Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
• проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
• выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
• предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
России ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

 

              Наиболее высокие пошлины устанавливаются на готовые изделия. Например, в странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, а обувь и ткани облагаются пошлиной в 20-22%.

              Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудня­ли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенно­го сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом ко­торого с 1992г. является и Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Междуна­родной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества (КН ЕС).

 

              Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными стра­нами к ним применяются различные тарифные льготы, так называе­мые тарифные преференции (возврат ранее уплаченных пошлин, осво­бождение от их оплаты, снижение ставки и др.).

              Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами РФ; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, и т. п. Осво­бождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (включая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, конт­рольный пакет акций которых принадлежит государству).

 

              В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкурен­ции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем их стоимость в стране вывоза. Компенсацион­ные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

 

Нетарифные меры регулирования. Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные нало­ги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количе­ственного ограничения (квотирование) или полного запрещения, ли­цензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в от­ношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

              Внешнеторговая квота — это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффектив­но, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта (экспорта).

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость) различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 - прекратить квотирование торговли текстилем.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.

              Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены ка­кого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка дан­ного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обус­ловлено международными обязательствами страны. Для выполнения международных обязательств России осуществляется квотирование экспорта карбида кремния, нитрата ам­мония, нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного белья, прочих готовых текстильных изделий, необрабо­танного алюминия. Внешнеторговые операции с отдельными видами товаров (напри­мер, вывоз квотируемых товаров, товаров мирного и военного назна­чения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, нарко­тических и психотропных средств, ядов) осуществляется на основе лицензии — письменного разрешения на вывоз (ввоз) указанного това­ра в установленный срок. Поскольку торговые операции с этими това­рами затрагивают не только экономические, но и другие национальные интересы (безопасность, защита окружающей среды, сохранение куль­турного достояния и т. д.), торговая сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов. Лицензия выдается на опре­деленное время и оформляется только на один вид товаров.

              К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям меж­дународных и национальных стандартов (по санитарным, радиацион­ным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписа­ний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров.

              Барьером на пути импорта товаров могут стать различные обяза­тельные требования к маркировке и этикетированию товара. В после­днее время одним из новых требований, предъявляемым к импортиру­емым товарам, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности путем вторичной переработки. В связи с этим возникла и получает распространение специальная экомаркировка на упаковке так называемых «экологически дружественных» товаров в виде определенных символов (зеленый дельфин, голубой ангел, белый ле­бедь и др.), играющая к тому же роль рекламы. В последнее время экомаркировка в большинстве стран стала влиять на определение импорт­ных пошлин, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности аналогичных немаркированных товаров

 


1.2. Государственное регулирование движения капитала.

Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

 

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

1.      иностранные инвестиции в национальной экономике;

2.      инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике. Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

работающие на привлечение иностранных инвестиций;

работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

      налоговые и таможенные льготы;

      гарантии против национализации иностранной собственности;

      возможность репатриации прибыли;

      предоставление концессий.

Ко второй:

      ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ