Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, контрольная работа
Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551-479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» - ученых, образованных, интеллигентов («жу» впоследствии стало обозначать конфуцианцев).
Согласно традиционной датировке, старшим современником Конфуция был Лао-цзы (6-4 вв. до н.э.), основоположник даосизма - главного оппозиционного конфуцианству идейного течения. Однако ныне установлено, что первые собственно даосские произведения были написаны после конфуцианских, даже, по-видимому, явились реакцией на них. Лао-цзы как историческое лицо, скорее всего, жил позже Конфуция.
1 Истоки китайской философии
2 Даосизм
3 Конфуцианство
Список использований литературы
План
1 Истоки китайской философии
2 Даосизм
3 Конфуцианство
Список
использований литературы
1 Истоки китайской философии
Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры - Шу цзине (Каноне [документальных] писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах, или И цзине - Каноне перемен), сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э. Данная точка зрения мотивируется также тем, что в состав указанных произведений входят отдельные самостоятельные тексты, имеющие развитое философское содержание, например, Хун фань (Величественный образец) из Шу цзина или Си цы чжуань из Чжоу и. Однако, как правило, создание или окончательное оформление подобных текстов датируется уже второй половиной I тысячелетия до н.э.
Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551-479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» - ученых, образованных, интеллигентов («жу» впоследствии стало обозначать конфуцианцев).
Согласно традиционной датировке, старшим
современником Конфуция был Лао-цзы (6-4
вв. до н.э.), основоположник даосизма -
главного оппозиционного конфуцианству
идейного течения. Однако ныне установлено,
что первые собственно даосские произведения
были написаны после конфуцианских, даже,
по-видимому, явились реакцией на них.
Лао-цзы как историческое лицо, скорее
всего, жил позже Конфуция. По-видимому,
неточно и традиционное представление
о доциньском (до конца 3 в. до н.э.) периоде
в истории китайской философии как эпохе
равноправной полемики «ста школ», поскольку
все существовавшие в то время философские
школы самоопределялись через свое отношение
к конфуцианству.
2 Даосизм
В этом наборе по длительности существования и степени развития сопоставимым конфуцианству является даосизм. Определивший его название термин «дао» («путь») настолько же шире специфики даосизма, насколько термин «жу» шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться «учением дао» (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма - включаться в категорию жу. Соответственно и термин «адепт дао» (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также к буддистам и магам-алхимикам.
С последним обстоятельством связана серьезнейшая проблема соотношения философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. Согласно традиционной конфуцианской версии, в конце 19 - начале 20 в. преобладавшей на Западе, это разнопорядковые и гетерогенные явления, которым соответствуют различные обозначения: философии - «школа дао» (дао цзя), религии - «учение (почитание) дао» (дао цзяо). В историческом аспекте данный подход предполагает, что первоначально в 6-5 вв. до н.э. даосизм возник как философия, а затем к 1-2 вв., то ли в результате покровительственного влияния имперской власти в конце 3 - начале 2 вв. до н.э., то ли в подражание начавшему проникать в Китай буддизму, радикально преобразовался в религию и мистику, сохранив со своей исходной формой лишь номинальную общность.
В западной синологии второй половины
20 в. возобладала теория, согласно которой
даосская философия сходным образом возникла
на основе протодаосской религиозно-магической
культуры шаманского типа, локализовавшейся
на юге Китая, в так называемых «варварских
царствах» (в первую очередь Чу), не входивших
в круг Срединных государств, считавшихся
колыбелью китайской цивилизации (отсюда
идея Китая как Срединной империи). В соответствии
с данной теорией, пионером которой стал
французский синолог А.Масперо (1883-1945),
даосизм представляет собой единое учение
и его философская ипостась, выраженная
прежде всего в классической триаде текстов
Дао дэ цзин (Канон Пути и благодати), Чжан-цзы
([Трактат] Учителя Чжуана), Ле-цзы ([Трактат]
Учителя Ле), явилась теоретизирующей
реакцией на соприкосновение с рационалистической
конфуцианской культурой, локализовавшейся
на Севере, в Срединных государствах.
Коренное отличие даосского мистико-индивидуалистического натурализма от этико-рационалистического социоцентризма всех остальных ведущих мировоззренческих систем в Китае периода формирования и расцвета «ста школ» побуждает некоторых специалистов усиливать тезис о периферийном происхождении даосизма до утверждения об иноземном (прежде всего индо-иранском) влиянии, в соответствии с которым его Дао оказывается своеобразным аналогом Брахмана и даже Логоса. Подобному взгляду радикально противостоит точка зрения, согласно которой даосизм является выражением самого китайского духа, поскольку представляет собой наиболее развитую форму национальной религии. Данной точки зрения придерживается ведущий российский исследователь даосизма Е.А.Торчинов, разделяющий историю его становления на следующие этапы.
1) С древнейших времен до 4-3 вв. до н.э. происходило формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований.
2) С
4-3 вв. до н.э. по 2 - 1 вв. до н.э.
протекали два параллельных
3) С
1 в. до н.э. по 5 в. н.э. шло
сближение и слияние
4) В
этот же период происходила
институализация даосизма в виде религиозных
организаций как «ортодоксальных», так
и «еретических» направлений, а также
начало складываться каноническое собрание
его литературы Дао цзан (Сокровищница
дао). Дальнейшее развитие даосизма протекало
главным образом в религиозном аспекте,
в чем большую стимулирующую роль играл
буддизм как его основной «конкурент».
Изначальный даосизм, представленный учениями Лао Даня, или Лао-цзы (традиционная датировка жизни: ок. 580 - ок. 500 до н.э., современная: V - IV вв. до н.э.), Чжуан Чжоу, или Чжуан-цзы (399-328 - 295-275 до н.э.), Ле Юй-коу, или Ле-цзы (ок. 430 - ок. 349 до н.э.), и Ян Чжу (440-414 - 380-360 до н.э.) и отраженный в названных их именами произведениях: Лао-цзы (или Дао дэ цзин), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу (гл. 7 Ле-цзы), а также даосских разделов энциклопедических трактатов Гуань-цзы, Люй-ши чунь цю и Хуайнань-цзы, создал наиболее глубокую и оригинальную в древнекитайской философии онтологию.
Ее существо было закреплено в новом содержании парных категорий «дао» и «дэ1», которые образовали одно из первых названий даосизма как «школы дао и дэ» (дао дэ цзя) и которым посвящен главный даосский трактат Дао дэ цзин. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии» (мин), знаке и символе, порождающее «наличие/бытие», являющееся предком «тьмы вещей».
Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое - «небесное» и порочное - «человеческое» дао, а также признается возможность отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве «начала», «матери», «предка», «корня», «корневища» (ши10, му, цзун, гэнь, ди3) дао генетически предшествует всему в мире, в том числе «господу» (ди1), описывается как недифференцированное единство, «таинственное тождество» (сюань тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян1) в состоянии «пневмы» (ци1) и семени (цзин3), т.е. «вещь», проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему «отсутствию/небытию». В то же время «отсутствие/небытие» и, следовательно, дао трактуется как деятельное проявление («функция - юн», см. ТИ - ЮН) «наличия/бытия». Генетическое превосходство «отсутствия/небытия» над «наличием/бытием» снимается в тезисе об их взаимопорождении. Таким образом, дао в Дао дэ цзине представляет собой генетическую и организующую функцию единства «наличия/бытия» и «отсутствия/небытия», субъекта и объекта. Главная закономерность дао - обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу син), характерное для неба, которое традиционно мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству (цзы жань), дао противостоит опасной искусственности «орудий» (ци) и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого.
«Благодать» определяется в Дао дэ цзине как первая ступень деградации дао, на которой рожденные дао «вещи» формируются и далее движутся по нисходящей: «За утратой Пути (дао) следует благодать (дэ). За утратой благодати следует гуманность. За утратой гуманности следует должная справедливость. За утратой должной справедливости следует благопристойность. Благопристойность [означает] ослабление верности и благонадежности, а также начало смуты» (§ 38). Полнота же «благодати», природа которой «таинственна» (сюань), делает человека подобным новорожденному младенцу, который, «еще не зная соития самки и самца, подъемлет детородный уд», демонстрируя «предельность сперматической эссенции», или «совершенство семенного духа (цзин3)» (§ 55).
Основные принципы первых даосских мыслителей - «естественность» (цзы жань) и «недеяние» (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем-дао: «Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется» (Дао дэ цзин, § 7). Вскрываемая при таком подходе относительность всех человеческих ценностей, обусловливающая релятивистское «равенство» добра и зла, жизни и смерти, в конечном итоге логически привела к апологии культурной энтропии и квиетизма: «Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти... он не прибегал к разуму, чтобы противиться дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному» (Чжуан-цзы, гл. 6).
Один из идейных мостов от исходного даосизма к его последующей ипостаси проложил Ян Чжу, акцентировавший значимость индивидуальной жизни: «То, что делает все вещи разным, - это жизнь; то, что делает их одинаковыми, - это смерть» (Ле-цзы, гл. 7). Обозначение его концепции автономного существования - «для себя», или «ради своего я» (вэй во), согласно которой «собственное тело, несомненно, главное в жизни» и для пользы Поднебесной нет смысла «лишаться даже единого волоска», стало синонимом эгоизма, который конфуцианцы противопоставляли неупорядоченному, нарушающему этико-ритуальную благопристойность альтруизму Мо Ди и равным образом отрицали.
Согласно Фэн Юланю, Ян Чжу олицетворяет
собой первый этап развития раннего даосизма,
т.е. апологию самосохраняющего эскапизма,
восходящего к практике отшельников, покидавших
вредоносный мир во имя «сохранения своей
чистоты». Знамением второго этапа стала
основная часть Дао дэ цзина, в которой
предпринята попытка постичь неизменные
законы всеобщих изменений во Вселенной.
В главном произведении третьего этапа
- Чжуан-цзы закреплена еще дальше идущая
мысль о релятивной равнозначности изменяющегося
и неизменного, жизни и смерти, я и не-я,
что логически подводило даосизм к самоисчерпанию
философского подхода и стимулированию
религиозной установки, которая поддерживалась
контрадикторно-
Даосски ориентированное развитие собственно
философской мысли имело еще один исторический
взлет в 3-4 вв., когда сформировалось «учение
о таинственном» (сюань сюэ), иногда называемое
«неодаосизмом». Это течение, однако, представляло
собой своеобразный синтез даосизма и
конфуцианства. Один из его основоположников,
Хэ Янь (190-249), предлагал, «опираясь на Лао
[-цзы], проникать в конфуцианство». Специфику
учения определила разработка онтологической
проблематики, выделявшейся из традиционной
для китайской философии погруженности
в космологию с одной стороны и антропологию
- с другой, что иногда квалифицируется
как уход в «метафизику и мистику», а бином
«сюань сюэ» понимается как «таинственное
учение». Осуществлялось это главным образом
в форме комментариев к конфуцианской
и даосской классике: Чжоу и, Лунь юй, Дао
дэ цзин, Чжуан-цзы, которые впоследствии
сами стали классическими. Трактаты Чжоу
и, Дао дэ цзин и Чжуан-цзы в эту эпоху назывались
«Тремя Таинственными» (сань сюань).
3 Конфуцианство
Конфуцианство. И в «осевое время» зарождения китайской философии, и в эпоху «соперничества ста школ», и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре традиционного Китая, поэтому его история является стержневой для всей истории китайской философии или, по крайней мере, той ее части, которая начинается с эпохи Хань.