Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

целая работа ПИИ.docx

— 122.58 Кб (Скачать)

Южная Корея. Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению ПИИ, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиции, идущих в Китай и Сингапур. Результатом проводимых мер стал существенный рост прямых иностранных инвестиций, в 2001–2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около 10 млрд. долл., причем, большая часть в форме инвестиций с чистого листа (76.4% от общего объема в 2007 г.). Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность, инвестиции в промышленность составили 38% от общего объема ПИИ, 60% было направлено в сектор услуг (в основном в здравоохранение, канализацию и водоснабжение, а также вывоз мусора).

       После Азиатского финансового кризиса  Корея приняла новую политику стимулирования ПИИ, которая предусматривала  предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты для  НИОКР проектов, освобождение предприятий  на определенный период от арендной платы  за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись  проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций (ЗИИ). Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50% данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т.д. Высокотехнологичным проектам с чистого листа, а также инвестициям в НИОКР, помимо этого предоставлялись денежные гранты. 

Бразилия. В 2008 г. Бразилия привлекла 42 млрд.долл. ПИИ и заняла первое место среди стран Латинской Америки. Основным мотивом инвестирования в данную страну был обширный рынок сбыта, однако, следует отметить, что правительство предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ, и привлекательных условий для инвестирования. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений (M&A), связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено – это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления газетами, телевидением, радио станциями, а также услуг почты и телеграфа, здравоохранения.   Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. 

Ирландия. В результате предпринимаемой ирландским правительством политики по привлечению ПИИ, общий объем пришедших в страну инвестиций увеличился за десять последних лет с 53 млрд. евро до 131 млрд. евро, ускорив экономический рост и превратив страну в «Кельтского тигра». В первую очередь Ирландия стимулировала приток инвестиций в высокотехнологичные и требующие применения высококвалифицированной рабочей силы отрасли, в проекты, стимулирующие НИОКР и нацеленные на производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В 2008 г. в стране было создано 6300 новых рабочих мест в результате осуществления 108 ПИИ проектов в области бизнес услуг и услуг финансового посредничества, программного обеспечения электроники, фармацевтики, производства научного инструмента. Ирландии удалось привлечь такие известные компании как Yahoo, Google, Microsoft, IBM, Citibank и т.д.

       Основными определяющими факторами привлекательности  Ирландии для ПИИ являются низкий налог на прибыль корпораций как  для иностранных, так и для  национальных фирм (12.5%); квалифицированная  и говорящая на английском рабочая  сила; хорошие трудовые отношения  между администрацией и профсоюзами; поддерживающая бизнес политика правительства; транспарентная юридическая система; и притягательная сила уже действующих  на рынке компаний («эффект образования  кластеров»). Правительство Ирландии также предоставляет инвесторам стимулы в виде грантов на покупку  оборудования, земли, зданий, обучение персонала, НИОКР и т.д. Например, в 2007 г. IDA Ireland выделила иностранным фирмам в качестве поддержки 78.5 млн. евро. Поскольку правительство очень сильно стимулирует инвестиции в регионы и оказывает в этом случае финансовую поддержку, около 60% проектов с чистого листа в 2006–2007 гг. было размещено за пределам Дублина.

         Как показывает международный опыт страны преуспевшие в привлечении ПИИ проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску. Однако это подразумевает не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных тарифов и т.д.), но и проведение стабильной макроэкономической политики. Поэтому рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, небольшой прогресс в осуществлении программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и запутанная система налогообложения, бюрократия, коррупция являются препятствиями для существенного роста притока ПИИ в страну. Для улучшения инвестиционного климата правительству следует гарантировать сохранения стабильности макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшать условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость, предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией.

       2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

       2.1 Нормативно-правовое  регулирование инвестиционной  деятельности в  Республике Беларусь

 

       Говоря  об эффективных способах привлечения  ПИИ,  необходимо изучить  основные источники правового регулирования  инвестиционной деятельности. Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности  на территории Республики Беларусь,  регулируются Инвестиционным  Кодексом, Гражданским кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, а также международными и инвестиционными договорами с Республики Беларусь.

       Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие  инвестору на праве собственности  или ином вещественном праве, и имущественные  права, вкладываемые инвестором в объекты  инвестиционной деятельности в целях  получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [15, с.3].

       Под инвестором понимается лицо (юридические  и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство  в лице уполномоченных органов и  его административно-территориальные  единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного Кодекса [15, с. 4].

       Инвестор  имеет права, несет обязанности  и риски, связанные с вложением  инвестиций. Инвесторы в целях  определения особенностей регулирования  их деятельности рассматриваются как  национальные либо иностранные инвесторы.

       Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь [30, с. 83].

       Особенности регулирования деятельности иностранных  инвесторов определяются настоящим  Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе  международными договорами Республики Беларусь.

       Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе  предприятие как имущественный  комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность [15, с. 5].

       Законодательными  актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности  Республики Беларусь, что не исключает  инвестиционной деятельности в отношении  этих объектов. В законах устанавливается  перечень объектов, в отношении которых  запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением  Республики Беларусь.

       Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Инвестиционным Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством  государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность [15, с. 6].

       Если  международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены  иные нормы, чем те, которые предусмотрены  настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются  нормы международного договора.

       Вторым  по значимости источником является  Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 года N 824-XII «О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР,1991 г., N 22, ст.300).

       Настоящий  Закон определяет  общие экономические,  социальные и правовые условия инвестиционной  деятельности в Республике Беларусь. Он направлен  на защиту прав,  интересов  и имущества  всех субъектов инвестиционной деятельности  вне зависимости  от  форм собственности, на  эффективное  функционирование   народного  хозяйства  Республики Беларусь  на принципах  рыночной экономики  и создания экономических условий для реализации суверенитета республики [15].

       Правовые  основы  деятельности иностранных  инвесторов  в республике Беларусь подробно изложены в  обзоре «Правовые  основы  деятельности иностранных  инвесторов  в республике Беларусь», разработанном министерством Экономики  Республики Беларусь совместно с  «Эрнст энд Янг» компанией. Задачей  Министерства экономики и данной компании не является точное изложение  всей законодательной базы республики Беларусь в области инвестиционной деятельности, а обзор областей законодательства,  представляющих наибольший интерес  для иностранных инвесторов, которые  планируют  осуществлять свою деятельность на территории Республики  Беларусь [16, с. 23].

       В соответствии со статьей 81 Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения. Процедура регистрации практически  ничем не отличается от создания предприятий  резидентами Республики Беларусь и  занимает при наличии всех необходимых  документов не более 15 дней с момента  обращения с заявлением о государственной  регистрации. С 1 апреля 2003 года полномочия по государственной регистрации  и ликвидации коммерческих организаций  с иностранными инвестициями, согласно Постановлению Совета Министров  Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 53 «О порядке передачи Министерством иностранных дел полномочий по осуществлению государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями», за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах были переданы от Министерства иностранных дел облисполкомам и Минскому горисполкому.

       Документы для государственной регистрации  должны соответствовать по своему содержанию и форме требованиям законодательства. Прием документов осуществляется в  присутствии учредителей организации, а в случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь, – их полномочных представителей. Правовая база Республики Беларусь в  области инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется, особенно наблюдаются различные изменения  в период Мирового Финансового Кризиса.

       Если  обратиться к зарубежному опыту  правовой базы инвестиций, то в пример можно ставить китайское законодательство. Китайское ПИИ-законодательство выстроено  наподобие аналогичных законодательств  других восточно-азиатских стран: Японии, Южной Кореи, Сингапура и Тайваня. Три основных закона – по акционерным  СП, контрактным СП и филиалам иностранных  фирм – регламентируют деятельность иностранных инвесторов. Нормы и  процедуры для различных типов  ПИИ так же регламентированы большим  числом законов и положений [10].

       Иностранным инвесторам позволено создавать  в Китае холдинговые компании.  Однако создание холдинга разрешено  только тем компаниям, которые уже  имеют длительный опыт работы в Китае  и не менее трех одобренных инвестиционных проектов в Китае.  Холдинговый  режим позволяет иностранным  ТНК получать выгоду от уменьшения налоговых выплат по дивидендным  платежам для своих китайских  филиалов. В целом корпоративный  налог может быть снижен таким  образом на 40%.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны