Религия и церковь в Русской Истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:04, реферат

Описание работы

Религия и церковь в Русской истории от Рюрика до наших дней

Работа содержит 1 файл

Религия и церковь в Русской Истории.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Религия и церковь в  Русской Истории.

      В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем  религия, она была решающим импульсом  во многих исторических движениях. В  истории человечества нет ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры.

      У наших далеких предков, восточных  славян, религиозное мировосприятие сложилось в «дописьменный» период, в эпоху язычества.

      Термин  «Язычество» условный, его используют для обозначения многообразного круга явлений, например:

анимизм - вера в души, духов, одушевление природы;

тотемизм – вера в кровную близость с каким-либо животным, растением, предметом.

      Древняя дохристианская религия славянских народов известна еще недостаточно. Источниками изучения дохристианских верований восточных славян служат:

  1. Письменные источники VI-XII вв.
  2. Археологические памятники – новгородские берестяные грамоты.
  3. Верования и обряды, сохранившиеся и сейчас  - вера в домового (домовик, доможил, суседко) – невидимого покровителя семьи, который по народным поверьям есть в каждом доме, следит за хозяйством, требует уважения к себе, маленьких жертвоприношений (хлеба, соли, каши, сладости)

    Неизвестный русский  автор «Слава об идолах» (XIIв.) выделяет три основных этапа развития славянского язычества:

    - на первом- они  «клали требы (жертвы) упырям и  берегиням», т.е. поклонялись злым  духам, управляющими лесами, дождями…;

    - на втором –  славяне поклонялись Роду и  рожаницам (по мнению историка  Б.А.Рыбакова Род – древнее  земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества блогополучия и плодородия). Род находился на небе, распоряжался дождями, грозой, источниками воды. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово «урод» употреблялось в значении – урожай. И сейчас много слов, таких как природа, родня, народ, имеют один корень род, т.к. по представлению славян именно Род давал жизнь всему живому.

    - третий этап  связан с основанием в Киеве  единого пантеона  Богов –  совокупность богов того или  иного культа. Значение Рода снизилось, он стал покровителем семьи, дома…

    По рассказу летописи Киевский князь Владимир в 980 г. собрал на одном из холмов Киева разных богов :

    Перун – бог  грозы, а затем княжеско-дружинный  бог войны,

    Велес – покровитель  скота, бог богатства,

    Даждьбог –  бог солнца и света,

    Стрибог – бог  ветра и бурь,

    Мокоши – богиня плодородия, покровительница женщин, домашнего очага, хозяйства.

          Владимир  попытался сделать из них как  бы официальных богов своего княжества, чтобы придать ему идеологическое единство. Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружиному богу войны Перуну. Целью этой реформы были:

    - укрепление центральной  власти

    - консолидация  господствующего класса

    - объединение племен.

          Но  попытка создать единую религиозную  систему, сохранив старые языческие  верования не увенчались успехом., она не удовлетворила князя Владимира м через  8лет он принял из Византии христианство и принудил к этому весь народ.

          Согласно  летописи 988-989 гг. Киевский князь, увидев «заблуждения язычества!, оказался перед  трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистическую религию (единобожие) выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства, католицизма, иудаизма и православия, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах  того или иного вероисповедания.

     Н.М.Карамзин (русский  историк) рассказывает в «История  государства Российского» как  греки из Византии поведали  Владимиру историю сотворения  мира, первых людей, христианского  искупления. Послы же вернувшись  в Киев после посещения богослужения Софийского Собора в Константинополе сказали князю:

          «Не знаем на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого твида  и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеком  пребывает, и Богослужение их лучше чем во всех иных странах».

          Владимир  крестился; принятие христианства произошло  в 988г., князь повелел уничтожить в Киеве всех языческих богов. После этого еще долгое время, преодолевая серьезные сопротивления  населения, происходила христианизация Киевского государства.( Только в XI в. Были обращены в Христианство Ростово-Суздальские и Муромские земли).

          Большая часть жителей Киевской Руси была крещена при Владимире и его  сыновьях. Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всех сферах общественно-политической жизни страны, начиная от повседневной жизни и заканчивая международным положением страны:

    - Так требование  многодневных постов привело  к большему употреблению овощей; развитие огородничества, многие  овощи стали известны на Руси благодаря Византийцам.

    - Принятие христианства  повлияло на развитие  ремесел,  именно греческие мастера передали  русским умельцам технологии  возведения куполов, технику мозаики,  фресковой живописи, тайны иконописи. (Фреска – роспись по мокрой штукатурке).

          Принятие  христианства вело к исправлению  царивших на Руси нравов. Церковь категорически  выступала против рабства, запрещала  человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть. Христианство способствовало укреплению княжеской власти и объединению страны. Помимо утверждения идеи божественного происхождения княжеской власти, церковь требовала от князя осознания своей высокой роли и вытекавшей из нее ответственности.

          Наконец, принятие христианства коренным образом  изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя «варварская» страна вошла на равных в семью христианских народов Европы.

          После принятия Русью христианства Русская  церковь была устроена в виде особой Митрополии Константинопольского Патриарха.

    Митрополия  – крупная церковная область, объединяющая несколько Епархий.

    Епархия – церковно-административная территориальная единица.

    Границы Епархии, как правило, совпадают и административным делением страны.

          Во  главе Киевской Митрополии, основанной меду 995 и 996 гг., стал назначенный из Константинополя митрополит – представитель другой державы, для которого интересы Византии были выше интересов Руси. Это и побудило Киевского князя Ярослава Мудрого (987-1057) поставить русского священника Илариона Митрополитом без согласия на то Константинопольского Патриарха. Нестор, автор «Повести временных лет», написал, что при Иларионе «вера христианская начала плодиться».

          Первое  разделение Русской церкви на епархии  произошло в 991г. Возглавляли епархии  епископы. Никоновская летопись называет первые города, куда были поставлены епископы: Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир…Всего 8 городов. В середине XIII в. На Руси было 16 епархий, соответствующих в значительности крупным русским княжествам.

          С  первых же лет своего устройства церковь заняла важное место в политической жизни страны. Князья, начиная с Владимира, призывали митрополитов и епископов к участию в государственных делах. На княжеских съездах на первых местах после князя было духовенство. Русская церковь выступала в княжеских междоусобицах как миротворцы, ратуя за сохранения мира и благо государства.

          В 1237 г. орды татаро-монгол напали на Русь и подвергли ее страшному разорению. В это время, страшное для Руси, церковь претерпела все тяготы и  ужасы наравне со всеми государствами. Татары грабили монастыри и церкви. Так в Киеве они разрушили первый из известных нам каменных храмов Киевской Руси – Церковь Успения богородицы (Десятинную. Десятинной названа потому, что по указу князя Владимира на ее создание было выделена десятая (десятина) часть княжеских доходов).

          Разгром на Руси оказался таким сильным, что  в ряде районов каменное строительство  вообще прекратилось.

          В эти тяжелые годы Церковь старалась  утешить, вселить надежду в сердца людей. После нашествия положение  Русской церкви изменилось: как и князья она стала подчиняться ханам Золотой Орды. Однако русские священнослужители получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти в обмен на признание, что власть ханов Орды от Бога. Церковь становится активным участником  политической борьбы на Руси в XIV-XV вв.

    Примечание: В монгольской  книге запретов – Ясе – содержался закон: «уважай и бойся всех богов, чьи бы они не были». В связи  с этим у Церкви было привилегированное  положение: она например, освобождалась от уплаты дани.

            XIII век стал временем решительного проникновения христианства в массы населения, чему способствовали тяжелые годы иноземного завоевания.

          Церковь объединяет людей, становится значительной идеологической и политической силой.

          Изменение в положении русских княжеств – подчинение большей их части  Орде (середина XIIIв.) и вхождение в состав Великого княжества Литовского и Польши (середина XIV в.) – привели к изменениям в церковной организации.

          В 1299г. митрополит Максим «не терпя насилия татарского», оставил Киев и переехал во Владимир-Суздальский, а затем Митрополит  Петр в 1325г. переезжает в Москву, переносит туда свою кафедру, тем самым подчеркивает приоритет Москвы. Канонизация Константинопольским патриархом, захоронение в стене Успенского собора Московского Кремля Митрополита Петра способствовали превращению Москвы не только в политический, но и в общероссийский церковный центр.

          Канонизация – узаконенное через особое постановление чествование церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого.

          В XIV-XV столетиях церковные организации крепнут и расширяются. Монастыри постепенно становятся крупными земледельческими хозяйственными и культурными центрами, которые объединили вокруг себя земледелие, ремесло, торговлю. Они покровительствовали развитию летописания и иконописи. В XIVв. было основано 42 подобных монастыря, а в XVв. Уже 57.

          Возрастает  значение монастырей как военно-оборонительных центров. В XIV-XV в. Москва была опоясана цепью таких монастырей (Симонов, Зачатьевский и др.) Подобные изменения в церковной организации и рост ее общественно-политического могущества усиливали церковное влияние во всех сферах общества, а миссионерская деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах вело к распространению культурных ценностей на широкой территории Русской земли.

          Татарское иго наложило отпечаток на все  стороны русской жизни, используя  весь свой потенциал: политический,  экономический, культурно-нравственный, Русь выстояла, и в этом процессе  одно из первых мест принадлежит Русской православной  церкви.

          Во  многом благодаря именно церкви Русь не стала азиатской страной. Именно в церковной среде активно  развивается летописание, появляются литературные произведения, рассказывающие о праведной жизни великих деятелей церкви и государства («Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского»), появляется литература нецерковного содержания («Сказание о Мамаевском побоище», «Задонщина» - яркое повествование о Куликовской битве»).Изобразительное и строительное искусство  также неразрывно связано с церковью: это и строительство каменных церквей, ведь именно в крупных монастырях находились строители (их называли Здатели), владевшие приемами строительного дела, там же существовали «дружины» иконописцев (Феофан Грек, Андрей Рублев). Произведения этих русских мастеров – подлинные сокровища мирового масштаба.

    Ф.Грек – расписал примерно 40 церквей ,Фрески «Троица», «Спас Панкратор  Вседержитель

    А.Рублев – икона «Троица», «Спас»

    Архитектор  Фиарованти – Успенский  собор Московского  Кремля

   Одним из крупных  событий в истории духовной истории Руси является начатое правительством и церковью книгопечатание, которое превратилось в орудие распространения знаний и просвещения, дало возможность положить конец произвольным изменениям в церковных книгах, помогло церкви удовлетворить свои нужды в богослужебной литературе.

          Иван  Федоров – русский  первопечатник.

          «Апостол» – первая печатная книга на Руси (1564г.)

          XVII век – переломный в истории русской церкви: в 1589г. в Русской православной церкви утверждено патриаршество. Избрание русского патриарха (им стал Иов) имело большое значение, теперь русская церковная организация стала совершенно самостоятельной и равноправной по отношению к другим патриархиям мира. Это событие произошло в период царствования последнего царя из рода Рюриковичей –Федора, Сына Ивана Грозного.

Информация о работе Религия и церковь в Русской Истории