Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности торгово-экономического союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, анализ структуры и динамики экспортно-импортных отношений, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и перспектив формирования союза;
- экспортно-импортных отношений в 2011 и 2012 гг.;
- проблем и перспектив развития торгово-экономического союза Беларуси и России.

Работа содержит 1 файл

курсовая торговый союз беларуси и россии.docx

— 491.93 Кб (Скачать)

 Анализ  экономических взаимоотношений  двух стран показывает, что торгово-экономические  связи пока не могут в достаточной  мере выполнять роль генератора  всего процесса интеграции. В  2010 г. сократился объем взаимного  товарооборота. Под влиянием мирового  финансового кризиса 2010 г. белорусская  экономика взяла курс на диверсификацию  своих внешнеэкономических связей, частичную переориентацию на  западные рынки сбыта. Вместе  с тем продолжали действовать  и позитивные факторы экономического  сближения: наметившийся подъем  экономики России, высокий уровень  межрегионального сотрудничества. Для стабилизации и активизации  этих процессов необходимо стимулирующее  воздействие со стороны политического  руководства обеих стран.

Для более  успешного и эффективного продвижения  двух стран по пути укрепления всестороннего  сотрудничества важное значение приобретает  идеологическое и информационное обеспечение  этого процесса как на государственном, так и на других уровнях. В последние  годы проведена значительная работа по активизации научных, культурных, информационных, гуманитарных контактов. Важно, чтобы культурно-информационное и гуманитарное сотрудничество развивалось  на основе взаимообогащения национальных культур при сохранении и развитии этнической языковой самобытности народов, возможности беспрепятственного получения  образования на родном языке.

Для успешного решения внешнеполитических задач России требуется

урегулирование  внутренних проблем,  иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;

Несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы во взглядах на межгосударственные отношения,  на Россию и ее политику,  продолжают существовать опасения возрождения сильной России,   страх перед  «российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;

Существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в ряде стран ЦВЕ (страны Центральной и Восточной Европы), которое находит сочувствие у США и будет оказывать влияние не только на внутриполитическую ситуацию в Беларуси, но и на российско-белорусские отношения;

В Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты,  и весьма распространено мнение о том,  что республике следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия будет одним из векторов.

Однако  за истекшие годы достигнуты значительные успехи в интеграции наших стран. К числу бесспорных достижений программы Союзного государства можно отнести создание определенного торгово-экономического фундамента, потенциал которого огромен: реализация совместных экономических программ, расширение рынка сбыта белорусских товаров, укрепление связей между предприятиями двух стран, развитие совместных производств, продвижение их продукции на мировые рынки.

    Активно  развивается экономическое сотрудничество. На сегодняшний день Россия  – основной торговый партнер  нашей страны.    Исключительно  важной для развития и становления  Союзного государства является  область культуры и искусства.

    Совместно  проводятся крупные культурные  акции: Дни культуры Беларуси  в России и России в Беларуси, Международный фестиваль искусств  «Славянский базар в Витебске».  С 2003 года на «Славянском базаре»  проводится День Союзного государства.

    Создана  Телерадиовещательная организация  Союза Беларуси и России. Еженедельно  выходит программа «Москва–Минск». Обеспечивался выпуск программ  «Союз» и «Единство». Издаются  совместные периодические издания  (Парламентского Собрания – «Союзное  вече» и Совета Министров Союзного  государства – «Союз. Беларусь–Россия»).

    Не  менее значимо и сотрудничество  Беларуси и России в области  укрепления обороноспособности.

    В  феврале 2009 г. вступило в силу  Соглашение об обеспечении равных  прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Принято решение о подготовке  нового главного документа союзной  социальной политики. Ее основой  является равенство прав граждан  в трудоустройстве и оплате  труда, в получении образования,  предоставлении медицинской помощи  и других социальных гарантий. Между Россией и Беларусью отсутствуют границы, таможенные барьеры, граждане двух стран в равной степени пользуются свободой передвижения и правом выбора места жительства.

    Союзное  государство может предложить  мировому сообществу грандиозный  проект создания мощного транспортного  коридора из Западной Европы  через Беларусь и Россию в  Юго-Восточную Азию.    Исходя  из вышесказанного, можно определить  следующие приоритеты развития  Союзного государства:

    - поэтапность развития, восхождение  от низших ступеней интеграции  к высшим – от зоны свободной  торговли к таможенному союзу  и единому внутреннему рынку,  далее к экономическому, валютному  и политическому союзам;

    - постепенное введение единой  денежной единицы;

    - формирование единого образовательного  пространства;

    - усиление роли межгосударственных  институтов при постепенной передаче  им наднациональных полномочий  в различных сферах деятельности.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных  с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной  сфере по военным и пограничным  вопросам, включая реализацию международных  договоров по вопросам сокращения вооруженных  сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями  внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими  республиками СССР в рамках СНГ, участие  в обеспечении стабильности и  безопасности на евразийском континенте и в мире.

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в  рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных  преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической  деятельности, страхования, валютного  регулирования. [8, с.10]

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства.

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное  сотрудничество.

Потребности экономических отношений Беларуси и России требуют дальнейшего их развития на благо белорусского и русского народов. В то же время, Беларуси, чтобы не потерять ёмкий российский рынок, необходимо разнообразить и значительно увеличить свой экспорт за счёт качества и надёжности предлагаемой номенклатуры товаров и услуг.

Приоритетными в работе министерств и госкомитетов в нынешнем году должны оставаться показатели по экспорту и сальдо внешней  торговли. На особом контроле Правительства  должны оставаться вопросы модернизации белорусских предприятий: технического переоснащения предприятий, создании новых высокоэффективных производств. Развивая экспорт, министерство должно делать акцент на производстве сложной  технической продукции с высокой  добавленной стоимостью.

Анализируя  науку и технологии в нынешнем году следует сделать акцент на развитие экспорта наукоемкой продукции где  поручено подготовить соответствующий  план экспорта на 2013-2015 годы с выходом  на положительное внешнеторговое сальдо по объектам интеллектуальной собственности.

В нынешнем году Академия наук планирует увеличить  экспорт товаров, работ и услуг  до $55 млн,  и развивать крупнейшие инновационные проекты, в том  числе в области стволовых  клеток, нано- и биотехнологий. ​

Таким образом, основная задача союзного строительства  – создать такую систему, при  которой будет обеспечено подлинное  равенство сторон без ущерба для  их суверенитета. Равенство в этой модели не должно пониматься механически, а должно пониматься как вклад  каждого государства с учетом его потенциалов и общей пользы для союзников.

    Модель, выстраиваемая нашими странами, может стать образцом интеграционных  процессов в мире. Главное сейчас  – не останавливаться на достигнутом,  определить цели на будущее  и уверенно двигаться к их  осуществлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Беларусь  и Россия одними из первых государств СНГ осознали необходимость более  тесной двусторонней интеграции. Этому  способствовали следующие факторы:

    - историческая и культурная близость  Беларуси и России;

    - тесные экономические, политические, научные и культурные связи,  сформированные во времена СССР;

    - общее геополитическое пространство (транспортный коридор, система  нефте- и газопроводов, единая  система обороны на западном  направлении, высокая зависимость  белорусской экономики от поставок  дешевых российских энергоносителей);

    - воля народов двух государств;

    На  путь полномасштабного и тесного  единения Республика Беларусь  и Российская Федерация встали 2 апреля 1996 г., когда, выражая волю  своих народов, президенты двух  стран А.Г. Лукашенко и Б.Н.  Ельцин подписали в Москве  Договор о создании Сообщества  Беларуси и России.8 декабря1999 г.  Республика Беларусь и Российская  Федерация подписали Договор  о создании Союза Беларуси  и России.

В данной курсовой работе была изучена сущность, роль, проблемы и перспективы развития торгово-экономического союза Беларуси и России, анализ динамики и структуры экспортно-импортных отношений и тенденции развития на современном этапе. Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

1.Изучена   сущность и перспективы формирования  союза;

2. Проанализированы  экспортно-импортные отношения в  2011 и 2012 гг.;

3. Рассмотрены  тенденции  развития торгово-экономического  союза Беларуси и России.

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:

Товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией с каждым годом увеличивается так в январе 2011 г. он составлял 2074,2 млн.долл. США из него экспорт 844,1 млн.долл. США, импорт 1230,1 млн.долл. США, а в январе 2012 г. уже 3197,7 млн. долл. США из него экспорт 998 млн.долл. США, импорт 2199,7 млн.долл. США .

В 2012 г.  по сравнению с 2011 г. прирост стоимостного объема экспорта и импорта товаров из Российской Федерации обеспечен ростом физических объемов поставок.  Товарная масса экспорта увеличилась на 18%, импорта – на 49%.Средние цены на экспортированные товары возросли на 1,1%,   на импортированные – уменьшились на 0,8%.  Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличилось с 1 268,8  млн. долларов в январе-феврале 2011 г. до 2 405,5 млн. долларов в январе-феврале 2012 г.

Белоруссия  исключительно важна для России и как единственный по сути (в  отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные  дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет  означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих  хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик  будет крайне болезненно. Так основой экспорта товаров из Белоруссии в Россию являются грузовые автомобили – 1639 штук за январь февраль 2012г., молочная и мясная продукция – 3000 млн. долларов США(в нашей стране уделяется огромное внимание сельскохозяйственному комплексу, что и дает свои положительные плоды, которые ценятся далеко за пределами нашей родины). А основой импорта из России в Беларусь является нефть, нефтепродукты и газ (так как Белоруссия не имеет достаточного количества собственных природных ресурсов).

 Что касается диверсификации внешней торговли обеих стран по торговым партнёрам, то Россия менее зависима в своей торговле услугами от Беларуси, чем Беларусь от России. Это подтверждается, например, тем, что как экспорт, так и импорт услуг из Беларуси в совокупном экспорте и импорте услуг России составляет 1,5 %, доля же Российской Федерации во внешнеторговом обороте услуг Республики Беларусь в 2011 г. составила 23,4 % в экспорте и 21,85 % в импорте [1, с. 114].

Информация о работе Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития