Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
• проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
• выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
• предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
России ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

      применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

      установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

1.      Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

2.      Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

3.      Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:

 

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

 

              Основополагающий документ современной российской нормативно-правовой базы в рассматривае­мой сфере — Закон об иностранных инвестициях. Об­щая тенденция изменения российского законодательства в отношении иностранного капитала — либерализация и снятие ограничений. В современных условиях предпринимательская деятельность иностранного инвестора может осуществляться сообща с российским партнером (без ограничения доли) или индивидуально (на основе 100%-й собствен­ности). Иностранцы имеют право покупать ценные бумаги российских эмитентов, получать концессии на разработку отдельных месторожде­ний топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. Они могут вывозить полученную при­быль или инвестировать ее в российскую экономику. В целом российс­кое законодательство соответствует мировой практике и обеспечивает иностранным инвесторам режим деятельности, аналогичный условиям деятельности российских предпринимателей, с предоставлением не­которых льгот и небольшими ограничениями.

              В целом нынешняя система льгот иностранному капиталу в России базируется на следующих основных принципах: льготы предоставляют­ся прямым инвестициям; приоритет имеют крупные инвестиционные проекты и приоритетные для народного хозяйства проекты.

              Российское государство предоставляет определенные гарантии за­щиты иностранных инвестиций. Они не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в особых, предус­мотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах.

              Гарантии иностранным инвесторам обеспечивают­ся и системой страхования.

Мировая практика предусматривает наличие тех или иных ограни­чений при размещении иностранных инвестиций. Обычно эти ограниче­ния касаются ключевых отраслей, собственности на землю отраслей с государственной или смешанной частногосударственной монополией, с передовой технологией, где только формируется национальный ка­питал. Считается, что ограничительную практику следует применять во всех случаях, когда иностранные инвестиции направлены на монопо­лизацию отдельных отраслей, препятствуют укреплению конкурен­тоспособности отечественного производства на внешних и внутренних рынках, стимулируют безработицу, поощряют экономическую преступ­ность и нелегальный вывоз стратегических материалов, технологий и капиталов за рубеж.

              В этом аспекте российское законодательство долгое время было несовершенным. Полный и четкий перечень запретных зон или зон с ог­раничениями для иностранных вложений отсутствовал. В настоящее время особые условия существуют для деятельности иностранных инвесторов на финансовом рынке. Для операций на страховом и фондовом рынках предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицен­зию Минфина РФ, для создания банка с иностранными инвестиция­ми требуется лицензия Центрального банка России. Решения принима­ются после тщательного изучения обязательных документов. К претен­дентам предъявляются жесткие требования. Основные среди них — безупречная репутация и прочное финансовое положение. Существуют требования к размеру уставного капитала. Главное направление изме­нений законодательства в отношении деятельности иностранцев на российском финансовом рынке также соответствует общей тенденции к либерализации (отказ от запрещения операций с резидентами, допу­щение к участию на рынке ГКО, в том числе и на вторичном). Вместе с тем сохраняется лимит иностранного участия в банковском капитале страны — 12%.

Изучение российской практики регулирования иностранных инвес­тиций показывает, что в целом оно еще далеко от совершенства. Оно недостаточно проработано как в концептуальном, так и в правовом отношении. Эта область государственной деятельности нуждается в се­рьезной корректировке. Российское государство должно всерьез озабо­титься радикальным изменением инвестиционного климата в стране.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса -это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.

Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

 

 


1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД.

 

Экономические методы стимулирования экспортного производства.

 

     Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаше всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но так же средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

   Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и , как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а так же фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы.

Дополнительно к административным и экономическим методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств,  торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов.  Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на бо­лее благоприятных условиях по сравнению с действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предостав­лять их на более благоприятных условиях.

              Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесроч­ных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском. В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособно­стью покупателей, инфляционным ростом цен. Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следователь­но, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

              Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой фор­ме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

              Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуют­ся по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидем­пинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ