Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:20, контрольная работа
Целью работы является: раскрыть основные положения учения буддизма в сфере политико-правового устройства общества
Задачи:
1) показать этические основы учения буддизма;
2) раскрыть основные политико-правовые моменты концепции учения;
Введение 2
1. История возникновения буддизма 3
2. Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии 7
Заключение 17
Список источников и литературы 20
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во II–I вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланке и названный позднее ≪типитака≫(санскр. — ≪трипитака≫) — ≪три корзины закона≫.название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три
части).
Ранний
буддизм представлял собой
Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна -для членов монашеской общины, другая - для мирян.
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет," - говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.
Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии "Существует четыре касты, - проповедовал Будда, - кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий - все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.
Первоначально
буддизм отражал взгляды
В III–I вв. до н.э. и в первых веках нашей эры происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Одновременно развивалась другая, морально-культовая сторона буддизма, т.е. ≪путь≫, который может привести каждого к прекращению страданий.
К периоду правителей Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в I в. до н.э. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве — существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающем. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы, и из-за этого в I в. до н.э. монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение буддизма на две ветви: Хинаяну (≪малая повозка≫) и Махаяну (≪большая повозка≫) — было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при чем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
Хинаяна, или "малая (узкая) колесница", предполагает достижение спасения (нирваны) путем отказа от мирской жизни, пострижения в монахи и неукоснительного выполнения всех предписаний Будды. В результате каждый, избравший этот трудный путь, может стать Буддой, т.е. просветленным.
Другое направление в буддизме, махаяна, предлагает обновленный взгляд на достижение спасения верующих, не требуя монашеских обетов. На место личного спасения верующего (по хинаяне), когда каждый должен был стремиться стать Буддой, махаяна выдвигает тезис о возможности спасении личного "Я" через спасение другого. На вакантное место Абсолюта (Бога) махаяна выдвигает личность самого учителя, Гаутаму, т.е. происходит обожествление Будды. Кроме этого, махаяна вводит в религиозный обиход персону "Ботхисатвы", того, кто достиг спасения (нирваны), но осознав, что миру необходимо указать путь для спасения, остается в круговороте бытия-страдания. В терминах буддийско-философской системы картина мира представляется в таком виде: все сущее состоит из дхарм, различные комбинации которых дают все многообразие живых существ, в том числе и людей; жизнь постоянно находится в круговороте перерождения (сансаре); тот облик, который получает каждое существо, зависит от хороших или плохих поступков, совершенных в прошлых или в настоящей жизни; жизнь наполнена страданиями от жажды бытия и удовлетворения или неудовлетворения желаний; чтобы прекратить страдания, необходимо вырываться из колеса перерождения, а для этого надо стать на путь спасения, указанный Буддой; для того чтобы, достигнув ирваны, человек стал просветленным, т.е. Буддой, необходимо отречься от мирской суеты, вести монашеский образ жизни в соответствии с учением Гаутамы; есть и путь «большой колесницы, где достижение нарваны не связано с уходом от мирских дел и принятием обета монашества; в этой системе Будда обожествляется, а достигшие нарваны, но оставшиеся в миру ботхисатвы, ведут к спасению.
Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Ее главными элементами являются: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется ≪нирваной≫. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь —страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать ≪восьмеричному пути≫ — праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. Следуя восьмеричному пути≫, человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне.
Буддизм
не признавал существование Бога-
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии - в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
Страдание
и освобождение представлены в буддизме
как различные состояния
Освобождение
буддизм представляет себе прежде всего
как уничтожение желаний, точнее
- угашение их страстности. Буддийский
принцип так называемого
В
буддизме отсутствует понятие
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Информация о работе Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии