Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:13, контрольная работа
Древнеиндийская цивилизация – одна из самых древних цивилизаций в мире, сложившаяся более 4000 лет т.н. в долине Инда, с центрами в Харапее и Мохенджо-Даро.
Конец II - первая половина I тысячелетия до н.э. – так называемый ведический период. Период углубления социального расслоения и формирования государственности в долине Ганга. Период складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев (IV в. до н.э. —II в. до н.э.)
Введение
Социальная структура древнеиндийского общества
Имущественные правоотношения
Регулирование семейных отношений
Уголовное право и судебный процесс
Заключение
Список используемой литературы.
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Сокращенная
форма обучения
Направление
подготовки – Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
История государства
и права зарубежных
стран
Тема: Религиозно-правовые представления в Древней Индии
Слушатель Ганшевская Н.А.
Группа 3841
Номер зачетной
книжки 318163
Преподаватель
Глебов А.Н.
План
Введение
Заключение
Список используемой литературы.
Введение.
Древнеиндийская цивилизация – одна из самых древних цивилизаций в мире, сложившаяся более 4000 лет т.н. в долине Инда, с центрами в Харапее и Мохенджо-Даро.
Конец II - первая половина I тысячелетия до н.э. – так называемый ведический период. Период углубления социального расслоения и формирования государственности в долине Ганга. Период складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев (IV в. до н.э. —II в. до н.э.)
Индусской правовой системе свойственны такие особенности, как:
1)
тесная связь правовой системы
с основами мироздания. Правовая
мысль выходит за рамки
2)
отсутствие четкой
3) источником права и религии считаются Веды - сборники религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.
4)
нормативные установления и
Наиболее известной и авторитетной из дхармашастр является Манава-дхармашастра (Законы Ману), которую правильнее было бы назвать "Наставления Ману в дхарме"2.
Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций —дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. — II в. н.э.).
В своем трактате Ману закрепляет обязанности (дхарму) варн и ашрамов, указывает на мифологическое происхождение варн. Согласно Ману, варны произошли от великих риши, сыновей Ману: брахманы - от Кави (Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшии - от Пуластьи и шудры - от Васиштхи 3
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.
Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма – это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев4
Брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» - неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей – нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенных собраниях, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными» (Законы Ману ст.4 гл. X)5.
Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни – дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей: «среди свойственных им занятий наиболее достойны: для брахмана – повтроение Веды, кшатрия – охрана /подданных/, для вайшия – хозяйственная деятельность» (Законы Ману ст.80 гл. X)6. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.
Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков «смешение варн возникает вследствие нарушения /порядка/ варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться…».7. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне.
В Законах Ману (ст. 415 гл.VIII) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания8. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (ст.ст.163, 167 и др. гл.VIII)9. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (ст.48 гл. IX)10.
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (ст.32, гл.X) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Раб - вещь в образе человека, полностью находящейся во власти другого.
В Законах Ману прослеживается разница между собственностью и владением. Охране частной собственности в Древней Индии уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни (ст.115 гл. X)11. Первые три способа были доступны для всех каст, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой - привилегия брахманов.
Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но Законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. Выделялись: земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором (ст. 245 – 266. гл. VIII)12. Законами Ману также охранялись и другие виды собственности: скот, инвентарь, рабы.
В Законах Ману также рассматривался и такой способ приобретения собственности как приобретательная давность, говоря языком современного гражданского права (ГК РФ ст. 234 гл.14)13, т.е. «если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет право получить это /обратно/». Важным являлось то, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст. 147 гл. VIII)14
В Законах Ману особое внимание уделяется обязательственным отношениям. В основном в законах говорится об обязательствах, вытекающих из договоров.
В законах регламентируются следующие виды договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки, найма, аренды и др.,
Общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (ст.163 гл. VIII)15. Недействительны договоры, заключенные рабами.
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно «данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными» (ст.168 гл. VIII)16.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (ст.177 гл. VIII)17. У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка). В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Законы Ману уделяют значительное внимание этому договору найма, т.к. широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров). По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали18. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.
В
Древней Индии был известен и
договор аренды земли. Этот договор
получил распространение в
Договор
купли-продажи также
Информация о работе Религиозно-правовые представления в Древней Индии