Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
• проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
• выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
• предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
России ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

              Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

К мерам налогового регулирования поддержки экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия – экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получают временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.)

              Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных сек­торах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных това­ров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиа­ционная техника и др.).

              Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособ­ности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию техно­логии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства, эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьше­ние масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильно банкротству.                                                                       

              Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах. Особый интерес для российских экспортеров представляет возможность использования потенциала торговых представительств за рубежом.

Среди возможных направлений работы российских загранучреждений с отечественными предприятиями можно выделить:

• проведение маркетинговых исследований, подготовку справок по просьбе российских предприятий;

• предварительное ознакомление зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией, товарами, услугами;

• консультирование по вопросам зарубежного законодательства, существующих норм, стандартов, правил, обычаев;

• содействие в организации деловых визитов, встреч, предоставление помещений для переговоров, услуг по переводу;

• другие виды содействия в стране пребывания российского загранучреждения, включая защиту интересов российских экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.

 


2. Анализ внешнеэкономической деятельности России

2.1. ВЭД РФ с дальним зарубежьем

 

В последнее время политика внешней торговли РФ становится все более четкой, направленной на поддержание и улучшение внешнеторговых связей со странами - основными партнерами РФ. К мерам такой политики можно, в первую очередь, отнести создание органов совместного контроля внешнеторговых связей.

Сегодня практически со всеми ключевыми партнерами у РФ действуют такие органы. Результаты их деятельности и будут определять дальнейшее развитие партнерства.

Так, в Германии важным инструментом решения конкретных задач российско-германского сотрудничества и продвижения приоритетных экономических интересов двух стран является Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), созданная в 2000 году по инициативе Президента России В.В. Путина и Канцлера Германии Г. Шрёдера.

Основными направлениями деятельности СРГ являются проработка вопросов, имеющих стратегическое значение для двустороннего сотрудничества, содействие реализации инновационных проектов, поиск и поддержка в освоении новых более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

рис 3Динамика объёмов экспорта и импорта России в 1994—2009 годах, млрд долларов

      В данной таблице представлен уровень экспорта и импорта России за период 1994-2009гг. Проанализировав график, можно сделать вывод, что экспорт РФ за 15 лет превышает стабильно импорт. С 2002 года видно, что показатели импорта и экспорта стали рости и достигли своего пика в 2009г до кризисного состояния страны. В дальнейшем, показатели начали падать. Однако нельзя отметить, что превышение экспорта над импортом только из-за того что большая часть экспорта за рубеж составляет первичное сырьё, и эту тенденцию необходимо менять. Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %.

Крупнейший импортёр товаров из России — Нидерланды ($36,3 млрд, 2009).             

 

 

 

 

 

Рис 4Динамика экспорта пшеницы из России в 1996—2009 годах, в млн тонн

Начиная с 1996 года, Россия экспортировала небольшие объёмы зерна, которые уменьшились к 2000 году. Значительный рост Экспорта за границу начался с 2001 года и начал падать до середины 2005 года. До 2009 года продолжается циклический рост.В 2006 году Россия экспортировала 9,7 млн тонн пшеницы и меслина на сумму $1,37 млрд.За 2009 год из России было экспортировано 16,8 млн тонн пшеницы на сумму $2,7 млрд. По данным на начало 2010 года, Россия находится на 3-м месте в мире по экспорту зерновых (после США и Евросоюза) и на 4-м месте в мире по экспорту пшеницы (после США, Евросоюза и Канады). Управляющий Amundi Funds Global Agriculture Николя Фрагно прогнозирует, что в 2010 году Россия по экспорту зерна может вплотную приблизиться к Евросоюзу.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим  торговые отношения России с Чехией за период 2003-2007гг.

Табл 2 Внешнеторговый оборот Чехии с Россией в $млн

 

2003

2004

Изм., %

2005

Изм., %

2006

Изм., %

2007

Изм., %

Экспорт в Россию

570,2

922,5

62 %

1432,8

55 %

1839,4

28 %

2868,6

56 %

Импорт из России

2282,1

2707,1

19 %

4456,3

65 %

5434,9

22 %

5534,8

2 %

Оборот

2852,3

3629,6

27 %

5889,1

62 %

7274,3

24 %

8403,4

16 %

Сальдо

-1711,9

-1784,6

-4 %

-3023,5

-69 %

-3595,5

-19 %

-2666,2

26 %

 

Начиная с 2003 года в Россию было экспортировано 570,2 млн$, импортировано  2282,1 млн $. Сальдо 1711,9млн $ в пользу экономики РФ. Далее следует такая же благотворная тенденция, к 2007 году из России приобретено товаров на сумму 5534,8 млн $. Отсюда можно сделать вывод, что Чехия для нас остаётся важным торговым союзником и отношения необходимо улучшать и в дальнейшем.

Рассмотрим тенденцию России с Евразией. К 2020 году внутри Евразии будет сосредоточено около 50% мирового ВВП и более 50% мировой торговли. Такое развитие может дать толчок к началу евразийских интеграционных процессов. В этих процессах Россия может сыграть важную роль как мост между Европой и Азией. Отрадно, что Россия оценивает эти перспективы и, в отличие от политики конца ХХ века, главным стратегическим партнеров в Юго-Восточной Азии видит именно Китай.

Внешняя торговля с США представляет собой довольно сложный процесс, решающим фактором в ходе которого зачастую выступает не экономическая основа, а политические предрассудки. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк, МАБР и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США. В ряде ведущих международных экономических и финансовых организациях США занимают лидирующее положение и активно проводят политику исходя из своих внешнеполитических и экономических приоритетов.

США продолжают предпринимать действия, направленные на либерализацию доступа американских товаров и услуг на международные рынки, в русле разработанной почти три года назад стратегии, имеющей целью развитие торговли на многостороннем и региональном уровне, а также с отдельными государствами. Указанная стратегия должна, по замыслу ее разработчиков, способствовать развитию "конкуренции в либерализации", которая позволяет США оказывать давление на своих зарубежных партнеров с целью достижения большей открытости в торговле с ними.

Проведение такой внешней политики категорически отвергает наличие сильного аналогичного субъекта, в перспективе способного развиться в одну из определяющих на внешнем рынке экономик. Безусловно, таким субъектом является Россия. За последние несколько лет можно пронаблюдать за тем, как США при каждом удобном случае пытаются обвинить Россию в несоблюдении «правил» торговли, пытаются создать образ неблагоприятного и нестабильного партнера на внешнем рынке. Резкой критике в разные годы подвергались решения о вполне логичном эмбарго мяса из Польши и США, алкогольной продукции из Молдавии. Даже сейчас США обвиняют в «газовом конфликте» не Украину, а Россию.

В прошедшем году одним из наиболее неблагоприятных факторов на мировом рынке стал всемирный финансовый кризис, который отрицательное влияние в той или иной степени оказал на экономическое развитие практически всех стран.

Первые недели 2008 года практически все российские и зарубежные эксперты считали ситуацию в мировой экономике благополучной. Высказанное немногими аналитиками предупреждение о надвигающемся большом экономическом кризисе не было воспринято оптимистически настроенным обществом достаточно серьезно.

Самым плохим результатом для России стал резкий обвал цен на нефть. Значение этого для экспорта России нельзя преуменьшить. За последние годы Россия своим экономическим результатам во многом обязана именно благоприятной конъюнктуре на рынке нефти. Сейчас многие экономисты спорят о том, правильно ли было держать сверхдоходы от экспорта нефти, или необходимо было не ждать кризиса, а готовиться к нему, вкладывая деньги Стабфонда в развитие альтернативных отраслей. Политика РФ координируется с другими странами-экспортерами нефти. Она направлена на ограничение экспорта нефти с целью повышения цен. И хотя уже есть определенные результаты, но сверхдоходов пока ожидать не приходиться.

Возможно, одним из самых неблагоприятных сценариев развития РФ в условиях кризиса и низких цен на нефть будет ослабление политического влияния России и мощи ее сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от страны отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями. Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Ценность наших нефтяных ресурсов для глобальной экономики упадет. Государство выйдет из кризиса совершенно другим. Однако это крайне маловероятно. Большинство специалистов склоняются к тому, что финансовый кризис больше затронет европейские страны и меньше такие страны, как Россия, Китай, Индия, которые меньше Европы зависят от доллара. Сами США имеют возможность быстро восстановиться за счет того, что только они проводят эмиссию доллара, на котором все еще держаться практически все финансовые операции.

 

 

 

 

2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами - участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ