История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Рим. 2. 12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

Свв. отцы: встреча со Словом Божиим – первый суд, тот, кто не принимает – осуждён; тот, кто принимает – спасён (если не засохнет – см. притчу о Сеятелю). Вопрос: что можно считать встречей со Словом Божиим? Фильм про Иисуса каких-нибудь протестантов – можно?

Другой вопрос – если этой встречи  не было.

Св. мч. Иустин-Философ (сер. 2 в.): заложил основы христианского подхода к другим религиям – применив подход Павла (пастырский). Большинство авторов потом его повторяли. В некоторых случаях – апология, в других – миссионерский (для иудеев как иудей). Иустин был, прежде всего, апологетом. Он разбирает другие религии и приходит к выводу о их разнородности. Внутри язычества: грубое идолопоклонство и мифология; философия (сам раньше был платоником) – высоко ставил Платона, Сократа (его даже сравнивал с христианами); стоики – за нравственность, Гераклит – сравнивает с мучениками. Иустин заимствует и переосмысляет термин «семя Слова» (Логоса) у стоиков. Семя Слова есть в каждом человеке. Эпикурейцев, атомистов приравнивает к язычеству. Др. дело – гностицизм. Язычество – это даже и поиск истины. Гностицизм – гораздо хуже, они ниже язычников и не имеют надежды на спасение (потому что смешивают истину и ложь), так же, как и иудеи (хотя апостол Павел думал, что это промыслительно – чтобы вошли язычники).

Афинагор Афинский, Феофил Антиохийский – похожий взгляд.

Тациан – наоборот, хотя и был  учеником Иустина. Ничего хорошего в  греческой философии нет. Отпал  к секте энкратитов (причащались  водой). Тертуллиан – умер в расколе.

Климент Александрийский развил подход Иустина в произведениях: Строматы, Педагог, Увещание к язычникам. Подробно разбирает языческие религии. Многое про языческие религии известно из его писаний исключительно (особенно про тайные культы). Обличает. Сократ – христианин до Христа, высоко писал о Платонике. Считал Орфея поклонником Единого Бога. Первый распространил педагога на философию для язычников, как закон для иудеев. Семя Слова у него – Искры Слова (в смысле Образа Божия). Ап. Пётр пишет о сошествии Христа во ад и проповедовал там. Большинство отцов (но не все) понимает проповедь всем народам, а не только иудеям. Богословская гипотеза Климента для тех, кто не мог услышать Слово: после сошествия Христа туда сходили апостолы, чтобы проповедовать (даже и иудеям). Потом эта гипотеза не получила поддержки – это частное богословское мнение.

Свмч. Киприан Карфагенский считал, что язычники могут путём естественного умозрения познать Бога. Если человек столкнулся с Истиной, но её не принимает, он осуждён.

Св. Кирилл Иерусалимский: выше всего  – язычество; ниже всего – синкретические или оккультные секты – гностики; посередине – иудеи. Самаряне – выше иудеев (т.к. у них только Пятикнижие) – существуют до сих пор. Манихейство – ниже гностицизма (сплошная ложь и мерзость).

Св. Григорий Нисский – апокатастасис (всеобщее восстановление) – вслед за Оригеном. Но нигде не говорил о несвободе, а наоборот. Учение осуждено.

Блж. Августин – заблуждался. Полемика с Пелагием (ирландский монах, переехавший  в Палестину, устроил женскую  общину, был старцем). Пелагий: вся  благодать при сотворении и на кресте. Спасение – в аскетизме. Не аскеты не спасутся.

Августин: спасение благодатью (т.к. не видел в себе ничего хорошего). Учение о двойном предопределении: Бог от начала предопределил, кто спасётся, а кто погибнет, тем, кто спасётся, посылается благодать и вера, а погибающим – нет. Спасённые ещё больше благодарят Бога. Кальвин – до конца – свободы нет. В католичестве – сошло на нет. Это учение осуждено. Вывод из теории: Вне Церкви нет спасения. Они предопределены к гибели.

Свт. Григорий Богослов.

НАПОМНИТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ.

Лекция за 05.10.07

Классификация рел-й – условна. Язычество и примит.религии – похожи, а сложные религии – уникальны во многом.

1. По представлению о дух.мире, о высшем благе, об объекте  религии, по гл.содержанию рел.учения: 1) анимизм, он же спиритизм (от лат. – дух) – в чистом виде в шаманизме – племенные культы, где нет даже богов. 2) политеизм – многобожие: синтаизм (яп.нац.рел-я), африк.племенные культы. В чистом виде обычно нет, обычно вместе с анимизмом: вместе со жрецами и колдуны. 3) пантеизм – всебожие: отождествление мира и бога, каждый ч-к – часть божества. Или: Сущность мира и ч-ка божественна, но мир отличен от бога, или: мир – иллюзия, только абс.дух.бытие – единственная реальность, кот-ю скрывает мир. Это вообще не рел-я, это фил-я. Любой политеизм стремится в пантеизм. Боги – проявление одного. Шиваизм и вишнуизм. В шиваизме – есть только Шива, а остальные боги – только его проявления, каждый человек тоже Шива, только надо раскрыть в себе с помощью йоги и философии. Но обычные люди просто молятся в разных нуждах разным богам. 4) нетеизм – джайнизм и южный буддизм (тхеровада) – индийского происхождения. Религия спасения посредством аскезы, освобождения от мира. Существование Бога или Абсолюта отрицается. Боги смертны. Это философско-аскетические школы. Это неполноценные религии. 5) дуализм – наиб.противоречивая рубрика, в неё попадают совсем непохожие религии: зороастризм, манихейство, гностики, средневековые секты – богомилы, альбигоны, совр. – розенкрейцеры. Сущ. 2 почти что равномощных божества: светлых и тёмных, но светлое всё-таки могущественнее. Зороастризм: единств.бог, породил 2 духов, один выбрал служение истине, другой – ложь и противление (сатана). Затем бог создал ангельские воинства, сатана часть увлёк – языч.божества. Бог стал делать мир – сатана вмешался. Гностики, манихейцы: мир создан злым богом. Деструктивные религии. 6) монотеизм – единобожие: 3 класс.религии – христианство, ислам, иудаизм, и 2 новые – бахаизм и сикхизм (возник в 16 в. все бенджабы), (оба – ответвления от ислама). В самом понимании единобожия – разное. Самое строгое – в исламе (исповедание единого Бога – условие спасения, многобожники – сразу в ад; Бог един абсолютно; пропасть между человеком и Богом; нельзя называть Отцом; молиться в принципе нельзя – только читать Коран, есть обществ.молитвы – типа ектений, но личных – практически нет; ислам переводится как покорность, послушание; Бог – Творец в абс.смысле, он каждое мгновение творит мир – окказинационализм, всё, что происходит – воля Аллаха, Аллах ответственен за зло и есть источник смерти – в Боге есть тёмная сторона, хотя догматически Аллах – благ). В иудаизме уже не так (долго – антропоморфизм – 1 тыс. после Р.Х., потом это было устранено Моисеем (?), Бог может быть близким к любому ч-ку почти, Израиль – дитя Бога). Христианство – учение о Троице в силу сотерилог.аспекта. Каждый ч-к м.усыновиться Богу через Иисуса Христа во Св.Духе (язычество по исламу).

2. По распространенности (тоже усл.): племенные, нац., мировые. Когда племя перестаёт быть племенем, а становится народом? Условно – когда появляется гос-ть и ещё лучше письменность. Тут трудности. Бывает деградация (напр., чукчи). Также и с нац.: нет нац.рел-и, кот-е нельзя было бы принять др. чел-ку, даже иудаизм (сущ-ет гиюр – способ принятия иудаизма – 2 года изучать, сдать экзамен, соблюдать закон, миквэ и обрезание для мужчин, для женщин – погружение в миквэ, обычно новое имя). В ср. – 15 тыс. чел. в США принимают иудаизм. Синтаизм – нац., никто не принимает, но можно. В России орг-я Тенрикё (4 млн. последователей) – вариация. Индуизм – ортодокс.нельзя принять (в него можно переродиться или поступить в монашество), т.к. он кастовый, а монашество – внекастовое. В реформированном индуизме – обряд для принятия индуизма и мирянами (оч.мало). Сикхизм можно принять, хотя этого и не делают, миссионерства никакого.

Мировые рел-и: ислам, буддизм, христианство. До сер. 20 в. – только христианство. У буддизма и ислама – чёткие границы. Но потом – миссии, стали распространяться, буддизм – Европа, в т.ч. Россия; ислам – особенно Африка.

Типы религ.объединений: 1) верование  – отсутствие всякой орг-и. Обычно соотв-ет племенным культом: одна вера – один колдун. 2) конфессия (до революции  термин «церковь») – исповедание – открытое религ.объединение. Вступает обычно по рождению. Объединяет общность веры, обряды и нравственные нормы. Это культурообразующие религии. 3) деноминация – ср. между сектой и конфессией. Это обычно негос.рел-я, сохраняют приём в свои члены. Напр. шотл. Пресвитериане (на похоронах пастор произносит приговор – женщины поэтому не присутствуют). Методисты (отпочковались от англиканской церкви) – в США и Англии. 4) секта – тип.религ.объединения, закрытое, членство списочное, людей связывают внутригрупповые ценности, секта создаёт субкультуру, а потом – и к субэтносу (старообрядцы). Секта может превратиться в деноминацию, а потом и конфессией (христианство, буддизм). 5) Тоталитарные секты – никаких соц.функций рел-и. Эксплуатация последователей. Это не совсем религии. Учёные их религиями не считают.

Тема: Происхождение религий. Первобытная  религиозность.

Лекция за 12.10.07

Тема: Происхождение религий. Первобытная  религиозность.

- один из наиболее дискутируемых  вопросов в теч. посл. 2 вв. (150 лет). Связано с атеизмом, эволюционизмом. Важный вопрос для апологетики. Сторонники атеизма и эволюционизма стремятся доказать:

1) на каком-то этапе ч-к был  настолько груб, что у него  не было религии

2) когда появилась рел-я, она  д.б. чрезвычайно примитивна –  типа колдовства, шаманизма.

С к. 18 в. были сообщения об этнографов, что они нашли дикое племя, не имеющее рел-и, но постепенно выяснялось, что это не так. К 19 в. – безрелигиозных племён не существует. Вывод атеистов: сейчас не существует, а когда-то было.

Изучая культы примитивных народах, можно составить представление о древнейших религиях. Выяснилось, что нет закономерности между техн.развитием и развитостью его религии. Самые примитивные – австралийские аборигены (в верхнем палеолите по технологиям, нет даже), пушмены в Южной Африке, пигмеи там же где-то (тоже верхний палеолит) – у них нет каннибализма, колдовство есть, но есть и сложная религия. Пушмены быстро циливизовались, рел-ю не успели изучить. А в Австралии смогли, там пришлось учёным жить, жениться, проходить инициацию только потом что-то узнавали.

Поблизости племена в неолите, а только колдовство, магия, каннибализм, охота за головами (для амулетов).

Чукчи (северные народы) – у них была письменность и цивилизованность, но утратили, когда их потеснили. У чукчей крайне примитивная религия. А вот в Австралии – смутное представление о высшем божестве.

Народы претерпевали сложный путь, возможно культ – результат не эволюции, а деградации.

Большинство таких народов жили в сложных условиях, удалены от очагов цивилизации, считалось, что они там законсервировались с древнейших времён. В индии и сейчас есть примитивные племена, кот-е уже тысячи лет живут рядом с цивилизованными племенами, но довольны своим колдовством.

Большинство индейцев не хотят приобщаться  к американской цивилизации, а жить с шаманизмом. Географ.удалённость и внеш.факторы не обуславливают техн.недоразвития, скорее дело именно в деградации религии, а отсюда – техн.отсталость.

Считать, что изучая совр.отсталые народы, мы изучаем доистор.племена, неправильно. Остаётся археология.

Доистор.стадия – стадия жизни  чел-ва, когда ни у кого не было письменности (до возн-я письм-ти в Месопотамии). Археологию нужно интерпретировать, а это можно делать по-разному  и условно.

Вопрос о происхождении религии  связан с вопросом происхождения чел-ка. Чел-к ли это? Если нет – и вопросов нет. Если чел-к – нужно выяснить, была ли у него рел-я. Если нет – то правы атеисты.

Тейлор: Чел-к постепенно размышляя над сном, обмороком и смертью, его душа отделяется от тела и путешествует. Также и со смертью. Поэтому первый – культ предков. Наделил душой стихии, животных, растения – анимизм. Затем – чел-к собрал всех духов растений и деревьев – в бога леса, также в небесного бога, бога земли. На философской стадии объединил в одного бога. Потом философия, и последнее – наука.

Потом Гегель (не атеист): осознал себя абс.дух в Гегеле. Сначала анимизм, колдовство, политеизм, монотеизм, одновр-но философия, высшая фил-я – его, прусская монархия. Магия – религия – философия – наука.

Появилась теория культур в к. 19 в. – нет прогресса, только технолог., только отд.культуры.

Причина возн-я рел-й: если рел-я  вторична, она реального основания  не имеет (размышления над сном, обмороком – Тейлор; или страх перед шорохами или явлениями природы; классика – соц.теории – сведение рел-и к отражению соц.процессов. Каутский (от фр.просветителей): рел-ю выдумали богатые, чтобы экспл-ть бедных. Энгельс: рел-ю выдумали бедные, чтобы утешаться, когда их экспл-ют. Позднее, конечно, усложнили. Эти учёные – не религиоведы. Всё гораздо сложнее.

Вопрос о происхождении чел-ка.

В совр.науки 3 осн.отрасл.подхода ко времени происх-я чел-ка, и кого можно считать чел-ком: палеонтология (палеантропология), археология и генетика – пытаются найти общую т.зр., но плохо получается. Внутри – много школ, у кот-х разные деления древности и разнятся принципиально.

Примерно каждые 5 – 10 лет меняется парадигма палеантропологии (почти  все – атеисты): чел-к пост-но развился, по вопросу переходного звена  – большие разногласия (звено  придумал Геккель). Они объявляли переходным звеном разных существ: одни из них оказались обезьяны (боковые ветви эволюции – всякие питеки); хомо хабелес (оказалось, что он ничего не умел) – даже не прямоходящий, но некоторые всё равно думают, это боковая ветвь недолюдей; пекинский чел-к; др.находки – подделки (многие – через десятки лет); одно существо – чел-к неандертальский – действительно человек (подвид чел.вида)! Сначала его объявили переходным звеном, потом (оказалось, что они жили параллельно с обычным) – один из видов, потом, что люди их не истребили, а генетический мат-л растворился при жизни вместе. Осталось – Хомо Эректус (прямоходящий) – многие считают переходным звеном, часть считают от 2 млн. – 300; 1600 – 200 тыс.лет назад. Мозг почти как у человека, близок к чел-ку, но не совсем.

Археологи: останки изучать бессмысленно, т.к. (Волков) если палеонтологи находят чел.очаг и кости человекообразной обезьяны, они думают, что это их очаг, а если кости мамонта – то не думают.

Методы опр-я древности: 1) смотрят осадочный слой (сущ-ет временная закономерность выпадения осадочных слоёв); 2) подсчёт времени полураспада углерода и др.веществ (до 40 тыс., точность – 1 тыс.); 3) от 100 тыс. лет и дальше (погрешность – 50 тыс. лет). Каменный век (не было орудий из металлов – до к. 4 тыс. до Р.Х.), потом бронзовый, 2000 – железный (?). Каменный делится на палеолит (нет земледелия) и неолит (есть). 12-10 (мезолит) тыс. лет назад – время их деления. Палеолит (нижний (для археологов – 1 млн. лет назад, для антропологов – Хомо Эректус, средний – 350 (200)– 75 (35), верхний). Если предполагать, что чел-к был уже в нижнем палеолите, археологи считают, что рел-я уже была (часть ножей – из янтаря – для жертвоприношений?, вторичное захоронение черепов – в очагах или на камнях). Культ (почитание) предков.

Информация о работе История религий