист диакон А. Кураев, большинство сегодняшних православных верят «не в Бога, а в православие».

Такие воззрения явились  питательной средой для формирования шовинистических околоцерковных течений, наиболее полно проявившихся в деятельности Союза православных братств, представляющих собой духовно-просветительские и благотворительные объединения. Одним из первых возникло  Братство во имя Всемилостивого Спаса при храме Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Ряд братств сформировался по профсоюзному принципу, объединив православных педагогов, врачей, ученых: при храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Большинство братств  занялось реставрацией храмов, созданием  учебных заведений, издательским делом.

В октябре 1990 года на первом съезде православных братств был создан Союз православных братств, объединивших свыше 90 организаций. Однако ведущее положение в Союзе заняла крайне националистическая организация «Христианское возрождение»,  а основным направлением его деятельности стала поддержка так называемой «национально-патриотической оппозиции».

С целью остановить резкую политизацию некоторых православных братств, а также прекратить деятельность создаваемых под видом братств  полукоммерческих структур Архиерейский собор 1994г. принял решение, что православное братство может начать свою деятельность только после получения благословения от правящего архиерея. Часть организаций такого благословения получить не смогла и прекратила свое существование. Тем не менее в 1996 г. на территории Российской Федерации действовало 118 православных братств.

Видный специалист по каноническому праву протопресвитер  Виталий Боровой полагает, что  церковь, вовлеченная в политику, перестает быть церковью для всех. По его мнению необходимо сосредоточить  внимание не на участии церкви в политической жизни, а на восстановлении ее собственной деятельности, на налаживании диалога с деятелями культуры, интеллигенцией, молодежью, без чего церкви грозит маргинализация.

Патриарх Алексий 2 также  выступает против участия священников в политической деятельности, считая, что священнослужитель «не может принадлежать к какой-то партии – это будет мешать ему равно относиться ко всем прихожанам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Алов А. А. , Владимиров Н. Г. , Овсиенко Ф. Г. , Мировые религии, М., 2000 г.
  2. Васильев Л. С. , История религии Востока, Ростов – на – Дону, 1999г.
  3. Радугин А. А. , Введение в религиоведение, М., 1996 г.

 

 


Информация о работе Православие. Особенности православия в России