Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
• проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
• выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
• предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
России ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участницами, а также общие ставки пошлин и единую систему нетарифного регулирования внешней торговли.
ЕврАзЭС объединяет Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Армения, Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.[1] По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Украине, экономические отношения с которой за последние пять лет с 2004 года сильно пострадали, также предложено вступить в таможенный союз. Президенты Киргизии и Таджикистана на саммите ЕврАзЭС-2010 в Астане заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз. 1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
26 июля 2010 года Президент Сирии Башар Асад заявил про интерес Сирии создать зону свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии.[2] Также, перспективы вступления в Таможенный Союз рассматривают Новая Зеландия и Вьетнам.
По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:
* сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС.
* дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС.
* увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса выходящего на новые рынки сбыта.
* сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение.
* теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.
* свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.
Таблица 4 Удельный вес стран Таможенного союза в общем объеме взаимной торговли
экспорт
|
импорт | |||
| I полугодие | I полугодие | ||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
Беларусь | 12,0 | 12,9 | 23,6 | 20,3 |
Казахстан | 9,3 | 8,7 | 16,1 | 14,1 |
Россия | 58,4 | 57,4 | 26,3 | 32,5 |
Итого | 79,7 | 79,1 | 66,0 | 67,0 |
В данной таблице отображены относительные показатели России, Беларусии и Казахстана. За 2 года импорт товаров России превысил экспорт в 2 раза, что благотворно сказывается на экономике России. Поддерживание данной тенденции необходимо, поэтому целесообразно поддерживать дружеские отношения с Беларусью и Казахстаном.
Стоит отметить, что до создания ТС более 50% времени транспортировки тех или иных товаров, например, из Беларуси в Казахстан, занимало время простоев на таможенной границе и таможенное оформление. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15 процентов конечной себестоимости продукции. После создания ТС любой импортный товар, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля (Россия, Беларусь, Казахстан) после оформления приобретает статус "товара таможенного союза" и одновременно право свободного обращения на всей территории Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров внутри ТС самым благоприятным образом сказался на товарообороте внутри интеграционной тройки. За первые сто дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25-30%. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Беларусью и Казахстаном- за десять месяцев 2010 года товарооборот странами составил $419,3 млн, что в сравнении с прошлым годом говорит о 97,8 % увеличении показателя. Создание ТС способствует и создания общего инновационного пространства в ЕЭП- согласно Таможенного кодекса интеграционного объединения обнулены пошлины на ввоз технологического оборудования, которое не производится внутри ТС. Как и предполагалось, первые месяцы работы Таможенного союза потребовали реальной координации работы многих министерств и ведомств интеграционной тройки.
Успешное функционирование ТС и создание ЕЭП невозможно представить без деятельности Комиcсии Таможенного союза - первого наднационального органа на постсоветском пространстве. Ответственность за формирование ЕЭП ЕврАзЭС перешла от Интеграционного комитета к комиссии ТС. Можно говорить, что комиссия ТС сейчас -некий прообраз будущего союзного правительства или Еврокомиссии.
2.3 Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ
Опросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом, о чем уже выше сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:
завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию;
решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте;
ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Как приоритетное направление в ней выделено расширение производства и вывоза готовых промышленных изделий, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). Рекомендовано также предусмотреть в числе мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау возврат отечественным производителям уплаченного налога на добавленную стоимость после пересечения товаром границы, удостоверенного таможенными органами, снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится также вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов экономики, в первую очередь машиностроительного экспорта, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.
Программой предусмотрено бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств, правда, оговорено, что речь идет об умеренном финансировании. Программа формирует новую трехэтажную модель включения России в международное разделение труда. На первых двух этапах (1996–1997 гг., 1998–2000 гг.) основное внимание уделяется стабильности объемов экспорта и постепенному расширению номенклатуры экспортируемой продукции. Предполагается, что в экспорте России будет преобладать продукция, предназначенная для дальнейшей переработки (продукция нефтехимии, металлургии, лесной индустрии, различные комплектующие). На третьем этапе (2001–2005 гг.) предполагается увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10–15%, что позволит приблизиться к уровню индустриальных стран. Динамика структуры российского экспорта к 2005 г. представлена в табл. 1
Таблица 1.. Структура российского товарного экспорта, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности РФ