Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

целая работа ПИИ.docx

— 122.58 Кб (Скачать)

       Характерно, что в связи с острой конкуренцией между странами традиционные факторы  привлечения ПИИ (например, наличие  дешевой, неквалифицированной рабочей  силы) становятся все менее привлекательными. На первое место выходят факторы  устойчивого развития экономики  государства, а также политическая стабильность в стране. 

         Обратимся к практике стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, Россия, проводя повальную приватизацию в 1997 году на фоне вялотекущих реформ, достигла наибольшего уровня притока ПИИ в размере более 6,3 млрд. долларов США. После окончания приватизационного бума прямые иностранные инвестиции резко сократились до 2,8 млрд. долларов США. Аналогичные перепады наблюдаются у большинства стран Центральной и Восточной Европы.

       В последнее время лидерами по объему привлекаемых ПИИ в Восточной  Европе являются Польша и Чехия, которые  фактически заканчивают приватизационные программы, продав большинство банков и крупных компаний. В эту группу стран можно отнести также  Россию, Венгрию, Румынию. Если же подходить  к оценке ПИИ с точки зрения занимаемой ими доли в ВВП (качественный подход), то лидерами являются страны, наиболее успешно проводившие реформы. К ним относятся Чехия (7,4% ВВП), Эстония (5,9%), Польша (4,3%), Хорватия (4,2%), Болгария и Латвия (3,9%), Литва (3,8%) [14, с.6].

       В настоящее время основной проблемой  для вышеперечисленных стран  является поиск нового механизма  привлечения ПИИ путем создания частных компаний. Для этого страны Центральной Европы используют свое выгодное географическое расположение по отношению к огромному рынку  Евросоюза, а страны Балтии — по отношению к рынкам скандинавских  стран. Доказательством этому может  служить увеличивающаяся доля предприятий-экспортеров  в структуре компаний, привлекающих ПИИ, несмотря на быстро развивающиеся  внутренние рынки данных стран.

       Инвестиционный  климат считается важнейшей характеристикой  привлечения ПИИ в страну. Поэтому  говоря о привлекательности инвестиционного  климата на международном уровне, следует упомянуть рейтинги Всемирного банка "Doing Business-2011" и рейтинг  мировой конкурентоспособности  IMD. К сожалению, наша страна занимает позицию пока только в рейтинге doingbusiness.

       В «делании бизнеса» Беларусь в 2011 году заняла 68-е место по условиям ведения  бизнеса из 183 стран. Если проследить динамику по годам, то в  "Doing Business-2010" Беларусь занимала 58-е место,   "DoingBusiness-2009" - 82-е,   115-е - в "DoingBusiness-2008".

       В структуре рейтинга 9 индикаторов, из которых сформированы страновые  рейтинги "Doing Business-2011". Для Беларуси сложились следующие позиции:  "Создание предприятий" – 7-е место (7-е место в прошлогоднем исследовании), "Уплата налогов" – 183-е место (183), "Международная торговля" – 128-е  место (129), "Регистрация собственности" – 6-е место (10), "Получение разрешений на строительство" – 44-е место (44), "Получение кредита" – 89-е место (113), "Ликвидация компании" – 93-е  место (74), "Обеспечение исполнения контрактов" – 12-е место (12), "Защита прав и интересов инвесторов" – 109-е место (109).

       Кроме того, авторы исследования "Doing Business-2011" признали Беларусь одним из ведущих  в мире реформаторов за последние 5 лет. Так, после Грузии и Руанды Беларусь замыкает "тройку" наиболее активных стран-реформаторов по совокупному  эффекту от либерализации условий  ведения бизнеса, отраженных в индикаторах  в период между "Doing Business-2006" и "Doing Business-2011".

       По  нашему мнению, это действительно большое достижение и оно является гораздо более важным, чем колебания рейтинга. Налицо последовательные шаги властей, направленные на улучшение делового климата. Позиция страны в рейтинге зависит не только от собственных усилий по реформированию бизнес-среды, но и от аналогичных действий других стран. Поэтому на фоне стран своего региона Беларусь все равно остается в первой половине списка наиболее активных реформаторов, значительно опережая Россию, Украину, Польшу.

       У белорусских властей планы войти  в ТОР-30 стран с наиболее привлекательными условиями бизнеса по версии "DoingBusiness". На мой взгляд, не стоит фокусироваться на цифре "30", "20" или "10", потому что рейтинг является условно-индикативным. Самым важным является нацеленность правительства Беларуси на создание наиболее благоприятной среды для  предпринимателей. А будет ли это "тридцатка" или "двадцатка" не так уж важно. Предприниматели  должны определить, насколько эта  среда благополучна. С другой стороны  нет ничего невозможного – последовательные реформы приведут Беларусь на то место, где правительство желает находиться.

        The World Competitiveness Yearbook — ежегодник  мировой конкурентоспособности,  который в ряде стран используется  для формирования государственной  политики и определения дальнейших  действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. На сегодняшний день это одно из самых полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов. Методология исследований строится на анализе и ранжировании способности государств создавать и поддерживать условия, в которых их предприятия могут эффективно конкурировать. При расчете рейтинга используются материалы международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование IMD осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертных оценок [Приложение 2, табл. 1.2].

       Республика  Беларусь сегодня находится в  неоднозначной ситуации. С одной  стороны, она также довольно близка к крупнейшему европейскому и  российскому рынкам, хотя отдалена, например, от тихоазиатского и других перспективных рынков. С другой стороны, Беларусь, так же, как и Россия, все еще не может завоевать  полного доверия со стороны промышленно  развитых стран, хотя Россия в отличие  от Беларуси имеет огромный потенциал  и поэтому привлекательна как  зарождающийся рынок. В первую очередь  необходимо объективно определить наиболее инвестиционно потребляющие отрасли. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. В частности, из-за отсутствия доверия государства Средней  Азии привлекают инвестиции только в  добывающую отрасль: Азербайджан с  Казахстаном — в добычу нефти  и газа, Кыргызстан — золота. Поскольку  страны Азии в целом более направлены на рынки Японии и США, то сильной  конкуренции между ними как производителями  товаров и как потребителями  ПИИ не наблюдается по отношению  к странам Западной Европы. Однако для успешного развития взаимовыгодных отношений Беларуси, как и другим странам, для начала нужно решить множество проблем. Общим препятствием на пути привлечения ПИИ в большинстве  стран являются ограничения на инвестирование в определенные сферы. Характерным  примером могут служить рестрикционные меры по покупке земельных участков. Во многих странах преднамеренно  ужесточена процедура покупки земли (Польша,Словения), а некоторые, как, например, Беларусь и Литва, и вовсе  запретили иностранцам приобретать  землю.

       Камнем  преткновения становятся также нестабильность налоговых правил, различия в подходах определению не облагаемых налогом  доходов, требования к получению  разрешений и лицензий, несбалансированное таможенное законодательство, слабая защита прав акционеров. Поэтому без  решения вышеназванных и других вопросов широкое привлечение иностранных  инвестиций остается весьма проблематичным.

    1.3 Мировая практика  привлечения прямых  иностранных инвестиций

 

       В динамике развития инвестиционной деятельности за последние несколько десятилетий  произошли существенные изменения, преимущественно вследствие прогрессирующей  глобализации мировой экономики, а  также модернизации форм международного движения капитала. Начало процесса относят  к середине XX-го века, когда в качестве превалирующего направления движения инвестиционных потоков выделяют перелив из США в страны Западной Европы. Затем в 60-70-е годы основные потоки инвестиций были направлены из индустриально-развитых в развивающиеся страны.

       Важным  этапом в развитии ПИИ стали 80-е  годы. Данный период был охарактеризован  значительным ростом инвестиционных потоков, связанным в определенной мере с  удалением ограничений и барьеров для свободного перелива капитала, в первую очередь, между странами-членами  ЕС. К США и Великобритании являвшимися  стратегически важными инвесторами  на мировой арене присоединились Япония, Франция, Германия, Канада и  Австралия. 90-е годы были охарактеризованы значительным ростом перекрестных инвестиционных потоков между индустриально  развитыми странами.

       В настоящее время можно заметить тенденцию смещения внимания инвесторов с традиционно важных регионов в  сторону некоторых развивающихся  и еще неизученных рынков. Двумя  регионами с наиболее положительными перспективами в плане получения  ПИИ стали Азия и Восточная  Европа. Внимание инвесторов сфокусировано  на актуальных тенденциях и событиях на мировой экономической арене, продолжающемся процессе реформ и конвергенции в восточно-европейском регионе. Дальнейшее открытие национальных экономик и развернутая между правительствами  стран региона конкурентная борьба за ПИИ (особенно в странах-новичках в ЕС или в странах-кандидатах на вступление) – еще больше увеличивает  привлекательность региона в  глазах иностранного инвестора. В рейтинге наиболее привлекательных географических   направлений инвестирования  на данных момент лидируют: Китай, США, Индия, Россия, Бразилия, страны Восточной Европы [10, с.30].

       Помимо  изменений в географии инвестиционных потоков особого внимания заслуживают  актуальные тенденции в оценке и  классификации приоритетных факторов инвестиционной привлекательности  страны-реципиента. А если учитывать  все более интенсивное развитие процессов международного сотрудничества, углубление процессов кооперации и  специализации, то важную роль для инвесторов приобретают еще и такие факторы, как: гибкость трудового законодательства; уровень налогообложения; квалификация персонала.

         Необходимо проанализировать опыт стран, не только достигших впечатляющих результатов в привлечении ПИИ, но и сохраняющих свои позиции лидеров. В соответствии с опросом, проведенным среди 809 глобальных инвесторов в Западной, Восточной и Центральной Европе в феврале 2009 г., Китай занимает третье место среди стран наиболее привлекательных для начала бизнеса или его расширения, Индия расположилась на пятом месте в этом списке, Бразилия – на седьмом. Польша находится на пятом месте в Европе по привлекательности для ПИИ и на первом среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к тому же в 2008 г. она была второй среди европейских стран по количеству новых рабочих мест, созданных при помощи ПИИ. Ирландия занимает девятое место в Европе по степени интереса для иностранных инвесторов. Журнал Forbes назвал Словакию будущим Гонконгом или Ирландией. Мне хотелось бы остановиться на перспективных центрах современности привлечения ПИИ.

Китай. Китай является великолепным примером страны, преуспевшей в привлечении прямых иностранных инвестиций. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока ПИИ за последнее десятилетие в Китай поступило около 25% от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. При этом более 80% инвестиций были «с чистого листа» и 70% были вложены в промышленность. Ожидается, что к 2011 г. на долю Китая придется 30% от 250 млрд. долл. ПИИ, направленных в развивающиеся страны. Основным побудительным мотивом инвестирования в китайскую экономику является низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает ищущие ресурсы инвестиции, а также растущий спрос на китайском рынке, притягивающий ищущие рынки ПИИ. Не менее важным фактором является возможность участия иностранных инвесторов в процессе приватизации государственных предприятий.  С начала экономических реформ (1979 г.) политика Китая в отношении ПИИ претерпела ряд серьезных изменений. Она началась с поэтапного и ограниченного открытия, за которым последовало активное стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в целом, после чего больший упор был сделан на поощрение ПИИ в высокотехнологичные и капиталоемкие проекты в соответствии с целями промышленной политики страны.             На первой фазе в восточных регионах страны были созданы четыре специальных экономических зоны, которые предоставляли определенные преференции иностранным инвесторам. Это вызвало приток ПИИ, но в то же время создало огромный разрыв в экономическом развитии прибрежных и находящихся внутри страны провинций, а также привело к эффекту так называемого «раундтриппинга» прямых иностранных инвестиций. Дополнительные налоговые преференции предоставлялись экспортоориентированным совместным предприятиям (СП и фирмам, использующим новые технологии. Правительство также гарантировало, что СП не будут подвергаться бюрократическому вмешательству в их деятельность, и отменило ряд обременительных местных сборов.

Индия. В результате мер по либерализации климата для иностранных инвестиций, предпринимаемых индийским правительством с 1991 г., страна превратилась в одно из наиболее привлекательных мест для ПИИ. Политика по привлечению ПИИ в данной стране  в Индии имеет сложную, но эффективную структуру. Одна из наиболее важных преференций, предоставляемых для ПИИ в Индии, относится к сфере налогообложения и ставок налогов, поскольку данные ставки в стране являются достаточно высокими. Налог на прибыль для внутренних производителей составляет 35% и еще 2.5% взимается в виде дополнительных налогов. Иностранные компании уплачивают 40% основного налога и 2.5% дополнительного. Преференции включают налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль, разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в т.ч., на НИОКР). Например, Индия смогла привлечь инвестиции в информационно-телекоммуникационный сектор, предложив 10-летние налоговые каникулы. Инвестиции в инфраструктуру, линии электропередач, определенные телекоммуникационные услуги, нефтепереработку, проекты, связанные с НИОКР, пищевую промышленность попадают под специальную преференциальную систему налогообложения и налоговые каникулы.          Так, инфраструктурные проекты – строительство дорог, ирригационные проекты, канализация и водоснабжение, переработка твердых отходов – на 10 лет полностью освобождаются от налогов. Налоговые каникулы также существуют в специальных экономических зонах (СЭЗ), созданных с целью формирования благоприятного климата для экспорта. СЭЗ предусматривают освобождение от уплаты налогов от 50 до 100% на 15 лет: 100% освобождении от налога на доходы от экспорта, для резидентов предоставляется на 5 лет, следующие пять лет налог сокращается на 50%, затем еще на пять лет ставка налога на реинвестированные экспортные доходы снижается на 50%. Помимо этого освобождается от пошлин импорт товаров для целей развития компании, производства и техобслуживания. Следует отметить, однако, что существуют различные мнения по вопросу успешности политики Индии в отношении СЭЗ. В некоторых исследованиях приводятся доводы о том, что предоставляемые инвесторам привилегии являются избыточными, поскольку, например, проведенный правительством аудит показывает, что только потери от не собираемых импортных пошлин достигли 1.7 млрд. долл. и на 60% превысили экспортные поступления.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны