Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций
Лекции по истории религий
Шумеро-аккадский пантеон
3 группы богов: мелкие боги
посёлка или даже семей;
Ан (Ано) – Небо, бог праздный,
Энлиль (-) – реально главный бог, громовержец, грома, ветров – связывает небо и землю, его эпитет – «Великая гора»,
Энки (Эя) – бог оснований, т.е. бог вод, эпитет – «Владыка земли» - земля основана на нём.
Рогатая тиара – Ан и Энлиль (разные виды).
У них ещё есть отождествление небесное (кроме Энлиля) – с небесными светилами. Солнце, луна, звёзды (движущие планеты – 5 видимых звёзд).
Только вавилонская поэма
Реконструкция: в начале была Намму – первоматерь, праматерь (материя – изначальные воды, водный хаос). Её волны посредством самооплодотворения порождают небо и землю – Ан и Ки. Знак женского и мужского начала. Происходит священный брак и рождаются боги. Энлиль разделяет небо и землю (он же воздух – расцепляет). Ан поднимается вверх, Ки – вниз, Энлиль – между ними встаёт. В начале всё было совершенно.
Энки – брат Энлиля.
Райская страна – Тильмун – ещё более совершенное, чем всё остальное. Там никто не убивает, нет воровства, нет болезней. Текст в настоящем времени.
Владкой Тильмуна был Эн. Он жил со своей супругой. Она оставалась девственницей (как не вспахата земля). Энки соединился с Нингирсу, у них дочь, с ней соединился, опять дочь, то же самое. Нингирсу сказала, что не хочет на него смотреть и он должен умереть. Т.е. шуммерцы считали богов смертными. Он начинает болеть и просит Нингирсу простить его и излечить, она это делает.
Культа Ану не был распространён особо никогда, но его вспышка – перед концом – в 4 – 3 вв.
Боги отождествляются с разными стихиями и светилами, ещё и числа. У Ану – 60, Энлиль – 50, Энки – 40. Бог всех народов, Хранитель правды, Господь – эпитеты Энлиля. Сын Энлиля – Нанна (Син) – его светило – Луна. Его число 30. Жена Энлиля – Нинлиль (малосамостоятельна). Уту (Шамаш) – сын Нанны – солнце. Его число 20. Иннана (Ишта) (Астарта у греков) – сестра Уту – Венера 15. Её очень почитали. Ваал – бывший Энлиль.
Аккадцы – семитский язык.
Продолжение пантеона
Лекция за 09.11.07
Энлиль был потом отождествлён с Вавилонским Мардуком.
Ассирийцы восприняли религию, но заменили Мардука на Ашшура.
Царь мёртвых – страны Кур – Нергал. Его супруга Эрешки Галь.
Бог писцов (его идол ездил на охоту) – Набу.
Боги установили законы и следят за ними: законы природы. Грехи: на 1-м месте ритуальные грехи (нельзя было видеть идолов простым людям), богохульство, ложь, убийство, членовредительство, прелюбодеяние, непочтение к старшим. Покаяние, искупление появляется только с приходом семитских народов – аккадцев и т.п. Разрывание одежды, утыкание носом в пол, посыпание головы пеплом и прахом – всё в храме. Преступления одновременно уголовные. Жрецы, особенно жрецы Шамаша, вершат суд. Он – бог правды. Он – один из судей загробного мира (судятся за те же самые преступления). Боги ассоциировались со светилами, с явлениями небесными, воздушными. Царь в Месопотамии не был богом, но почитался посредником, изображался также в свете. Люди – только через жрецов. Культ личного бога-хранителя, который близок к человеку – Илу (просто «бог»). Это покровитель рода и всей семьи, передавались по наследству, по поводу брака и проч. – все семейные дела. Были злые духи – демоны. Поэтому – обереги, талисманы. Считалось, что есть колдуны – преследовались зловредные (привороты и отвороты не считаются, их было оч. много), но были широко распространены.
Космогония: древнейшие – гипотетичны, реконструируются.
Сосуществует несколько
В древних табличках шумеров было представление, что было не два противоположных начала, а бог, вседержитель, разум, кот-й породил 50 пар богов и передал власть Анну и Энлилю, которые доделали мир. Сохранились воспоминания про змея, который мешал богам и угрожал уничтожить мир. Этот змей обычно олицетворяет хаос, он противник устройства мира. Грехи людей продолжают дело змея и вносят хаос в мироздание.
Появление человека:
1: вырос из земли как растения
2-й миф: боги-мастера
3-й: сделала богиня Арура (
4-я: Лахму и Лахаму – боги старшего поколения (хаоса), кот-е были принесены богами второго поколения в жертву, - из их крови создан человек.
Вавилонская космогония – только 2 версии.
Нарушение людьми божественных установлений требовало покаяния – не только действий, сохранились т.н. «псалмы». Не знали: кому каются и даже, есть ли в чём.
Изначально высшие боги шумеро-аккадского пантеона Ану, Энлиль и Энки уходят, встают Мардук, Ишту, Шамаш и Сим.
«Энума элиш» – когда наверху – первые слова поэмы – наиболее важное произведение вавилонской религии. Ок. 12 в. до Р.Х. – нововавилонское царство. Ритуальный текст (читался в новый год – 12 дней на равноденствие – обновление мира). Там нет Наму, говорится, что когда небо наверху и земля внизу были безымянны (т.е. их не было, т.к. боги создают всё, называя имена), были Апсу и Тиамат в священном браке. Апсу – бездна пресных вод, Тиамат – бездна солёных вод. Они были смешаны. Апсу – мужское начало, Тиамат – женское. Про Тиамат говорится, что она была женским началом и одновременно андрогинном (двуполым) – она главная. Они рождают пары богов. Вторая пара богов – Лахму и Лахаму (те самые!). 3-я порождённая пара – зарождение начатков натурфилософии («совокупность высших элементов» и «совокупность низших элементов»). Рождались долго – тянулись дни, длились года. Потом появились младшие боги – Ану, который порождает Эя (бог пресных вод, океана и основания – но тогда ещё таким не был) и множество младших богов (только Ану с женой порождают). Младшие боги начинают действовать. Сначала играют и кричат, надоедают Апсу (дедушке), он жалуется Тиамат (т.е. изначальные силы не хотели создания космоса). Тиамат не согласна. Апсу решает уничтожить Ану, его жену и богов младшего поколения. Молодые боги узнают и в ужасе застывают в безмолвии. Эя (шумерский Энки) решает действовать: с помощью магич.заклинаний погружает Апсу в сон, забирает его силу (одевает его свет), связывает и убивает. Захватывает власть над пресными водами и воздвигает себе там дворец на мёртвом Апсу, вступает в брак, рождается Мардук (он же Энлиль). Супруга – Данкина. Дворец Эя – палату судеб, святилище первообразов. Потом всё это – на Земле. Дальше – про великолепие и мудрость Мардука. Ану, увидев успех Эя, решает добить Тиамат (боялся, что будет мстить). Он направляет на неё 4 ветра, поднимает волны, боги старшего поколения понимают, что им тоже придёт конец и просят Тиамат вмешаться. Тиамат создаёт чудовищ, змей, драконов, демонов и других воинов и между своих детей она возвеличила Кингу – её сын и новый супруг. Она передаёт ему таблицу судеб (кот-е были у её мужа). Боги испугались этих созданий. Тогда выходит Мардук и говорит, что всё сделает, если станет царём над богами и дадут их силу. Боги соглашаются, Мардук поэтому самый крутой. Поединок Тиамат и Мардука. Тиамат открывает пасть, чтобы поглотить Мардука, но тот послал 4 ветра. Они раздули её. Стрела пронзила насквозь. Воинство бежит, Мардук догоняет, убивает, срывает с Кингу таблицы судеб и вешает на себя. Тело Тиамат рассекает на небо и землю. Из разных элементов устраивается космос: хвост соединяет башню Вавилона (храм) и полярную звезду. Глаза – Тигр и Евфрат текут оттуда. Устроив космос, Мардук создаёт людей, т.к. боги не хотят работать (они нуждаются в пище, питье, одежде, восхвалении). Люди – слуги богов. 1 вар. – принесли в жертву Лахму и Лахаму, 2 вар. – Кингу (так в поэме). Люди т.е. имеют титаническую природу (богов хаоса) – по обеим версиям. Весь мир создан из этой Тиамат ужасной. Теогония и космогония пессиместична.
Мардук создаёт небесный Вавилон, который является копией дворца Эя в сердце пресных вод, поднимается на небо, создаёт звёзды (большинство богов получают по звезде, самому Мардуку они до фени), на земле – священные города и в них храмы – модели созвездий. Т.о. мир обустроен богами, хотя и титанической природы.
Миф о потопе.
Известен ещё в шумерской редакции (древнее библейского).
Причина потопа неизвестна, в одном тексте смутно упоминаются грешники. Так что боги (Ану и Энлиль) решили создать новое человечество. Последний человек не стал родоначальником нового человечества. Спасся Зиу Сурда (шумер) или Утнапишти (акк.).
Кто-то из богов сообщает Зиу Сурде (царю) о грядущем потопе, т.к. почтительный, послушный. Тот получает инструкции по строительству корабля, потоп всего 7 дней и 7 ночей, потом молится богу Шамашу. В конце концов Ану и Энлиль даруют ему вечную жизнь. Но т.к. он не может жить среди людей, он переселяется в рай – Тильмун у истоков всех рек. Он там один.
Думузи (шум.) – Таммуз (акк.), Эннана (Ишта) – богиня плодородия, плотской любви, также женщина и гермафродит, но и богиня смерти вследствие попытки уничтожить ад. Думузи – пастух, её муж. Они были главными богами Ишту и Таммуз (земледелие и скотоводство).
Миф: шумерский – самый ранний. Эннана ещё не великая богиня – покровительница города Эрера. Предложила замуж себя Думузи и делает его царём. Эннана решает захватить власть не только на земле, но и в Куре. Она спускается в Кур, где её старшая сестра Эрешке Галь с мужем. Привратники снимают драгоценности и одежду. Эннана предстала обнажённой и потеряла свою божественную силу. Эрешке Галь смотрит на неё взглядом вмерти, Эннана впадает в кому и её вешают на крюк. Перед спуском в ад, она предупредила мужу, что через 3 дня, если не вернётся, надо сообщить Энану и Энлилю. Они узнают, говорят: сама виновата. В вавилонском варианте говорится, что на земле прекратилось произрастание растений и размножение. С живой водой проникают, оживляют Эннану с гвоздя. На пути назад останавливают, требуют замену. Выпускают в сопровождении демонов. Хотели взять Нишугуру, Эннана останавливает, ходят по городам, но боги умоляют не брать их. В городе Эрехе обнаруживает (своём), что её муж вместо траура сидит на престоле, правит, пирует. Она возмущена – взгляд смерти. Демоны забрали мужа – Думузи. Но тот уже стал богом, обращается к богу солнца, тот превращает его в змею, уползает в дом сестры Гештинанна, потом в овчарню, демоны хватают, бьют, мучают и утаскивают в ад. Дальше таблички нет. Полгода Думузи – в аду, а полгода – на земле, но тогда там должна быть Гештинанна (типа замена Эннана). Когда они уходят – каждый оплакивается. Характер сельскохозяйственного производства.
В аккадской, и позднее вавилонской версии: Таммуз попал в ад (наверно, просто умер), Ишта спускается за ним в ад. Они меняются местами каждый полгода. Хотя Таммуз был сх богом, с ним отождествлялся вавилонский царь. Он изображал брак с богиней.
Культ Таммуза распространился по всему ближнему востоку – см. обличение женщин в Иез. 8: 14.
Эпос о Гильгамеше – несколько произведений. Он был самый популярный персонаж. Древний царь Урука. На треть человек, на две трети бог. Сначала был плохой, в ходе приключений стал хорошим. Пользовался правом первой ночи, был необуздан и т.д. Он сын богини Нимсун. Он считался крайне мудрым и замечательным строителем. Жители жалуются богам на Гильгамеша. Боги создают великана Энкиду – дикого, жил среди зверей. Гильгамеш узнавал во сне, что есть Энкиду, потом ему и охотник говорит. Энкиду жил мирно даже со зверями. А Гильгамеш? Гильгамеш куртизанку подсылает, заманивает в Урук. Гильгамеш борется с Энкиду, никто не побеждает, они стали лучшими друзьями. Гильгамеш решает отправиться странствовать вместе с Энкиду, искать подвигов. Сначала – в кедровый лес (священное дерево), где живёт чудище Хубаба (Кубаба). Его убивают, срубив священный кедр. Этот подвиг привлекает внимание Иштар. Она предлагает Гильгамешу взять себя замуж, тот напоминает, где у неё муж. Она разгневана, умоляет Ану (отца) создать гигантского быка (под угрозой взять демонов из ада), направляет его на Урук, от рёва только сотни воинов гибнут. Энкиду хватает за хвост, Гильгамеш убивает быка. Ишта Гильгамеша проклидает. Энкиду богохульствует, ломает бедро быку и кидает богини (убирайся). Энкиду заболевает и через 12 дней погибает. Гильгамеш меняется: он понимает, что полностью во власти богов, ему это не нравится. 7 дней рыдает над Энкиду, но тот разлагается, тогда хоронит. «Неужели и меня не станет, как Энкиду?». Тогда отправляется на поиски бессмертия. Где-то находится Тильмун и там живёт один человек. Дверь в горах, через кот-е всходит солнце (2 человека-скорпиона, увидеть кот-х значит умереть), они ощущают, что он на 2 трети бог и пропускают. Переходит на ту сторону гор. Там волшебная страна, цветёт, сад, встречает нимфа Седуи. «Где Утнапишти?». Она ему: ешь и пей и веселись, бессмертие не для людей. Гильгамеш упорен. Седури отправляет к лодочнику, выходят на берег рая, где живёт Утнапишти с женой (ущелье всех предков). «Как достичь бессмертия». Утнапишти: это исключительный случай. Попробуй не спать 7 дней и 6 ночей – преодоление чел.природы. Гильгамеш не выдерживает и засыпает, причём тут же. Утнапишти прикалывается. Гильгамеш ворчит, что ему не дали выспаться. Утнапишти открывает секрет: дерево, дающее плоды вечной молодости. Оно на дне моря. Гильгамеш спускается, достаёт растение. Потом возвращается к Утнапишти, замечает источник воды, умывается, кладёт растение, змея съедает и сбрасывает кожу. Гильгамеш рыдает. Гильгамеш возвращается в Урук совсем мудрым. Конец поэмы отломан. Гильгамеш строит – человеку больше ничего не остаётся.