Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности торгово-экономического союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, анализ структуры и динамики экспортно-импортных отношений, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и перспектив формирования союза;
- экспортно-импортных отношений в 2011 и 2012 гг.;
- проблем и перспектив развития торгово-экономического союза Беларуси и России.

Работа содержит 1 файл

курсовая торговый союз беларуси и россии.docx

— 491.93 Кб (Скачать)

   Парламентское Собрание является представительным органом Союза и состоит из депутаций по 36 депутатов каждая, делегируемых, соответственно Федеральным Советом РФ и Национальным собранием РБ. В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:

по законодательству и Регламенту;

по экономической  политике;

по бюджету  и финансам;

по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;

по вопросам внешней политики;

по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;

по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии;

по информационной политике и взаимодействию с общественными  объединениями.

Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения  и дополнения в Регламент внесены 22 июня 2006 года.

 Исполнительный  Комитет является постоянно действующим  органом Союза, формируемым Высшим  Советом; в него входит равное  число представителей государств-участников, персональный состав которых  утверждается главой соответствующего  государства. Председатель Исполнительного  Комитета и его заместители  назначаются на должность и  освобождаются от должности Высшим  Советом, Действуют также отраслевые органы - Таможенный комитет, Пограничный комитет, Комитет по вопросам безопасности, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.

 Каждый  гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь является одновременно гражданином Союза. Граждане Союза наделены дополнительно правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданством Союза, в частности правом:

а) на свободное  передвижение и постоянное проживание в пределах территории РФ и РБ;

 б)  на защиту на территории третьей  страны, где нет предста-вительства  государства-участника, гражданином  которого он является, со стороны  дипломатических представительств  или консульских учреждений другого  государства-участника на тех  же условиях, что и граждане этого государства; в) на участие в управлении делами Союза;

г) на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника  Союза на тех же условиях, что  и граждане этого государства. Гражданин  Союза, постоянно проживающий в  другом государстве-участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным  в органы местного самоуправления на территории этого государства.

 В  Союзе Белоруссии и России создаются правовые условия экономической интеграции. Реализуются совместные программы (по дизелеавтомобилестроению, по созданию сверхбольших интегральных схем, по развитию таможенной инфраструктуры, по обустройству внешних границ Союза Белоруссии и России, повышению рентабельности производства и переработки льна на основе ресурсосберегающих технологий и др.). В Российской Федерации и Республике Беларусь осуществляется унификация таможенного, налогового, бюджетного, валютного, трудового законодательства. Создаются правовые условия для развития совместных финансово-промышленных групп.

 Союз  открыт для присоединения к  нему других государств, являющихся  субъектами международного права,  разделяющих цели и принципы  Союза и принимающих на себя  в полном объеме обязательства,  вытекающие из его Договора  и Устава. Присоединение осуществляется  с согласия государств-участников.

В Союзе  предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров  и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и  т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства) В настоящее  время символы Союзного государства  — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея  создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем  конфедеративного, союза (Евразийский  Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических  и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме  того, отношение к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство  с единой валютой, президентом и  парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов, 24,7 % опрошенных затруднились ответить. Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется ангажированности. В то же время, политологи полагают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами  государств, интеграция практически  остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Единая валюта: Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран  по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Беларусь настаивает на выплате  значительной компенсации за отказ  от национальной валюты — белорусского рубля, и на сохранении за Минском  права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Беларусь, соответственно, не принимает  российский рубль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ экспортно-импортных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации

 

 

2.1 Анализ динамики и структуры экспорта, импорта товаров в Российскую Федерацию

 

Важнейшими  составляющими элементами строительства  Союзного государства являются развитие двусторонних торгово-экономических  отношений между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией, создание благоприятного экономического климата, поддержка национальных экономик.

На сегодняшний  день главной проблемой белорусской  экономики является дефицит торгового баланса. Это притом, что Беларусь имеет ярко выраженную экспортоориентированную экономику. Это означает, что в стране постоянно не хватает иностранной валюты для нормального функционирования экономики. Из России Беларусь импортирует наиболее важные на сегодняшний день источники экономического роста - углеводороды, сырье, полуфабрикаты. Т.е. с позиций экспорта-импорта Россия для Беларуси - это своего рода сырьевой придаток. Для конкурентоспособности на мировом рынке Беларусь не смогла закупать сырье по мировым ценам. Это есть несколько причин. Во-первых, уровень основных фондов обновляется достаточно плохо. Во-вторых, эффективность управления находится на зародышевом этапе. В-третьих, государственная собственность, как хозяйственник, давно доказала свою несостоятельность.

Беларусь  может поставлять в Россию многие необходимые ей виды продукции. Производственные мощности белорусских предприятий  позволяют поставлять в Россию 50-55% общего производства грузовых автомобилей, 20-25% металлорежущих станков, 40-45% химических волокон и пластмасс, от 12 до 50% различных  видов продукции электротехнической, радиоэлектронной, приборостроительной  промышленности, необходимые России сельскохозяйственные машины и оборудование, изделия легкой, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, продукцию  пищевой промышленности и сельского  хозяйства.

В свою очередь, Беларусь заинтересована в поставках  из России топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ), по которым она полностью  зависит от России (100% в общем  объеме импорта этих ресурсов), проката  черных металлов (51%), сырья для химической и нефтехимической промышленности (апатитовый концентрат, циклические  углеводороды), синтетического каучука (76%), кальцинированной (40%) и каустической соды (72%), машин и технологического оборудования для различных отраслей народного хозяйства, которые в Беларуси не производятся, зерна (35%).

С каждым годом товарооборот России и Беларуси увеличивается, в таблице 2.1 рассмотрим динамику экспорта, импорта товаров Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

 

Таблица 2.1   Данные об объемах внешней торговли с Российской Федерацией за январь-февраль 2011-2012

 

 

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

млн.долл. США

млн.долл.США

млн.долл. США

млн.долл. США

Январь,

2011г.

2074,2

844,1

1230,1

-386,0

Февраль,

2011г.

2917,2

1017,2

1900,0

-882,8

Всего

4991,4

1861,3

3130,1

-1268,8

Январь,

2012г.

3197,7

998,0

2199,7

-1201,7

Февраль,

2012г.

3647,8

1222,0

2425,8

-1203,8

Всего

6845,5

2220,0

4625,5

-2405,5


Источник: собственная разработка

 

 На  долю Российской Федерации приходится  более 95,2% стоимостного объема  экспорта и 99,5% импорта со странами  Таможенного союза. Из данной таблицы видно, что товарооборот Беларуси с Российской Федерацией за январь-февраль 2012 г. составил 6845 млн. долларов США, что значительно больше показателя  января-февраля 2011г. Экспорт в январе-феврале 2012 г. составил 2220 млн. долларов США, импорт 4625,5 млн. долларов США и соответственно сальдо (разница между экспортом и импортом) составила   -2405,5 млн.долларов США. Экспорт в январе-феврале 2011г. составил 1861,3 млн.долларов США, импорт 3130,1 млн.долларов США, а сальдо между ними -1268,8. Из приведенных данных можно сделать вывод, что в январе-феврале 2012 г. импорт в Беларусь товаров из Российской Федерации  почти в два раза превышает экспорт товаров в Российскую Федерацию. Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличилось с 1 268,8  млн. долларов в январе-феврале 2011 г. до 2 405,5 млн. долларов в январе-феврале 2012 г.

Россия и  Беларусь - серьезно заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится почти 60 % общего внешнеторгового оборота Беларуси; в свою очередь, Беларусь является вторым по значению (после Украины) торговым партнером России в рамках СНГ - на ее долю приходится около 30 % товарооборота РФ со странами Содружества и почти 7 % общего объема товарооборота с "ближним" и "дальним" зарубежьем.

В таблице 2.2 более подробно рассмотрим изменение  объемов внешней торговли, экспорта и импорта товаров с Российской Федерацией.

 

 Таблица 2.2   Темп роста объемов внешней торговли, экспорта и импорта товаров с Российской Федерацией 

 

 

К соответствующему периоду

предыдущего года, %

К предыдущему месяцу,

%

 

оборот

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

Январь,

2011г.

120,4

153,1

104,7

67,8

92,2

57,2

Февраль,

2011г.

155,4

147,2

160,3

140,4

120,5

154,4

Всего

138,6

149,8

132,6

Х

Х

Х

Январь,

2012г.

154,2

118,2

178,8

84,7

86,3

84,0

Февраль,

2012г.

125,0

120,1

127,7

114,1

122,4

110,3

Всего

137,1

119,3

147,8

Х

Х

Х


Источник : собственная разработка

 

 В  январе-феврале  2012 г.  по сравнению с январем-февралем  2011 г. прирост стоимостного объема экспорта и импорта товаров из Российской Федерации обеспечен ростом физических объемов поставок.  Товарная масса экспорта увеличилась на 18%, импорта – на 49%.Средние цены на экспортированные товары возросли на 1,1%,   на импортированные – уменьшились на 0,8%.  Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличилось с 1 268,8  млн. долларов в январе-феврале 2011 г. до 2 405,5 млн. долларов в январе-феврале 2012 г.

Анализируя  данные показатели можно сказать, что  российский экспорт в Беларусь растет опережающими темпами. Это является довольно негативной тенденций. В целом, сальдо растет в основном из-за импорта  Беларусью сырья.

В таблице 2.3 рассмотрим структуру сальдо внешней торговли с Российской Федерацией по укрупненным группам товаров.

Информация о работе Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития