Но
это не единственная проблема, тормозящая
приход ПИИ в нашу страну. Основные
из них следующие:
- Механизм
приобретения и регистрации земли;
- Отсутствие
членства Республики Беларусь в ВТО;
- Недостаточное
развитие фондового рынка;
- Замедленный
процесс приватизации и низкая доля частного
сектора в экономике;
- Достаточно
запутанное и нестабильное экономическое
законодательство;
- Усложненная
налоговая система и ценообразование;
- Чрезмерное
вмешательство государства в экономику
и особенно в ведение хозяйственной деятельности
предприятий;
- Бюрократическая
структура принятия решений государственными
органами по согласованию и размещению
инвестиций.
Без
решения вышеназванных проблем
широкое привлечение иностранных
инвестиций остается весьма проблематичным,
что затрудняет экономический рост
страны.
3 УСЛОВИЯ
И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1
Формирование законодательной
базы и институтов,
стимулирующих инвестиционную
деятельность
Современный
этап развития правовой системы Республики
Беларусь связан с коренным изменением
форм и методов, которые применялись
на протяжении десятилетий предшествующего
развития. Но это, в целом положительное,
явление имеет существенные недостатки,
объективно сдерживающие экономическое
развитие страны. Кроме того, в условиях
переходного периода непростым
является вопрос об обеспечении относительной
стабильности и скоординированности
законодательства государства. Как
известно, правовая система Республики
Беларусь претерпела огромное количество
преобразований. Только за последние
несколько лет был проведен ряд
глубоких законодательных реформ для
перехода к рыночной экономике и
стимулирования иностранных инвестиций
в страну.
Тем
не менее, для оживления деловой
активности и развития инвестиционной
деятельности в национальной экономике
необходима дальнейшая модификация
национального законодательства, обеспечивающая
иностранному инвестору чувство
стабильности национальной системы
и определенной защищенности при
реализации на внутреннем рынке средне-
и долгосрочных проектов. И, несмотря
на все многочисленные преобразования
и изменения, Республика Беларусь все
еще испытывает недостаток в инвестиционных
ресурсах, потенциальным источником
которых остаются иностранные капиталовложения.
Отрицательное
и сдерживающее на инвесторов воздействие
продолжают оказывать, ограниченные рамки
действующего законодательства:
- Существующая
жесткая и централизованная система управления
национальной экономикой;
- Чрезмерное
вмешательство государственных органов
в экономическую деятельность, в том числе
путем принятия многочисленных и часто
сменяющих друг друга законодательных
актов и положений, регулирующих хозяйственную
деятельность;
- Заблокированная
программа приватизации;
- Практически
полный контроль государства над процессами
функционирования банковской системы.
Для
массового привлечения в белорусскую
экономику капитала в форме прямых
иностранных инвестиций необходимо
проведение ряда мероприятий по адаптации
национальной законодательной базы
к общепринятым в мировой практике
стандартам. Процесс этот долговременный
и достаточно многогранный, учитывая
необходимость нахождения равновесия
между интересами инвестора и
направлениями развития национальной
экономики.
Основной
серьезной проблемой инвестиционной
деятельности сегодня остается качество
проработки проектов, необходимое для
принятия решения о целесообразности
их реализации. Налицо отсутствие четкой
государственной политики в этой
области, выработанной системы стимулов
и поддержки инвестиционных процессов.
Переломить эту ситуацию может комплексная
и скоординированная экономическая
политика государства по привлечению
инвестиций, дальнейшее совершенствование
законодательной базы Республики Беларусь.
В качестве его основных направлений
можно предложить:
- Внесение
изменений и дополнений в Инвестиционный
Кодекс Республики Беларусь, предусматривающих
расширение перечня иностранных инвесторов
и форм осуществления инвестиционной
деятельности, совершенствование порядка
взимания таможенных и налоговых платежей
при ввозе имущества в качестве вклада
в уставные фонды, расширение организационно-правовых
форм коммерческих организаций с иностранными
инвестициями и др.;
- Заключение
двусторонних соглашений, по иностранным
инвестициям в области международно-правового
регулирования;
- Присоединение
к международным многосторонним конвенциям;
- Осуществление
государственной поддержки участников
инвестиционной деятельности путем:
- гарантий
правительства Республики Беларусь (в
случае получения кредитов под инвестиционный
проект);
- преференций
по налоговым и таможенным платежам (в
виде отсрочки по уплате налоговых и таможенных
платежей);
- поддержки
мероприятий инвестиционной политики
в рамках деятельности Консультативного
совета по иностранным инвестициям.
Внешнеэкономическая
деятельность государства по привлечению
иностранных инвестиций не есть нечто
внешнее по отношению к национальной
экономике. Первая составляет неотъемлемую
часть второй, ту ее часть, которая
ориентирована вовне. Совершенствование
юридической регламентации инвестиционной
деятельности не может мыслиться
в отрыве от развития общего законодательства.
Внешнеэкономическая деятельность
проникает внутрь хозяйственного механизма,
сегодня уже построенного по законам
рынка. Полагаем, что без создания цельной
и стабильной правовой базы, которая определяет
правила участия иностранного капитала
в рамках национальной экономики Республики
Беларусь в сочетании с механизмом ее
реализации, задача привлечения иностранных
инвестиций в объемах, которые могли бы
оказать ощутимое влияние на экономический
рост, практически невыполнима.
Особую
сложность в практике применения
внутреннего законодательства республики
в области иностранных инвестиций
создают его несовершенство, определенная
непоследовательность, запреты и
ограничения, которых могло бы и
не быть в условиях изначальной продуманности
нормы права. Совершенно очевидно, что
обострившаяся конкуренция за иностранные
инвестиции требует дальнейшего
совершенствования законодательной
базы по привлечению инвестиций в
республику. Несмотря на то, что в
основном она сформирована, важным
доводом в принятии решений инвесторами
является тяготение их к налоговым
системам, которые прозрачны и
накладывают приемлемое налоговое
бремя.
Принятие
текущих нормативных актов, противоречащих
положениям законодательной базы, искажение
и некорректное толкование существующих
правовых норм создают негативный прецедент
и являются причиной восприятия западными
инвесторами законодательной базы
республики как нестабильной и непредсказуемой.
Иностранные инвесторы, как потенциальные,
так и уже освоившие свое дело
в республике, в качестве главной
проблемы, с которой им пришлось
у нас столкнуться, определяют не
бюрократизм и даже не жесткость,
перегруженность налоговой системы,
а прежде всего неустойчивость и
непредсказуемость законодательно-правовой
базы. Наличие даже незначительного
количества случаев неадекватного
нормативного регулирования традиционно
приводит к серьезным экономическим
последствиям, поскольку подрывает
доверие иностранных вкладчиков
и зачастую носит эффект мультипликатора
в приостановлении или прекращении
инвестиционной деятельности, а также
в отказе от осуществления новых инвестиционных
вкладов в республике.
Таким
образом, совершенствование нормативно-правовой
базы должно включать:
- Гарантии
и защиту иностранного капитала;
- Либерализацию
налогового и таможенного режимов; предоставление
инвесторам финансовых льгот как через
национальное законодательство, так и
через международные соглашения;
- Обеспечение
личной безопасности и безопасности материальных
ценностей.
- Упрощение
валютного и ценового регулирования, совершенствование
законодательства о различных договорах,
ценных бумагах и т. д. Как показывает практика,
одним из препятствий, сдерживающих приток
иностранных инвестиций, является именно
отсутствие надлежащего развернутого
регулирования по данным вопросам в сочетании
с механизмом его реализации.
Итак,
в перспективе основные усилия должны
быть направлены на создание ясной
и предсказуемой экономико-правовой
среды, предполагающей, в первую очередь,
стабильность действий правительства
и законодательства в сфере регулирования
инвестиционной сферы.
3.2
Система организационно-экономических
мероприятий по
стимулированию инвестиционной
привлекательности
Республики Беларусь
После
успешного формирования благоприятной
законодательной базы, необходимой
для привлечения инвестиций, перейдем
к организационно-экономическим
мероприятиям. В целях последовательного
повышения инвестиционной привлекательности
Республики Беларусь необходимо структурировать
процесс реформирования по ряду отраслей
национальной экономики и инструментов
ее регулирования. Весь этот спектр мероприятий
мы предлагаем классифицировать по отдельным
секторам и, соответственно, по каждому
сектору выдвигаем предложения
с целью стимулирования инвестиционных
потоков, привлекаемых в национальную
экономику.
- Мероприятия
на уровне предприятия:
- Постепенная
ликвидация административного вмешательства
в экономику, особенно искусственных ограничений
в отношении хозяйственной деятельности;
- Ускорение
процессов разгосударствления и приватизации;
- Переход
на принципы корпоративного управления;
- Развитие
государственных программ коммерциализации
и приватизации предприятий коммунального
хозяйства и сферы услуг исключительно
в форме оказания технической помощи;
- Защита
имущественных прав собственников;
- Последовательная
интеграция отечественных предприятий
в производственные циклы международных
концернов - используя конкурентные преимущества
(уровень производственных затрат, наличие,
квалифицированных кадров), особенно
в отраслях, содержащих потенциал развития
(легкая и текстильная, химическая промышленность,
строительство, сфера услуг и развитие
инфраструктуры).
Реализация
данных мероприятий позволит иностранным
инвесторам обрести чувство защищенности
на национальном рынке. Кроме того, переход
на принципы корпоративного управления,
применяемые на практике во всем мире,
и, особенно, в рамках деятельности ТНК,
без участия которых невозможен процесс
интеграции в мировое хозяйство, облегчит
иностранному инвестору процесс проникновения
на пока еще неизученный внутренний рынок.
- Стабилизация
макроэкономических
показателей
- Поддержка
развития частного сектора;
В
белорусской экономике на частный сектор
приходится наименьший удельный вес в
сравнении со всеми странами региона:
у нас частная собственность превышает
государственную всего в 0,6 раз [35, с. 295],
что сдерживает приток в страну чистых
прямых иностранных инвестиций. Доля частного
сектора в основных средствах производства
Республики Беларусь составляет. По сравнению
с соответствующими 80% от ВВП в России
[34, с. 329], где частная собственность превышает
государственную в 3,6 раза и долей в
65%, например, в Словении, до 80% в новых государствах-членах
ЕС данное соотношение свидетельствует
о необходимости ускорения и интенсификации
реформ, направленных на развитие частного
сектора в национальной экономике, представляющего
собой основной объект и «поле деятельности»
иностранных инвесторов. В качестве конкретных
мероприятий может быть рекомендовано
создание надежной правовой платформы
для ускорения процессов разгосударствления
и приватизации, развития предпринимательской
деятельности, свободной от постоянных
изменений. Необходимо также обеспечить
предпринимателям определенное чувство
защищенности и стабильности условий
осуществления бизнеса, а также ускорение
темпа институциональных реформ по развитию
рыночной инфраструктуры (банковский
сектор, страхование, транспорт, средства
коммуникации и т.д.);
- В
целях повышения международной привлекательности
республики необходима дальнейшая либерализация
условий торговли и осуществления внешнеэкономических
сделок;
- Целенаправленные
мероприятия по повышению конкурентоспособности
белорусской экономики. Сегодня на единицу
товара, произведенного в республике,
затрачивается в 3-4 раза больше ресурсов,
чем в развитых странах. В свою очередь,
это требует обновления технологий производства
и менеджмента;
- Ослабление
налогового бремени.