Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
• проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
• выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
• предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
России ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

 

 

       

 

 

 

 

Предусмотрено увеличение удельного веса изделий, относящихся уже к конечной продукции (станки, энергетическое оборудование, суда, авиационная и космическая техника и др.).Соответственно должна снизиться доля энергоносителей.
       Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло "Основы промышленной политики страны на период до 2010 года". Согласно этой программе для реконструкции российской промышленности потребуется 2,5–2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности РФ.

 

Существует много обозначенных проблем и для их решения необходимо принять различные меры.

1)Для государственной поддержки экспорта нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов, необходимо отнести: наукоемкость продукции; динамику спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическую эффективность экспорта продукции.

Система государственной поддержки экспорта должна включать разнообразные инструменты экономического воздействия, а также меры организационного и информационного содействия экспортеру. К числу таких мер относятся: меры государственного регулирования на макроэкономическом уровне; прямая, по большей части возмездная, финансовая помощь (но не исключаются и отдельные случаи безвозмездной финансовой поддержки); участие государства в кредитовании экспорта; участие государства в страховании экспортных поставок; меры внешнеторговой политики (протекционистская защита определенных отраслей и методы международной региональной интеграции); меры организационного и информационного содействия продвижению экспорта. При этом важнейшим макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает валютный курс.

В число инструментов государственной поддержки экспорта должны включаться гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций.

2)Очень важно укрепить в России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.

3)Целесообразно укрепить институциональные основы государственного регулирования ВЭД, хотя первые шаги в этом направлении (создание с учетом японской модели Министерства промышленности и торговли) не получили продолжения. Стоит внимательнее присмотреться и к японскому опыту функционирования координационных органов. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одну правительственную комиссию или совет по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.

4)В России назрела потребность в формировании общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб.

5)Экономические меры, в том числе финансовое содействие, налоговые льготы и др. являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Несомненно, интересам российских экспортеров отвечали бы скорейшая выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Необходимо время, чтобы подготовиться к работе в рамках этой международной организации. В первую очередь необходимо выработать приоритеты промышленной политики, создать и запустить в действие в полном объеме (хотя бы на несколько лет) систему государственной поддержки экспорта, подготовить (с помощью государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств к эффективной работе на внешнем и внутреннем рынке, осуществить пересмотр хозяйственного права в соответствии с международными стандартами и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российским правительством провозг­лашен курс на активное привлечение иностранного капитала, что обус­ловлено той ролью, которую он может и должен сыграть в решении экономических проблем страны.

Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в феврале 2011г. составил (в фактически действовавших ценах) 60,6 млрд.долларов США (1776,3 млрд.рублей), в том числе экспорт - 39,0 млрд.долларов (1142,8 млрд.рублей), импорт - 21,6 млрд. долларов (633,5 млрд.рублей).

Чистый отток капитала из РФ 2008 году составил рекордные почти 130 млрд. долл., превысив все предварительные прогнозы. Основная часть оттока пришлась на три кризисных месяца в конце года.

Для борьбы с оттоком капитала ЦБ уже несколько раз повышал ставку рефинансирования: с 11 до 12 проц. годовых, а с 1 декабря -- до 13 проц. Регулятор усилил контроль за валютными операциями в банках, а глава правительства Владимир Путин призвал исключить «корпоративный эгоизм» и внимательно отслеживать ситуацию с движением капитала.

Таким образом, среднесрочная стратегия после выборов должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

 

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промыленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.

Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Россия последовательно придерживается рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

Таким образом несмотря на введение различных мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности, в России существует огромное количество сдерживающих барьеров. 


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. От 16.04.2010.).

3.      Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

4.      Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (№157-03)

5.      ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 2 июля 1999 (с изм.  от 29.04.2008)

6.      Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010)

7.      Федеральный закон от 13.03.1995 N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.02.1995)

8.      Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

9.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

Научная литература:

 

1.      «Россия в цифрах 2010», краткий статистический сборник.

2.      Новиков А. Б. Контроль в системе управления таможенным делом в РФ // НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, СПб, 1999г.

3.      Фомин А. Н., Малеев В. М. Антикапитализм в России (экономические прогнозы на фоне вывоза капитала) // www.whiteworld.ru

4.      Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5.      Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2004. – с.460-465

6.      Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население? // Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. № 10, май 2005г. – М.: «Алекс»  с.20-23

7.      Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие  под ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2002. – с.231-233

 

Интернет ресурсы:

 

8.      www.vch.ru «Виртуальная таможня»

9.      http://www.customs.ru/

10. www.cbr.ru

11. wikipedia.org

12. slon.ru

13. newsru.com

14. kommersant.ru

15. wto.ru

 

 

 

48

 



[1] Коммерсант

[2] wikipedia.org


Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ