Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций
Лекции по истории религий
Общение с богами носило магич.хар-р: обменивал на жертву какие-то блага, хар-р рын.отн-й, молитва после жертвоприношения, жертвоприношение в тишине под игру флейт, после него – жрец или главный читал молитву, остальные повторяли: призывание, напоминание о прежней благосклонности, указание на жертву (что-то отдано), сама просьба.
Жертвоприношения: обряды жиз. цикла, сопровождали произнесение клятв, любые обществ.меропр-я: от собрания до войны; были очистительные жертвоприношения – установлены Аполлоном, Зевсом, омовения, посты были.
На 5 день после рождения – носили вокруг очага (посвящали богине Гестии – домашнего очага).
При браке – Гесте.
Часть пищи сжигалось на дом., умащали благовониями, в белый саван, клали в рот монетку Харону, клали на погребальную носилку. В архаич. Эпоху кремация стала замещаться похоронами в земле или гробницах, склепах. Покойного день оплакивали, а потом на кладбище. Классический период – только в земле.
Гадания: помимо оракулов (гл. оракул Зевса в Додоне, пифии в Дельфах, оракулы Аполлона), было гадание по многим вещам (верили в судьбу): внутренности, полёт птиц, небесным знамениям, молний (пифаисты). В эпоху эллинизма гл. система – астрология (соединение вавилонской гос. астрологии и представлениями о космосе греков). Гадания и пророчества оракулов. Жрецы излагали гекзаметром.
Случай с царём Крезом – приехал
в Дельфы, попросил Пифию и жрецов:
следует ли воевать с Киром (перс.):
будет разрушено великое
Праздники: греки имели лунный календарь, почти каждый день в году был посвящён какому-то духу, герою и т.п. Первый день каждого месяца – Аполлону (благоприятный). А последний – мёртвым и подземным духам (неблагоприятный).
Главные – связаны и сх циклами. Гл. афинский праздник – Панафинея – посвящён Афине (рождение Афина из лба Зевса) – основан легендарным строителем Афин – осенью после жатвы. Каждый 4 годы Панафинеи были великими – с особой пышностью. Гекатомбы (жертвоприношение 100 быков) – начало работы афинского собрания, панафинеи и др. важные события. Великие Панафинеи установил Писистрат (при котором тайный орден орфиков). Анестерии (?) – посвящён Дионису. С Дионисом связано появление в класс.эпоху комедий (шествие, карнавал) и трагедий (трагодия – козлиная песнь – козлоногие пели).
Были ещё праздники в своей области свои, особо торжественные: Геры, героев и богов. Кипр – Зевс и Афродита.
Панэллинские праздники – 4 великие игры: Олимпийские (установлены Гераклом в Олимпии, победив другого героя, в честь Зевса и всех богов), Пифийские (в Дельфах, в честь Аполлона), Пестмийские (Посейдон, Коринфский перешеек), Немейские (Зевс, маловажные).
776 г. – Олимпийские игры. По ним – отсчёт времени у греков (после начала). Считалось – Ликург (спартанский царь) только восстановил их: время всегреч. перемирия. В сер. лета, неск. дней, только мужчины, зрители тоже мужчины и незамужние женщины (только жрица Деметры). Атлетические соревнования д.б. выявить героя, награждавшегося оливковым венком (символ Зевса), при жизни ставилась статуя, почитался, его город – тоже.
Дельфийские – раз в 5 лет (победа Аполлона над змеем Тифоном). Были муз. и литер. соревнования – лавровые венки.
Элевсинские мистерии. Это особое уст-е греч. рел-и, кот-е сущ-ло параллельно офиц. культу и давало надежду на лучшую загробную участь (хотя тоже в Аиде).
Гомеровский гимн (условно Гомера) Деметре – миф о Деметре и Персефоне (Коре). Деметра – богиня зерна (особ. пшеницы), злаковых, дочь земли, Персефона – богиня растительности, цветов, произрастания. Однажды Кора собирала цветы на Земле, под ней разверзлась семья, его похитил Аид (Плутон), кот-й хотел жениться (Зевс посоветовал Персефону). 9 дней Деметра в траурном одеянии искала, спрашивала месяц и др. Кто-то из богов ей сказал, про Зевса и где Кора. Деметра в гневе. Явилась на земле в виде старухи, в Элевсине села у колодца, пришли царские дочери и заговорили, она рассказала о приключениях (про пиратов и т.п.), пригласили кормилицей для царевича Димофонта, согласилась, потребовала у матери – Метаниры давать особый напиток в качестве платы – кикеон (из ячменя, Воды и болотной мяты). Деметра не кормила грудью, а намазывала амброзией, на ночь клала в печь – выпекала (чтобы сделать человека бессмертным назло Зевсу и себе ребёнка добыть вместо дочери), Метанира обнаружила, орала. Деметра: вы не знаете своего счастья. Ребёнок бессмертным не стал (не успел). Но заявила, что в Элевсине надо построить храм, там она затворилась и прекратила произрастание растительности. Зевс посылает Гермеса, просит вернуться, та требует вернуть дочь. Тогда Гермеса посылает в Аид, компромисс: 8 мес. на земле, зима – в Аиде. Каждый раз даёт зёрнышко граната (чтобы не забыла царство мёртвых).
Элевсинские мистерии. Греки к ним относились с чрезвычайным благоговением. Могли проходить все, знающие греч. язык. От посвящённых требовалось молчание. Поэтому есть только гипотезы или реконструкции. Также таинства изменились в эллинистическую эпоху (наши свид-ва относятся в осн. сюда).
Первым был посвящён Триптолен (??).
Археология говорит, что Элевсин был колонизирован ахейцами в 16 в., первое святилище – уже в 15 в. до Р.Х. Мистерии продолжались до к. 4 – нач. 5 в. (при Феодосии Великом ?). Афины защищали святилище.
В ходе мистерии 3 действия: праздник весной – малые мистерии, великие – осенью, в ходе их – последнее посвящение (неофитов – отсюда термин!).
Малые мистерии в пригороде Афин – серия обрядов для неофитов: посты, очищение (омовение), жертвоприношения. Каждым неофитом руководил мистагог (уже посвящённый). Возможно, разыгрывание мифа о Деметре и Персефоне.
Церемонии – 8 дней, на 9 – великое испытание. Могли уже все греки участвовать (очистившиеся постом, омовением, жертвоприношениями).
1 день – священные предметы культа приносились, 2 – процессия шла к морю, каждый неофит с мистагогом нёс поросёнка, омывали, потом в жертву. Царь – гекатомбу. На 5 – из Афин – в Элевсин (весь день). Во дворе святилища – пляски и песни в честь богини и Диониса. На след. день неофиты постились, приносились жертвы, начиналось посвящение. Церемонии – внутри небольшого помещения (путешествия в загробный мир). Что-то разыгрывалось, отсюда родился театр. Многие испытывали катарсис.
Но господствующее ощущение – неуверенность в загробной участи, сосредоточение на земных. Лучшая участь не предполагала нравственных изменений.
Прокл (неоплатоник): мисты (участники) смотрели на небо и кричали «дождь», потом к земле – «зачни» (культ плодородия).
В последний день пили кикео (напиток, связанный с умершими).
Климент Александрийский писал об этих мистериях – оценивал положительно как приуготовление к приходу Христа, это образ сошествия Христа во ад, образ христианских таинств. Иерофан – священнослужитель. Главная священная формула – я постился, я пил кикео, взял корзину, положил в сундук, вынул из сундука, положил обратно в корзину. Возможно, это был колос.
Свт. Ипполит Римский (папа): главным свящ. предметом был колос, формула другая (произносит жрец).
Папирус имп. Адриана: Геракл говорит жрецу: я был посвящён давно, я видел огонь, я видел Кору.
В Греции всё больше с 7 в. считалось, что чем таинственней, тем лучше. Таинственность повышает цену… (Плутарх).
Дионис (Вакх). Долго считалось, что это чужеродный бог (у греков – бог севера).
Это более древний бог, чем Аполлон. Вакханки и вакханты – одержимые Дионисом.
Дионис – сын Зевса и царевны Семелы (земля – земелы – общеинд.). Гера готовит Семеле западню – внушает мысль попросить Зевса явиться в божественном виде. Зевс за эту дерзость убивает молнией Семелу, но оказывается, что она беременна, у неё выкидыш, Зевс видит младенца, распарывает ногу, зашивает в неё младенца («дважды рождённый»).
Дионис сначала не м.б. олимпийским богом, но потом утверждается, но то появляется, то исчезает (мерцающий). Его постоянно кто-то преследует, но их уничтожает Зевс.
Бык, лев, козёл – в этих видах является Дионис (теофании). Семя, кровь и проч. – приятно Дионису (то, что недопустимо для Аполлона), связан с водой (обесп-ет рост растений). Когда Дионис исчезает, он уходит в Аид по версии нек. мифов (но это не связано с циклом).
В Дельфах (где его оракул) показывали могилу Диониса. Когда Диониса нет, он гостит у Персефоны.
Сущ-ли народные праздники и вакханалии.
Народные: в начале весны – открывали винные бочки, напивались, соревнования по скорости питья, кто больше выпьет, возливали предкам и пр. В разгар весны – 5-дневные великие дионисии – шествия с плясками, статуей, гигантским фаллосом (символ плодородия) и пр. Осенью при сборе винограда – оскофории (в честь самого винограда – из храма Диониса в храм Афин). Линнеи – праздник выжимания виноградного сока. В декабре – сельские дионисии (с ряжеными и пр. атрибутами, соревнования).
Опьянение богом – Дионисом, но настоящий экстаз – практика добровольной одержимости Дионисом.
С Дионисом связан интересный обычай – священный брак царицы с статуей Диониса (у букалей – бычьи стойла).
Во время антестерий, кот-е праздновались ранней весной, - 3 последних дня – возвращаются обитатели подземного мира на землю (неблагоприятные). Последний день – мёртвым молились, готовили спец. пищу (панстермия – из всех видов злаков), её надо было съесть до темноты, потом выгоняли духов с криками.
Дионис – одновременно бог плодородия и смерти (иногда отождествляли с Аидом), неудивительно что именно на его праздник являлись мёртвые.
Чудеса – вакханок (из скал источники воды, молока, мёда), прорастания и созревания лозы, превращения воды в вино.
Вакханалии.