История религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теология использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке.

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГИЯ.docx

— 37.24 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

 Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теология использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

Утверждение христианства на Руси

Славяне были язычниками  – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.

 

Крещение Руси

Возникновение государственности  у восточных славян проявлялось  не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что  нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные  реформы были проведены князем Владимиром Святославичем.

Вначале Владимир решил реформировать  языческие представления Древней  Руси и с этой целью создал единый пантеон богов. Это была попытка  объединить божества, которым поклонялись  в различных русских землях. Однако превратить язычество в государственную  религию не удалось. Тем не менее принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.

Около 988 г. Владимир принял христианство из Византии и, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Крещение стало массовым обрядом, многие участники которого не слишком стремились приобщиться к христианской вере. Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри государства, так и с окружающим миром. С этих событий началась история Русской православной церкви.

Христианство у восточных  славян и причины его распространения

Кроме перемен, внесенных в общественный строй и быт восточного славянства утверждением власти варяжских князей и их дружинников, большие перемены внесло и совершившееся одновременно распространение христианства. Этому  распространению содействовали  как внешние обстоятельства, так  и внутренние причины, лежавшие в  самом язычестве восточного славянства.

Благоприятным внешним обстоятельством  были сношения с греками, соприкосновение  с христианской греческой культурой. Славяне сталкивались с этой культурой  и на северном Черноморском побережье, где находились греческие колонии, и в Византии, куда славяне вместе со скандинавами ездили торговать и  воевать. Результаты этого не замедлили  сказаться. Когда в 944 году приехали в Киев византийские послы для  подтверждения договора, то часть  руси, княжеской дружины, оказалась уже крещеной и присягала в соблюдении договора в храме св. Илии. С другой стороны, и язычество восточных славян по своим внутренним свойствам не способно было к энергичному отпору новой религии. Наибольшей силой сопротивления отличается та религия, которая сложилась в форму ясного и определенного миросозерцания, имеет развитый культ и поддерживается влиятельным и привилегированным классом своих служителей. Ничего подобного нельзя сказать про язычество восточных славян. Верования их были неопределенные, смутные и отличались отсутствием всякого обобщающего философского начала. Славяне, как было уже сказано, одухотворяли, наделяли внутренней жизнью все явления окружающей природы, думали, что ими управляет воля богов, подобная их собственной, и потому старались направить эту волю в свою пользу или, по крайней мере, узнать ее. Но так как явления окружающей природы вследствие своей неразвитости они не могли систематизировать и возводить к действию начал, соподчиненных одной главной причине, то естественно, что и религиозные представления их отличались смутностью и неясностью. То были не столько идеи, сколько чувства божественных сил, разлитых в природе. Неопределенностью и спутанностью отличались и загробные верования славян, совмещавшие представления разных эпох. Древнейшим верованием является представление, что душа остается в теле и живет в могиле. Это верование сохранялось у славян. Доказательством является совершение тризн на могилах покойников, причем часть угощения шла и на долю покойников. Дальнейшим верованием является представление, что душа отделяется от тела и блуждает по земле. Но наряду с подобными верованиями возникло уже и представление о том, что душа по смерти уходит в неведомую страну, вследствие чего и покойников снаряжали в дорогу экипажами, хоронили в санях, на которые ставилась лодка. Наконец, появилось верование, что душа переселяется в светлое царство солнца — пекло или рай, вследствие чего стали сожигать трупы мертвецов, чтобы облегчить душе поднятие в это воздушное светлое царство вместе с дымом.

Все эти разнообразные верования  уживались вместе и порождали  полный хаос в представлениях о загробной  жизни.

При таких условиях вполне естественно, что язычество восточных славян не выдержало столкновения с христианством, с его определенным и ясным  вероучением, с его развитым культом, с целым классом духовенства, энергично его пропагандировавшего. Для восточно-славянской интеллигенции при столкновении с христианством не могло быть выбора между ним и примитивной религией предков, и она охотно принимала христианство. И в народную массу христианство проникло не вследствие только понуждения, а, несомненно, и вследствие проповеди, вследствие добровольного принятия.

Положение православной церкви

С середины ХIV в. наблюдается значительный рост монастырского землевладения. Золотоордынские ханы сохранили в неприкосновенности все привилегии православной церкви. В ее поддержке были заинтересованы и русские князья.

В конце ХV—ХVI в. наблюдается противостояние церковной и княжеской власти. В середине ХV в. перед русской церковью стояла задача добиться независимости от византийской церкви. В 1439 г. была заключена Флорентийская уния, по которой византийская церковь признала верховенство Римского Папы. Русская православная церковь, связанная с Византией, вначале тоже признала унию, но через семь лет епископат Русской церкви избрал своего митрополита (рязанского епископа Иону), который стал первым не присланным из Константинополя иерархом.

В 1453 г., после падения Константинополя, Русская православная церковь окончательно перешла к самостоятельному избранию митрополитов, что привело к ее независимости. В этом были заинтересованы и московские князья.

В рассматриваемый период на Руси появляются многочисленные еретические  движения.

В ХV—ХVI вв. ожесточенные идейные споры велись внутри Русской православной церкви, и связаны они были с движениями иосифлян и нестяжателей. В центре спора стоял вопрос о церковном имуществе и богатствах. Теория нестяжательства зародилась среди монашества заволжских монастырей, ее идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на аскетическом образе жизни и отказе от мирского; осуждал крупное монастырское землевладение. Другие же церковные деятели, лидером которых был Иосиф, настоятель Волоколамского монастыря, считали необходимым иметь достаточно материальных средств, чтобы церковь могла успешно функционировать. Кроме того, они активно требовали невмешательства светской власти в церковные дела и утверждали, что церковь должна играть важную роль в политической жизни государства.

Эта борьба с переменным успехом  продолжалась до середины ХVI в. Сначала великокняжеская власть поддержала нестяжателей, но относительно слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь, а значит на сторонников иосифлян. С середины века светская власть опять предприняла попытку лишить церковь ее экономического могущества.

Государство и церковь  в XVII веке. Раскол

Взаимоотношения церкви и государства  в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь  не посягала на светское управление, а  выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.

Церковь и монастыри располагали  значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри  строились часто в стратегически  важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч  ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена  к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган  церковного управления принимал участие  в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые  колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими  войсками, что подтверждается трагической  смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано  с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и  государством. Поводом для этого  стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются  разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители  русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал  в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что  исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить  по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские  церковные книги. Споры вначале  не выходили за рамки узкого круга  лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые  привели к расколу церкви.

Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.

Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело  к конфликту между царем и  патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило  позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.

После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной  старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.

Причинами неприятия частью российского  общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных  налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте  протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское  православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

Борьба со старообрядцами, хотя и  сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.

Церковь в XVIII в.

Реформируя государство, Петр I не мог не затронуть и церковь. Как  носитель государственной идеи Петр не допускал самостоятельности духовенства, среди которого было значительное число  противников реформ. Его сподвижником в реформировании церкви был Феофан Прокопович.

В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр не желал избрания нового патриарха  и назначил местоблюстителем патриаршего  престола преданного ему западнорусского  митрополита Стефана Яворского. В 1718 г. при замене приказов коллегиями была создана Духовная коллегия, или  Святейший Синод (см. Синод), который  сменил патриаршество. С учреждением  Синода церковь окончательно была включена в систему государственного аппарата и подчинена самодержавной власти.

Кроме того, Петр передал в руки чиновников монастырское управление. Без царского указа было запрещено  постригать в монахи и монахини новых  послушников. А мужчин в возрасте до 30 лет вообще было запрещено принимать  в монастыри. В петровское время  естественную убыль монахов восполняли, как правило, отставные солдаты.

В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация церковных  земель. У церквей и монастырей были изъяты земельные владения в  пользу государства. Около 2 млн так называемых монастырских крестьян из ведения духовенства были переданы в управление Коллегии экономии. Ранее принадлежащие духовенству крестьяне стали называться экономическими (управляемые Коллегией экономии), а позднее их перевели в разряд государственных крестьян. Их положение несколько улучшилось, поскольку правительство заменило им барщину денежным оброком в пользу государства, что развязало хозяйственную инициативу крестьянства. Кроме того, экономическим крестьянам была передана часть монастырской земли.

Информация о работе История религии