Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:45, доклад
Исследование политики государства в экономической сфере имеет важное значение. Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливают необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе. Политика – это политический курс, осознанно проводимая политическая линия или стратегия. Экономическая политика – процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей
ЕВРОПА 2020: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Исследование политики государства в экономической сфере имеет важное значение. Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливают необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе. Политика – это политический курс, осознанно проводимая политическая линия или стратегия. Экономическая политика – процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей. [1 с. 16]
Разработкой политики следует считать процесс определения целей, при-оритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных ис-полнителей и необходимых ресурсов. Разработка экономической политики – это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом (парламент) и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти (правительство). Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации. Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики [1 с. 19].
Так, публичные документы, раскрывающие содержание политики (про-граммы, планы), не могут иметь сугубо формального идеологического значения. Это должны быть реальные действенные политические документы, сви-детельствующие о понимании политиками своей ответственности за последствия решений, которые они принимают. Изменение содержания экономической политики основывается на изменениях законодательных и нормативных актов и документов [1 с. 19].
Так, в марте 2010 года была одобрена новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет – «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».
За 2008-2010е года Европа, да и весь мир, столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом со времен Великой Депрессии. В результате Европа сделала шаг назад в экономическом плане и в общем развитии ЕС. Высокий уровень безработицы, медленный экономический рост, возрастающий уровень внешнего долга – такие проблемы выделяет ЕС на сегодняшний день. Несмотря на то, что экономическая ситуация начинает выправляться, она пока остается нестабильной. Все это происходит на фоне участия Европы в решении долгосрочных общемировых задач: глобализация, нехватка природных ресурсов, изменение климата, старение нации [2].
По глубокому убеждению
лидеров ЕС, только совместные действия
всех государств-членов помогут Европе
успешно выйти из кризиса. Стратегия
«Европа 2020» раскрывает европейскую
социально-экономическую
«Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики [5]:
- Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях.
- Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции.
- Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия.
ЕС ставит перед собой определенные цели к 2020 году. Это [4] :
- 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены.
- 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки.
- Достижение целей
- Доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%. Не менее 40% молодежи должы иметь высшее образование.
- Сокращение числа людей,
находящихся в опасности
Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию «Европа 2020» к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии [3].
Цели отражают основную суть разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, но они не являются исчерпывающими, ЕС ставит перед собой большое количество задач в ходе выполнения стратегии «Европа 2020». Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными следующие 7 направлений деятельности [3] :
- «Инновационный Союз» для улучшения условий и возможностей финансирования исследований и инноваций, чтобы гарантировать, что инновационные идеи будут использованы в товарах и услугах, что будет способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест.
- «Движение Молодежи» для усиления результативности образовательных систем и способствования привлечению молодых людей на рынок труда.
- «План развития цифровых технологий в Европе» для ускорения повсеместного развития высокоскоростного интернета и предоставления возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве для частных физических и юридических лиц.
- «Целесообразное использование ресурсов в Европе», чтобы сделать экономический рост независящим от ресурсов, способствовать переходу на экономику с низким содержанием углерода, увеличить использование источников возобновляемой энергии, провести модернизацию транспортного сектора и обеспечить разумное использование источников энергии.
- «Индустриальная политика, направленная на глобализацию» для улучшения предпринимательской среды, в особенности для среднего и малого бизнеса, для поддержки развития мощной и устойчивой промышленной базы для повсеместной глобализации.
- «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест», чтобы произвести модернизацию рынков труда, дать людям возможность получать новые знания и навыки, чтобы увеличить возможность трудоустройства, улучшения соотношения спроса и предложения на рынках труда, включая трудовую мобильность.
-«Европейская политика против бедности», чтобы социальное и территориальное взаимодействие было распространено на всей территории и достижения в сфере экономического развития и занятости населения помогали понижать уровень бедности по всему ЕС [2].
Семь основных направлений деятельности, изложенные выше, являются приоритетными как для ЕС, так и для государств-членов. Политические, экономические и социальные инструменты ЕС, в особенности Внутренний рынок, финансовые рычаги, инструменты внешней политики, будут задействованы в устранении препятствий и достижении целей «Европы 2020».
Кроме этого необходимо усилить управление экономикой. Две основные опоры «Европы 2020» [3]:
1. решение тематических задач, отмеченных выше, соединяя приоритеты и основные цели;
2. помощь государствам-членам в разработке своих стратегий развития.
Осуществления второй опоры предполагает разработку единых руководящих принципов по каждому направлению деятельности, направление рекомендаций европейским государствам, введение мер воздействия в случае отсутствия у государства-члена адекватной реакции на ситуацию, предоставление отчетов по проведению стратегии «Европа 2020» и оценка эффективности использования норм «Пакта о стабильности и процветании» [3].
Совет ЕС будет являться
центральным узлом стратегии
«Европа 2020», Европейская Комиссия
будет отслеживать продвижение
к целям, координировать политики государств-членов,
вносить необходимые
Рассмотрим детальнее факторы укрепления экономики и основные направлления деятельности «Европы 2020».
РАЗДЕЛ 2. |
ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕВРОПЫ 2020» |
2.1. Разумный рост – экономика, основанная на знаниях и инновациях
Разумный рост в понимании ЕС означает усиление взаимодействия научных знаний, исследований и инноваций с экономическим ростом и развитием ЕС. Этот фактор укрепления экономики включает в себя повышение качества образования, повышение качества проведения исследований, поддержка распространения инновационных технологий и знаний по всему ЕС, увеличивая доступа к информации и технологиям общения, а также гарантируя, что инновационные технологии будут использоваться в целях достижения глобальных социальных целей [3].
Приоритетные направления деятельности:
Действия в этом направлении
откроют инновационные
2.1. Устойчивый рост – продвижение идеи более целесообразного использования природных ресурсов, улучшения экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике.
Устойчивый рост означает
построение экономики на основании
целесообразного использования
ресурсов, устойчивой и конкурентоспособной
экономики, используя лидерство
Европы в разработке новых процессов
и технологий, включая экологически
чистые технологии. Такой подход должен
привести Европу к малозагрязненному,
наполненному природными ресурсами
миру. Фактор устойчивого роста станет
основой еще более углубленного
экономического, социального и
Приоритетные направления деятельности:
1. «Целесообразное использование ресурсов в Европе»
Цель этого направления деятельности заключается в поддержке движение в направлении целесообразного использования ресурсов и низко-углеродной экономики, которая эффективно использует все возможные ресурсы. Необходимо отделить экономический рост от использования ресурсов и экономики, поддерживать идеи сохранения энергии [3].
На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях [2]:
- мобилизовать финансовые рычаги ЕС, как составную часть инвестиционной политики, которая совмещает вместе ЕС, национальные публичные и частные фонды;
- улучшить основные принципы действия инструментов рынка торговля ценными бумагами, налоги и сборы в области энергетики, государственная помощь);
-вносить предложения
относительно уменьшения
- ускорить внедрение
- закончить построение
единого энергетического рынка
и ввести в действие
- выступить с инициативой обновления европейских сетей, включая трансевропейскую энергетическую сеть, а также поддержать проекты создания инфраструктуры в балтийском, балканском, средиземноморском и евразийском регионах;
- одобрить и внедрить
пересмотренный план по
- определить основные
направления деятельности в