- Эффективное
развитие внешнеэкономической
деятельности
- Продолжение
переговоров по вопросу о вступлении Республики
Беларусь в ВТО.
Определенные
успехи в этом направлении уже были
достигнуты: уже с 2004 г. средние импортные
пошлины были снижены с 14% (по 1995 г.) до 9,5%.
Секретариатом ВТО было принято решение,
что уже достигнyrый республикой проrpесс
позволяет ему подготовить резюме основных
мер в целях гармонизации белорусского
законодательства с требованиями ВТО;
- Расширение
взаимоотношений с Европейским Союзом
и дальнейшее развитие сотрудничества
с Россией;
- Активизация
сотрудничества с международными организациями
и финансовыми институтами.
Данная
политика окажет положительный эффект
не только на внешнеэкономический имидж
республики, но и при успешном сотрудничестве
откроет доступ к дополнительным источникам
внешнего финансирования, столь необходимого
для реформирования национальной экономики.
- Разработка
программ развития и поддержки деятельности
свободных экономических зон в целях стимулирования
притока иностранного капитала в зоны
и его последующего перераспределения
в масштабах национальной экономики;
При
этом рекомендуется переориентация и
стимулирования развития в рамках СЭЗ
сферы услуг, в частности в сфере финансов,
страхования, банковской сфере. Данные
мероприятия будут содействовать ускорению
процесса модернизации и ликвидации недостатка
развития национальной инфраструктуры
в сфере услуг, и создадут новые импульсы
для привлечения дополнительных объемов
ПИИ.
- Разработка
и реализация государственных программ
по поддержке развития малого и среднего
бизнеса с учетом актуальных тенденций
изменения внутреннего рынка. Учитывая
постепенный рост доходов населения и
его неравномерное перераспределение,
возникает существенная конвергенция
доходов и расслоение потребительского
рынка. В столице и областных центрах формируется
небольшая по объему, но имеющая высокую
покупательную способность прослойка
потребителей, предъявляющих спрос на
дорогостоящие то вары и предметы роскоши.
Одновременно массовое потребление также
отмечает тенденцию повышения спроса,
но на товары широкого потребления по
низким ценам. Анализ тенденций развития
внутреннего рынка позволяет сформулировать
эффективную на сегодняшний день поведенческую
стратегию для иностранных инвесторов
(а также для отечественных субъектов
хозяйствования, реализующих совместные
проекты с ними, и государства, осуществляющего
функцию регулирования и контроля) - потенциал
развития содержат инвестиционные проекты,
направленные на удовлетворение спроса
на внутреннем рынке, путем открытия здесь
производственных единиц в сотрудничестве
с отечественными производителями с одновременной
оптимизацией, таким образом, производственных
затрат.
- Реформа
банковского сектора
Одна
из основных задач заключается также
в укреплении банковского сектора.
В качестве предложений по реформированию
банковского сектора можно сформулировать
следующие мероприятия:
- Расширение
и упрощение условий доступа иностранных
банков на рынок финансовых услуг Беларуси;
- Уменьшение
государственного влияния и готовность
предоставить иностранным банкам возможность
расширить масштабы их деятельности в
Беларуси (доля иностранных банков в общем
объеме банковского капитала составляет
7,5%, что значительно ниже установленного
лимита в 25%) [28];
- Расширение
кредитных операций и передача современных
know-how в банковской сфере, благодаря участию
иностранных банков;
- Проведение
дальнейших реформ с целью формирования
конкурентоспособного и рационально функционирующего
банковского сектора, пользующегося доверием
населения и отвечающего потребностям
реальной экономики;
- Стимулирование
институционального развития посредством
поддержки частных банков в стране;
- Развитие
проектов (в том числе при участии международных
финансовых организаций), направленных
на укрепление потенциала банковского
сектора и создание новых механизмов кредитования
для удовлетворения финансовых потребностей
микро-, малых и средних предприятий и
формирующего сектора в целом;
- Развитие
сотрудничества с иностранными банками
и международными финансовыми организациями
в целях оказания технической помощи белорусским
банкам, особенно в плане укрепления организационного
потенциала, а также обучения персонала
принципам кредитования;
- Развитие
банковского аппарата финансирования
по поддержке инвестиционной деятельности
и проектов развития инфраструктуры.
Чрезвычайно
важно выработать общенациональную
и отраслевую стратегию развития
различных сфер белорусской экономики.
Главной задачей структурно-инвестиционной
политики является коренное обновление
производственных мощностей на основе
замены устаревших элементов новыми,
реализующими достижения современного
научно-технического прогресса. Резкое
снижение инвестиций на науку и научное
обслуживание фактически сделало динамичное
развитие в стране собственных передовых
и наукоёмких производств почти
невозможным.
При
создании новых предприятий и
новых отраслей обычно у нас внимание
концентрируется на обеспечении
выпуска конечного готового продукта
и максимальном приближении к
полной автономии предприятий, выпускающих
этот продукт. При этом, как правило,
отсутствует стремление к использованию
преимуществ разделения труда. В
результате инвестиционный процесс
обычно не сопровождается ни созданием
всех необходимых инфраструктур, ни
тем более их опережающим развитием.
Как показывает анализ данной проблемы,
правительства развитых стран опираются
преимущественно на рычаги косвенного
регулирования (налоговая, амортизационная,
кредитно-финансовая политика).
Одной
из наиболее актуальных на сегодняшний
день задач является перевод экономики
Беларуси на инновационный путь развития.
В то же время доля высокотехнологичного
экспорта в страны дальнего зарубежья
невелика для Беларуси, а основным
рынком отечественных изделий остаётся
внутренний рынок СНГ. Вероятно, корни
нынешних проблем лежат в отсутствии
системы быстрого и эффективного
превращения инновационной разработки
в прибыльный коммерческий продукт.
Для
увеличения объемов привлекаемых денежных
ресурсов (причем не только со стороны
«внутренних» субъектов, но и внешних),
на наш взгляд, применимы следующие
меры:
- Создание
надёжной системы гарантий вложений и
сбережений. Это может обеспечиваться
надёжной системой страхования вкладов;
- Развитие
масштабных программ национального жилищного
строительства и создания широкой сети
финансовых посредников;
- Осуществление
широкой приватизации государственных
предприятий, способствующей использованию
денежных средств населения и иностранных
инвесторов;
- Использование
эффективной системы налогообложения
на физических лиц, размещающих деньги
на депозитные счета, что стимулирует
процесс сбережений и инвестирование
денег домашних хозяйств в экономику;
- Проведение
соответствующей идеологической и пропагандистской
кампании по привлечению денежных ресурсов
в страну.
Данные
методы, на наш взгляд, являются необходимыми
и первоочерёдными в деле расширения
кредитных ресурсов в стране и
вовлечения в экономический оборот
средств хозяйствующих субъектов,
местных органов власти и домашних
хозяйств [2, c. 212-214].
Таким
образом, можно предложить ряд мероприятий
по повышению инвестиционной привлекательности
Республики Беларусь:
- Государству
и бизнесу надо совместно выработать правила
игры, потому что предприниматель сегодня
не может работать, не понимая требований
государства и порядка взаимоотношений
с ним. По существу, эта проблема сводится
лишь к налоговым ставкам или налоговым
стимулам;
- Устранить
неопределённость существует и в отношении
собственности. До тех пор пока не будут
выработаны и законодательно закреплены
правила игры, рассчитывать на большой
приток инвестиций нереально. Любой крупный
инвестор политической гарантией своих
капиталов будет считать только одно -
«добро» президента на проведение инвестиционного
проекта. Других, столь же весомых аргументов,
защищающих имущество предпринимателя,
у государства нет;
- Целесообразно
развивать все сферы и отрасли экономики,
больше внимания уделять инфраструктуре.
Анализ структуры привлечённых иностранных
инвестиций показывает их весьма узкую
отраслевую направленность. Основная
их доля направляется либо в экспортно-ориентированные
отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные
проекты с малыми сроками окупаемости
и незначительной фондоёмкостью (торговля
и общественное питание, коммуникации,
финансовые услуги). Безусловным лидером
по привлечению зарубежного капитала
является торговля и общественное питание;
- Одним
из наиболее перспективных путей привлечения
иностранных инвестиций является участие
инвесторов в процессе приватизации.
- Необходимо
усилить работу Консультативного совета
по иностранным инвестициям, сосредоточить
усилия на установлении равных условий
для иностранных и национальных инвесторов,
на совершенствовании системы бухгалтерского
учёта и переводу её на международную
систему, на разработке предложений в
нормативно-правовых актах по таможенному
законодательству, на совершенствовании
мер государственной поддержки малого
предпринимательства;
- Следует
усилить процессы сотрудничества с международными
организациями и мировой интеграции;
- Продолжить
последовательную работу по унификации
таможенно-тарифных систем Беларуси, России
и Казахстана в рамках таможенного союза,
либерализации внешнеторговых связей
республики, связанной с вхождением в
ВТО. Факт вступления Республики Беларусь
в ВТО, несомненно, повысит привлекательность
страны для иностранных компаний;
- Представляется
необходимым продолжение развития СЭЗ
- как одной из приоритетных форм привлечения
внешних инвестиций в республику;
- Беларусь
имеет уникальное географическое положение:
через её территорию проходят мировые
транспортные коридоры. Но при этом пока
в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические
центры, которые могли бы на высоком уровне
обслуживать транзитные потоки;
- Законодательную
базу нужно совершенствовать, развивать
и принимать законы, реально отражающие
цели и задачи государственного развития
общества. Необходимо исключить неоднозначное
толкование, противоречивость в применении
законов;
- Нужно
создавать зарубежные представительства,
проводить инвестиционные конференции,
форумы, торги, выставки инвестиционных
проектов;
- Необходимо
кадровое обеспечение реализации инвестиционной
стратегии. Требуется подготовка квалифицированных
специалистов по инвестиционному праву,
профессиональных специалистов по инвестиционному
бизнесу;
- Важным
является формирование института стратегических
партнёров для привлечения внешних инвестиций,
что обеспечивает непрерывность отношений
и требует специфических навыков для конкретной
сделки: снижение затрат на переговоры,
рационализация внутренней структуры
участников сделки и так далее.
Реализация
предложенной системы организационно-экономических
мероприятий должна осуществляться
параллельно с совершенствованием
национальных законодательных стандартов,
регулирующих деятельность иностранных
инвесторов на внутреннем рынке. Осуществление
данных мер будет содействовать
более уверенному продвижению Беларуси
по пути рыночных реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате проведенного исследования
нами решены следующие задачи:
1.
Изучена теоретическая основа и уточнен
понятийный аппарат в области прямого
иностранного инвестирования.
2.
Проведен анализ мировой практики
привлечения ПИИ, современного
состояния и проблем, тормозящих
приход ПИИ в Беларусь.
3.По
итогам исследований сформулированы
практические рекомендации и
предложения по перспективным
сферам развития инвестиционной
деятельности.
Мероприятия
организационно-экономического характера
разделены по следующим направлениям:
-мероприятия
на уровне отдельных предприятий;
-стабилизация
макроэкономических показателей;
-эффективное
развитие внешнеэкономической деятельности;
-реформа
банковского сектора.
4.
В работе обосновывается необходимость
дальнейшей поддержки развития субъектов
малого и среднего бизнеса с целью увеличения
их совокупной доли в ВВП, оптимизация
деятельности свободно-экономических
зон в республике, рассматриваемых как
один из инструментов стимулирования
ПИИ.
5.
Совершенствование существующего
законодательства по регулированию
инвестиционной деятельности должно
быть направлено на компенсацию
недостатков национального общехозяйственного
правового и административного
регулирования, тем самым обеспечив
иностранным инвесторам более
привычную для них среду обитания.
Изменения режима ПИИ должны
последовательно отражаться
в поправках к правовым актам
общего характера, действие которых
распространяется на все хозяйствующие
субъекты независимо от их статуса и страны
происхождения.