Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Южная Корея. Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению ПИИ, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиции, идущих в Китай и Сингапур. Результатом проводимых мер стал существенный рост прямых иностранных инвестиций, в 2001–2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около 10 млрд. долл., причем, большая часть в форме инвестиций с чистого листа (76.4% от общего объема в 2007 г.). Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность, инвестиции в промышленность составили 38% от общего объема ПИИ, 60% было направлено в сектор услуг (в основном в здравоохранение, канализацию и водоснабжение, а также вывоз мусора).
После
Азиатского финансового кризиса
Корея приняла новую политику
стимулирования ПИИ, которая предусматривала
предоставление инвесторам широкого набора
стимулов. Они включали освобождение
от налогов и их снижение, финансовую
поддержку на цели найма работников
и их обучения, денежные гранты для
НИОКР проектов, освобождение предприятий
на определенный период от арендной платы
за землю или же ее снижение. Основные
налоговые привилегии предоставлялись
проектам в области высоких технологий,
НИОКР, имеющим статус поддерживающих
развитие отрасли или же предприятиям,
расположенным в зонах
Бразилия. В 2008 г. Бразилия привлекла 42 млрд.долл. ПИИ и заняла первое место среди стран Латинской Америки. Основным мотивом инвестирования в данную страну был обширный рынок сбыта, однако, следует отметить, что правительство предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ, и привлекательных условий для инвестирования. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений (M&A), связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено – это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления газетами, телевидением, радио станциями, а также услуг почты и телеграфа, здравоохранения. Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам.
Ирландия. В результате предпринимаемой ирландским правительством политики по привлечению ПИИ, общий объем пришедших в страну инвестиций увеличился за десять последних лет с 53 млрд. евро до 131 млрд. евро, ускорив экономический рост и превратив страну в «Кельтского тигра». В первую очередь Ирландия стимулировала приток инвестиций в высокотехнологичные и требующие применения высококвалифицированной рабочей силы отрасли, в проекты, стимулирующие НИОКР и нацеленные на производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В 2008 г. в стране было создано 6300 новых рабочих мест в результате осуществления 108 ПИИ проектов в области бизнес услуг и услуг финансового посредничества, программного обеспечения электроники, фармацевтики, производства научного инструмента. Ирландии удалось привлечь такие известные компании как Yahoo, Google, Microsoft, IBM, Citibank и т.д.
Основными
определяющими факторами
Как показывает международный опыт страны преуспевшие в привлечении ПИИ проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску. Однако это подразумевает не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных тарифов и т.д.), но и проведение стабильной макроэкономической политики. Поэтому рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, небольшой прогресс в осуществлении программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и запутанная система налогообложения, бюрократия, коррупция являются препятствиями для существенного роста притока ПИИ в страну. Для улучшения инвестиционного климата правительству следует гарантировать сохранения стабильности макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшать условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость, предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией.
Говоря
об эффективных способах привлечения
ПИИ, необходимо изучить основные
источники правового
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещественном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [15, с.3].
Под
инвестором понимается лицо (юридические
и физические лица, иностранные организации,
не являющиеся юридическими лицами, государство
в лице уполномоченных органов и
его административно-
Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций. Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов определяются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность [15, с. 5].
Законодательными
актами Республики Беларусь определяются
объекты, находящиеся только в собственности
Республики Беларусь, что не исключает
инвестиционной деятельности в отношении
этих объектов. В законах устанавливается
перечень объектов, в отношении которых
запрещено осуществление
Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Инвестиционным Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность [15, с. 6].
Если
международным договором
Вторым по значимости источником является Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 года N 824-XII «О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР,1991 г., N 22, ст.300).
Настоящий Закон определяет общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Он направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь на принципах рыночной экономики и создания экономических условий для реализации суверенитета республики [15].
Правовые
основы деятельности иностранных
инвесторов в республике Беларусь
подробно изложены в обзоре «Правовые
основы деятельности иностранных
инвесторов в республике Беларусь»,
разработанном министерством
В
соответствии со статьей 81 Инвестиционного
кодекса Республики Беларусь коммерческая
организация с иностранными инвестициями
может быть создана путем ее учреждения.
Процедура регистрации
Документы
для государственной
Если
обратиться к зарубежному опыту
правовой базы инвестиций, то в пример
можно ставить китайское
Иностранным инвесторам позволено создавать в Китае холдинговые компании. Однако создание холдинга разрешено только тем компаниям, которые уже имеют длительный опыт работы в Китае и не менее трех одобренных инвестиционных проектов в Китае. Холдинговый режим позволяет иностранным ТНК получать выгоду от уменьшения налоговых выплат по дивидендным платежам для своих китайских филиалов. В целом корпоративный налог может быть снижен таким образом на 40%.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны