Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:13, реферат
Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.
Содержание
Введение
1. Возникновение философии в Древней Индии.
2. Философские учения:
а) буддизма;
б) чарвака-локаята.
3. Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа по философии
Философия в древней Индии. Буддизм. Локаята.
.
Ижевск 2011
Содержание
Введение
1. Возникновение философии в Древней Индии.
2. Философские учения:
а) буддизма;
б) чарвака-локаята.
3. Заключение
Литература
Введение
Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.
Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.
Среди
современных философов и
История
индийской философии – это
по преимуществу история не отдельных
мыслителей, а школ. В Древней
Индии не сложилось, как в Западной
Европе, представление об индивидуальном
авторстве. Философские тексты приписываются
легендарным древним мудрецам, о
которых нет никаких
В III – II тысячелетиях до н. э. в Индии существовала высокоразвитая цивилизация, которая получила в научной литературе название цивилизации Хараппы. К ней восходит многое в позднейшей истории Индии.
Во втором тысячелетии до н. э. в северную Индию пришли арии – индоевропейские племена, в начале третьего тысячелетия до н. э. начавшие мигрировать на Восток. Арии делились на три сословия – варны. Во главе племени стояли воины – раджанья, им подчинялись все остальные (вайшьи). Но наибольшим почетом пользовались те, кто ведал взаимоотношениями с богами, - жрецы-брахманы.
Взаимоотношения пришельцев с местными жителями долгое время оставались враждебными. Арии презрительно именовали аборигенов малечхами, а также дасами.
Язык
своих священных текстов –
санскрит – индоарии считали единственным
подлинно человеческим языком, на котором
все вещи имеют правильное обозначение.
Остальные «наречия» они
Мало-помалу область ариев расширялась, а вместе с тем распространялись их религия, образ жизни и система варн – пока к восьмому веку новой эры они не утвердились на всем южно-азиатском полуострове.
Древнейшие памятником индоарийской культуры являются Веды – собрание священных текстов. Слово «веда» происходит от корня, обозначающего знание. Индоарии полагали, что Веды никогда никем не были созданы; они существуют вечно и потому не могут содержать ошибочных утверждений. Ведь ошибаться способен лишь кто-то – будь то человек или божество. Если же автор отсутствует, то нет и почвы для заблуждений.
Веды
передавались в устной форме. Запись
священного текста, которая могла
бы оказаться доступной
Устный характер ведийской традиции предопределения многие особенности индийского мышления. Важнейшей темой теоретических споров в Индии стал не только смысл текста, не только его содержание, но и текст сам по себе, слова и фразы, из которых он состоит.
Самый древний ведийский памятник – Ригведа, или Веда гимнов, - восходит к рубежу II и I тысячелетий до н. э., когда арии стали расселяться в долине Инда. Гимны чаще всего обращены к богам и содержат хвалу в их адреса, а также просьбы даровать «обращающемуся» потомство, могущество, удачу во всех жизненных делах. Декламировать их нараспев входило в обязанности хотара-жреца, который должен был таким образом привлекать внимание божества к предлагаемой ему жертве.
В VII – VI вв. до н. э. в жизни индоариев произошли большие изменения.
По
ведийским текстам можно
По-новому
понималось и значение обряда. Первоначально,
когда жертвоприношение было только
способом решения самых «земных»,
житейских проблем, смысл отождествлялся
с его результатом, т. е. с тем,
что возникает после его
Так
сложилось представлении о
По мере того, как индоарийская цивилизация расширялась, включая в свою орбиту все новые страны и народы, становились все более очевидными и присущие ей противоречия. Недавно арианизированных жителей Индии «старые» арии по-прежнему рассматривали как варваров. К востоку от рубежей Арьяварты в V – IV вв. до н. э. началось формирование мощных имперских государств. Центром великой новой державы стала Магадха. Но в ритуальном отношении она оставалась «нечистой землей». И не случайно именно здесь постепенно появлялось все больше людей, задумывавшихся о противоречиях брахманизма и сознавших ограниченность ритуалистического мировоззрения.
Учения
настиков – «неверных», как именовали
их приверженцы брахманизма, во многом
разнились между собой. Объединяло
их лишь неприятие брахманистских жертвоприношений,
божественных почестей, воздаваемых брахманам,
и самого языка арийской цивилизации –
санскрита.
В основу этого учения входят четыре благородные истины.
Страдание пронизывает всю человеческую жизнь: «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, соединение с нелюбимым и пребывание врозь с любимым есть страдание, необладание тем, чего желаешь, есть страдание». Причина страдания – не отсутствие желаемого, а сама жажда обладания (тришна), приводящая к перерождению.
Но
вместе с тем страдание преодолимо.
К его прекращению ведет «
Нирвану невозможно описать с помощью слов, используемых людьми для обозначения явлений мира, окружающего нас, так как с ними она не имеет ничего общего. Есть лишь один способ узнать ее природу – прийти к ней по восьмеричному пути.
Восьмеричный
путь начинается с «правильного воззрения»,
т. е. усвоение четырех благородных
истин. Но необходимо еще и волевое
устремление к прекращению
Постепенно сложилась своеобразная философия буддизма. Проповедуя спасительный восьмеричный путь, приверженцы Шакья-муни, который постиг четыре благородные истины, не могли только ссылаться на авторитет учителя. Ведь они обращались к посторонним людям, зачастую ничего не знавшим о нем. Поэтому им приходилось доказывать справедливость его воззрений.
Основной мишенью буддийской критики было брахманистское учение об атмане. Нет никакого устойчивого и неизменного начала в человеке, нет ничего такого, что могло бы кочевать из одной телесной оболочки в другую, как это изображали сторонники брахманизма. Иначе говоря, нет никакого атмана.
Единственный, кто свободен от страдания, - архат, достигший нирваны. Он полностью утратил связь с миром обрел абсолютную независимость от него.
Однако среди последователей Будды были не только покинувшие мир аскеты-монахи, но и миряне. Восьмеричный путь был для них закрыт. От буддистов-мирян требовалось немногое: гуманное отношение к живым существам, правдивость в речах, воздержание в чувственных наслаждениях и трезвый образ жизни, а также материальная монашеской общины (сангхи). Но сделаться ее полноправными членами они не могли.
б) Чарвака-локаята.
Чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана- Брахмана, и по существу строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Словно как бы единственно трезвые среди пленных чарваки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, котором мы живем как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания. Поэтому чарвака-локаята и адвайта-веданта абсолютно противоположны.
Санкристское
слово «лока» означает «место»; «край»;
«страна», «простор»; «мир», «вселенная»;
«земля»; «жизнь», а во множественном
числе – «люди», «народ»; «человечество».
Этот термин говорит о близости учения
локаяты к обыденному сознанию. Синонимом
термина «локаята» служило
Информация о работе Философия в древней Индии. Буддизм. Локаята