Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является: раскрыть основные положения учения буддизма в сфере политико-правового устройства общества
Задачи:
1) показать этические основы учения буддизма;
2) раскрыть основные политико-правовые моменты концепции учения;

Содержание

Введение 2
1. История возникновения буддизма 3
2. Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии 7
Заключение 17
Список источников и литературы 20

Работа содержит 1 файл

КР Буддизм (ИППУ).doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим

     аспектом  нирваны возникла космическая концепция  Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал  разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

     История буддийских учений является наглядной  иллюстрацией развивавшегося в них  процесса упрощения пути к достижению нирваны. В ходе становления и  развития буддизма идея спасения все  более упрощается, она теряет философский, схоластический оттенок и становится все более религиозной. Одновременно упрощается и система заповедей и обетов, но это упрощение -вынужденная уступка слабостям человека, а вовсе не что-то новое, радикально изменяющее основы буддизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда  отверг священный характер Вед и  противопоставил им попытки рационалистического  объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.

     Только  буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей  и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.

     Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере. Люди считаются равными, ибо  все они живут в мире страданий  и за всеми признается способность  к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.

     Возникновение буддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования  такого общества, в котором страдание  действительно было для подавляющего большинства людей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание, превратил реальные человеческие несчастья в «иллюзию сознания» и тем самым направил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того, сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказался опорой того общества, в котором сострадания неизбежны.

     Будда учил, что каждый может достичь  освобождения, ибо каждый обладает способностями, возможностями или  факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, то есть каждый обладает "природой Будды". "Человек и только человек может стать Буддой. Каждый человек имеет в себе возможность становления Буддой, если он стремится к этому и прилагает усилия"[7] . Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, и, хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, каждый может развить их и преодолеть страдания, достигнув полного освобождения, нирваны.

     Будда понимал, что все люди неодинаковы  и обладают разными характерами  и склонностями, и поэтому он никогда  не выдвигал какую-либо одну догматическую  систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальностей обучаемых. .

     Это во многом способствовало тому, что  буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм  адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара. В настоящие время Буддизм является одной из основных и самых распространенных мировых религий

     Подытоживая изложение основ вероучения и  культа буддизма, выделим следующие  выводы:

     1. Буддизм как мировая религия  возник в Древней Индии в качестве оппозиционной брахманизму религиозно-философской системы, подготовленной объективным развитием культуры этой страны.

     2. Основатель новой религии принц  Гаутама переосмыслил основные  религиозно-философские положения  предшествующей культуры. На основе "четырех благородных истин"  он сформулировал основы (догматы)  буддизма и указал путь спасения  верующих. Для достижения спасения (нирваны) необходимо каждому верующему все интеллектуальные и физические усилия направить на выполнение предписаний Будды.

     3. Буддизм не является единым  целостным учением и с момента  своего возникновения разделился  на два основных течения: хинаяну  и махаяну.

     Основные  идеи буддизма.

     1. Признание нравственно-духовного  равенства людей.

     2. Подвергается критике система  варн и закрепляемый ею принцип  сословного неравенства.

     3. Жизнь — это страдание, и  источник этих страданий —  сама жизнь. Страдания можно  прекратить в этой земной жизни.

     Для этого необходимо следовать благородному пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведет человека к нирване.

     4. Дхарма — это управляющая миром  природная закономерность, естественный  закон.

     5. Роль и масштабы наказания  должны быть ограничены.

     6. Не должно быть наказания без  вины.

     7. Ослабленное внимание к реальным  политико-правовым явлениям как  к общей цепи земных несчастий.

     8. Сосредоточение на проблемах  человека. 

     Список источников и литературы

1. История политических и правовых учений

Онлайн учебник  по Истории политических и правовых учений.(Краткий курс) Под ред. Нерсесянца http://ur-fak.ru

2. История политических и правовых учений
Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая  литература, 1997

3.Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм.

4. Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. СПб, Дацан Гунзэчойнэй, 1996,

5. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

6. Торчинов Е. А. Введение в буддологию Санкт-Петербург: Амфора, 2005г.

7. Журнал "Традиционная медицина", Москва, 1992

8. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.

9. Александр Берзин. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ, Москва,1990

10. Радхе Берме “Парадоксы духовного плана”, Москва, 1996

11. Крывелев И.А. История религий. Т.2 М.,"Мысль",1988.

12. Александр Мень. История религии. М.,1994.

Информация о работе Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии