Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

целая работа ПИИ.docx

— 122.58 Кб (Скачать)

       При развитии стимулирующей законодательной  базы и экономической политики, направленной на достижение соответствий с интересами инвесторов, республика могла бы в  перспективе выполнять в определенной мере функцию экономического моста между Россией и ЕС, извлекая выгоды от развития инфраструктуры и прочих процессов, сопутствующих интенсификации экономической активности в регионе.

       В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного  капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также  торговля, связь, транспорт и медицина. В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия (6 076,6 млн. долл.; 65,3% от общего объема инвестиций), Швейцария (371,2 млн. долл.; 4%), Австрия (931,7 млн. долл.; 10%), Кипр (536,5 млн. долл.; 6,1%), Великобритания (467,7 млн. долл.; 5%),  и еще Германия, Латвия, Китай. Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля России в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3% [35].

       Беларусь  успешно сотрудничает с известными транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.

       Также в Беларуси реализуются программы  развития наиболее перспективных видов  туризма (сельского, агро- и эко, экологического, охотничьего, транзитного), создается  туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием, что в дальнейшем послужит интересными предложениями для потенциальных инвесторов [17].

         Большое внимание в республике  уделяется информационному обеспечению  международной деловой общественности  и зарубежных инвесторов: проводятся  семинары, международные конференции  по инвестиционной деятельности  и иностранным инвестициям.  Также в 2009 году было внесено предложение создать национальное инвестиционное агентство, которое в дальнейшем приобретет статус Национального агентства по инвестициям и приватизации. Агентство создано по новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Беларуси, так и за рубежом. Целесообразность создания Агентства обусловлена необходимостью функционирования в республике специализированной государственной организации, которая будет обладать достаточно широкими полномочиями для установления прямого конструктивного диалога без посредников между государством и частным капиталом, оказания практической помощи инвесторам по принципу «одного окна», взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения.

       В предыдущей главе мы говорили об инвестиционном климате в целом. Но возникает вопрос: как все-таки оценивают иностранные инвесторы инвестиционный климат Беларуси? Одни считают его вполне комфортным и привлекательным, другие указывают на высокие риски, связанные с ведением бизнеса. Работа над его совершенствованием ведется постоянно. Так, например, ежегодный инвестиционный форум, который продолжил начатую в 2008 г. в Лондоне традицию представления страны зарубежному деловому сообществу.  В 2010 году прошел Инвестиционный форум во Франкфурте. Всего в форуме участвовали более 800 представителей из 36 стран мира. Белорусская делегация во главе с премьер-министром Беларуси, Сергеем Сидорским, составила — 150 человек. Их задача – не только рассказать европейским бизнесменам о выгодности инвестиций в нашу страну, но и объяснить, как именно можно вложить деньги в белорусские проекты. Как раз таки это на этом мероприятии и можно выяснить, насколько привлекательна Беларусь для инвесторов. Интерес инвесторов к нашей стране, по мнению экспертов, связан в первую очередь с либерализацией экономики и упрощением налоговой системы. Плюс ко всему, участие Беларуси в Таможенном союзе позволяет зарубежным компаниям расширить рынки продаж до 170 миллионов человек. Приведу отзывы некоторых зарубежных инвесторов:

       Петер Левальд, руководитель компании «Stiepf AG» (Германия):

«Наша компания работает с вашей страной  уже семь лет. За это время я  убедился, что бизнес климат в Беларуси улучшается год от года».

       Петер Тилс, генеральный директор по Центральной  и Восточной Европе «DeutscheBank»:

«Беларусь очень хорошо вышла из кризиса, банковский сектор выглядит очень стабильно. Наши инвестиционные программы хорошо себя показали. Поэтому DeutscheBank планирует  и в дальнейшем инвестировать  в Беларусь, что даст положительный  импульс экономике вашей страны».

       Восемь  транспортно-логистических центров, комбинат по добыче щебня, новый национальный выставочный центр и ипподром — это далеко не весь список белорусских  предложений. Кстати, один из крупнейших инвестпроектов — завод по производству листового проката. Его стоимость  без малого 1,5 миллиарда долларов. Проект решает задачу импортозамещения и создает потенциал для экспорта.

       Министр экономики Республики Беларусь, утверждает: «Интересна любая отрасль. В первую очередь обсуждаются те отрасли, в которых немцы — глобальные лидеры. Это энергетика, цементная отрасль, нефтепереработка. Поэтому их в большей степени интересуют те отрасли, где наибольшая добавленная стоимость» [42]. Заинтересовалась белорусскими предприятиями и Франкфуртская фондовая биржа. На так называемом «паркете» торгуют акциями 12 тысяч компаний из 70 стран мира. Ежедневный оборот на Франкфуртской бирже равен 4,5 миллионам евро. По мнению одного топ-менеджера, присутствие Беларуси на такой ярмарке ценных бумаг — вопрос не только престижа: «Беларусь будет хорошим дополнением к нашему портфелю международных компаний. Инвесторам размещение белорусских компании во Франкфурте будет интересно».

       Итог  форума: белорусская делегация вернулась на родину с 18 соглашениями. В контракты превратились договоренности о строительстве сети отелей, модернизация нефтеперерабатывающего завода «Нафтан», проект переработки отходов, строительство завода по производству листового проката, проекты в банковской сфере и так далее. Действительно, Беларуси есть что предложить: 160 инвестиционных проектов. Если все планы грамотно реализуются, то белорусская казна пополнится на 14 миллиардов долларов. Уже известно, что в ближайшее время в нашу страну поступят 3,5 миллиарда.

       Проследим динамику привлечения ПИИ в Республику Беларусь. В последние годы в Беларуси отмечался существенное увеличение притока ПИИ. По сравнению с 2005 г. объем поступивших в экономику ПИИ возрос в шесть раз и составил в 2007 1.8 млрд. долл. За последние три года удельный вес ПИИ в валовом внутреннем продукте увеличился с 7% до 10%, а общем объеме внутренних валовых инвестиций с 3.8% до 12.9% [43]. В связи с заключением нескольких крупных сделок в банковском и телекоммуникационном секторах, в 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций достиг 2.5 млрд. долл. Правительством предпринимались дальнейшие усилия по улучшению инвестиционного климата, например, была отменена «золотая акция», упрощены системы регистрации собственности и налогообложения, сокращена налоговая нагрузка, и объявлено о ее дальнейшем уменьшении, высказано намерение войти в число первых 30 государств по условиям ведения бизнеса в рейтинге DoingBusiness. Также была возобновлена программа приватизации, согласно которой в 2008–2010 гг. предполагается продать 510 государственных предприятий, из них 176 в 2008 г., 219 – в 2009 г., 130 – в 2010 г. Следует отметить, однако, что поставленные в 2008г. цели по приватизации не были выполнены в полной мере и неясно, какой объем ПИИ можно будет привлечь в ближайшие два года, поскольку мировой финансовый кризис и экономическая рецессия негативно сказались на инвестиционных возможностях и желаниях иностранных фирм и банков.

       Приток  ПИИ происходил преимущественно  в виде вкладов в уставные фонды, достигшие 80.4% от общего объема инвестиций в 2007 г. (77.4% в январе-сентябре 2008г.), в то время как реинвестированные доходы составили 10.5% (12.6% в январе-сентябре 2008г.), а кредиты и займы зарубежных совладельцев 9.1% (10% в январе-сентябре 2008 г.) [23].  Приток ПИИ в 2008 г., также во многом связан с поступлением второго транша от Газпрома (625 млн. долл.) и с продажей 80% доли государства в уставном фонде мобильного оператора ЗАО «БеСТ» телекоммуникационной компании Turkcell за 600 млн. долл., т.е. две эти сделки обеспечили 78,5% поступления прямых иностранных инвестиций в уставные фонды.

Динамику основных вкладов ПИИ, где лидирующие позиции занимают вклады в основные фонды можно проследить на таблице 2.1. (Приложение 3).

       Основным  инвестором РБ являлась и является Россия, из которой поступило 43,9% от общего объема ПИИ или 777,9 млн.долл.  Также это Литва, Латвия, Польша. На страны вне СНГ пришлось 49,8% прямых иностранных инвестиций или USD 1004,7 млн.  Германия, Нидерланды, Англия являются основными инвесторами из стран вне СНГ (см. табл. 2.2, Приложение 4).

       Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

       Среди основных секторов экономики (инфраструктура, сельское хозяйство, производство и услуги), основным получателем ПИИ в Беларуси в 2007–2008 гг. являлась инфраструктура (телекоммуникации), также отмечался существенный рост значения банковского сектора, как реципиента прямых иностранных инвестиций, с 2% в 2006 г. (6% в 2007 г.) до 14.3% в январе-сентябре 2008 г. За девять месяцев 2008тг. инвестиции из СНГ составили 50.2% от их чистого поступления, что соответствует 1012 млн.долл., в 2007 г. эти показатели равнялись 44,5%  и  787 млн.долл. Что касается 2009-2010 гг., то в отраслевом разрезе ситуация представлена на таблице 2.3. (Приложение 3).

       Темпы роста инвестиций в основной капитал  в 2010 году должны составить 123-125%. Для  выполнения этого прогнозного показателя в экономику страны необходимо направить 61,2 трлн. бел. руб. инвестиций в основной капитал по верхней границе, обеспечив привлечение и освоение 5,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, из которых не менее 2,7 млрд. долл. - прямые. 

       За  названными цифрами стоят конкретные задания по созданию новых и коренной модернизации действующих предприятий, расширению использования инновационных  технологий для повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, прежде всего  на зарубежных рынках. Для достижения указанных задач нам необходимо изменить подходы к организации  инвестиционной деятельности в Беларуси и перейти от точечного привлечения  инвестиций для реализации отдельных  проектов к широкомасштабному международному инвестиционному сотрудничеству с  инвесторами, которые готовы работать с Беларусью.

       В последнее время в Беларуси приняты  меры по повышению привлекательности  инвестиционного климата. К ним  относится целый комплекс нормативных  документов по совершенствованию инвестиционной деятельности. Кроме этого, в Беларуси создан институт инвестиционных агентов, который также поможет значительно  улучшить инвестиционную деятельность. Эти агенты будут работать с потенциальными инвесторами, что будет способствовать привлечению в Беларусь дополнительных инвестиций. Министерствам и ведомствам предстоит грамотно воспользоваться всеми инструментами, которые были разработаны и приняты в 2009 году. Помимо создания новых производств и технологий иностранные инвестиции  также во многом помогут решить проблему по сбалансированности внешнеторгового сальдо Беларуси.

         Активное сотрудничество ведется с новыми стратегическими партнерами Беларуси: Китай, Венесуэла, Палестина, Иран и др. Например, китайские партнеры сегодня предлагают нам около 5,7 млрд. долл. кредитных ресурсов, которые являются потенциальными инвестициями в основной капитал. Соответствующее соглашение уже было подписано в конце января 2010 года. Китайской стороной предварительно акцептованы 14 проектов, из них 3 в транспортной сфере, 8 - в области энергетики, 2 - в сфере телекоммуникаций и 1 - по строительству комплекса к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Скорость привлечения этих ресурсов зависит только от расторопности заемщиков и готовности проектов. Недостаточно только привлечь иностранные инвестиции - необходимо принять все возможные меры для отражения их на балансе предприятия. Только тогда их можно будет рассматривать как инвестиции в основной капитал. Госорганы и предприятия Беларуси должны значительно активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций. На наш взгляд перспективным видится взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора, так называемое ГЧП (государственно-частное партнерство).

       Очень важно определить основные вектора  развития и движущей силы модернизации экономики Беларуси и привлечения  ПИИ. Им являются: предпринимательская  инициатива, развитие бизнеса и способность  экономики к инновациям. На определение  предпринимательской инициативы будет  направлена Директива №4 по либерализации  экономики в стране. Все эти  меры принимаются, т.к. иностранные  инвесторы все еще остаются недовольными ведением бизнеса в Беларуси. Они  отмечают, что экономика Беларуси чрезмерно зарегулирована и этот административный контроль негативно  влияет на развитие частного бизнеса;  явное неравенство форм собственности  в Беларуси. Функционирование экономики  переходного периода характеризуется  целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Если, например, иностранное  или совместное предприятие не вовремя  платит за электроэнергию, то оно остается без света и вынуждено простаивать. Но в то же время государственное предприятие, которое задолжало, продолжает работать. На наш взгляд, если уже привлекать иностранных инвесторов, то нужно к ним даже где-то и лояльнее относиться, чем к своим, чтобы показать заинтересованность и готовность сотрудничать [22].

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны