Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

целая работа ПИИ.docx

— 122.58 Кб (Скачать)

       Но  это не единственная проблема, тормозящая  приход ПИИ  в нашу страну. Основные из них следующие:

  • Механизм приобретения и регистрации земли;
  • Отсутствие членства Республики Беларусь в ВТО;
  • Недостаточное развитие фондового рынка;
  • Замедленный процесс приватизации и низкая доля частного сектора в экономике;
  • Достаточно запутанное и нестабильное экономическое законодательство;
  • Усложненная налоговая система и ценообразование;
  • Чрезмерное вмешательство государства в экономику и особенно в ведение хозяйственной деятельности предприятий;
  • Бюрократическая структура принятия решений государственными органами по  согласованию и размещению инвестиций.

       Без решения вышеназванных проблем  широкое привлечение иностранных  инвестиций остается весьма проблематичным, что затрудняет экономический рост страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 УСЛОВИЯ  И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       3.1 Формирование законодательной  базы и институтов, стимулирующих инвестиционную  деятельность

 

       Современный этап развития правовой системы Республики Беларусь связан с коренным изменением форм и методов, которые применялись  на протяжении десятилетий предшествующего  развития. Но это, в целом положительное, явление имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие экономическое  развитие страны. Кроме того, в условиях переходного периода непростым  является вопрос об обеспечении относительной  стабильности и скоординированности  законодательства государства. Как  известно, правовая система Республики Беларусь претерпела огромное количество преобразований. Только за последние  несколько лет был проведен ряд  глубоких законодательных реформ для  перехода к рыночной экономике и  стимулирования иностранных инвестиций в страну.

       Тем не менее, для оживления деловой  активности и развития инвестиционной деятельности в национальной экономике  необходима дальнейшая модификация  национального законодательства, обеспечивающая иностранному инвестору чувство  стабильности национальной системы  и определенной защищенности при  реализации на внутреннем рынке средне- и долгосрочных проектов. И, несмотря на все многочисленные преобразования и изменения, Республика Беларусь все  еще испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения.

       Отрицательное и сдерживающее на инвесторов воздействие  продолжают оказывать, ограниченные рамки  действующего законодательства:

  • Существующая жесткая и централизованная система управления национальной экономикой;
  • Чрезмерное вмешательство государственных органов в экономическую деятельность, в том числе путем принятия многочисленных и часто сменяющих друг друга законодательных актов и положений, регулирующих хозяйственную деятельность;
  • Заблокированная программа приватизации;
  • Практически полный контроль государства над процессами функционирования банковской системы.

       Для массового привлечения в белорусскую  экономику капитала в форме прямых иностранных инвестиций необходимо проведение ряда мероприятий по адаптации  национальной законодательной  базы к общепринятым в мировой практике стандартам. Процесс этот долговременный и достаточно многогранный, учитывая необходимость нахождения равновесия между интересами инвестора и  направлениями развития национальной экономики.

       Основной  серьезной проблемой инвестиционной деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для  принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная  и скоординированная экономическая  политика государства по привлечению  инвестиций, дальнейшее совершенствование  законодательной базы Республики Беларусь. В качестве его основных направлений  можно предложить:

  1. Внесение изменений и дополнений в Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, предусматривающих расширение перечня иностранных инвесторов и форм осуществления инвестиционной деятельности, совершенствование порядка взимания таможенных и налоговых платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставные фонды, расширение организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.;
  2. Заключение двусторонних соглашений, по иностранным инвестициям в области международно-правового регулирования;
  3. Присоединение к международным многосторонним конвенциям;
  4. Осуществление государственной поддержки участников инвестиционной деятельности путем:
  • гарантий правительства Республики Беларусь (в случае получения кредитов под инвестиционный проект);
  • преференций по налоговым и таможенным платежам (в виде отсрочки по уплате налоговых и таможенных платежей);
  • поддержки мероприятий инвестиционной политики в рамках деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям.

       Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению  иностранных инвестиций не есть нечто  внешнее по отношению к национальной экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая  ориентирована вовне. Совершенствование  юридической регламентации инвестиционной деятельности не может мыслиться  в отрыве от развития общего законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам  рынка. Полагаем, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая определяет правила участия иностранного капитала в рамках национальной экономики Республики Беларусь в сочетании с механизмом ее реализации, задача привлечения иностранных инвестиций в объемах, которые могли бы оказать ощутимое влияние на экономический рост, практически невыполнима.

       Особую  сложность в практике применения внутреннего законодательства республики в области иностранных инвестиций создают его несовершенство, определенная непоследовательность, запреты и  ограничения, которых могло бы и  не быть в условиях изначальной продуманности  нормы права. Совершенно очевидно, что  обострившаяся конкуренция за иностранные  инвестиции требует дальнейшего  совершенствования законодательной  базы по привлечению инвестиций в  республику. Несмотря на то, что в  основном она сформирована, важным доводом в принятии решений инвесторами  является тяготение их к налоговым  системам, которые прозрачны и  накладывают приемлемое налоговое  бремя.

       Принятие  текущих нормативных актов, противоречащих положениям законодательной базы, искажение  и некорректное толкование существующих правовых норм создают негативный прецедент  и являются причиной восприятия западными  инвесторами законодательной базы республики как нестабильной и непредсказуемой. Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в республике, в качестве главной  проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и  непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного  количества случаев неадекватного  нормативного регулирования традиционно  приводит к серьезным экономическим  последствиям, поскольку подрывает  доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора  в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.

       Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы должно включать:

  • Гарантии и защиту иностранного капитала;
  • Либерализацию налогового и таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через национальное законодательство, так и через международные соглашения;
  • Обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей.
  • Упрощение валютного и ценового регулирования, совершенствование законодательства о различных договорах, ценных бумагах и т. д. Как показывает практика, одним из препятствий, сдерживающих приток иностранных инвестиций, является именно отсутствие надлежащего развернутого регулирования по данным вопросам в сочетании с механизмом его реализации.

       Итак, в перспективе основные усилия должны быть направлены на создание ясной  и предсказуемой экономико-правовой среды, предполагающей, в первую очередь, стабильность действий правительства  и законодательства в сфере регулирования  инвестиционной сферы.

       3.2 Система организационно-экономических  мероприятий по  стимулированию инвестиционной  привлекательности  Республики Беларусь

       После успешного формирования благоприятной  законодательной базы, необходимой  для привлечения инвестиций, перейдем к организационно-экономическим  мероприятиям. В целях последовательного  повышения инвестиционной привлекательности  Республики Беларусь необходимо структурировать  процесс реформирования по ряду отраслей национальной экономики и инструментов ее регулирования. Весь этот спектр мероприятий  мы предлагаем классифицировать по отдельным  секторам и, соответственно, по каждому  сектору выдвигаем предложения  с целью стимулирования  инвестиционных потоков, привлекаемых в национальную экономику.

  1. Мероприятия на уровне предприятия:
  • Постепенная ликвидация административного вмешательства в экономику, особенно искусственных ограничений в отношении хозяйственной деятельности;
  • Ускорение процессов разгосударствления и приватизации;
  • Переход на принципы корпоративного управления;
  • Развитие государственных программ коммерциализации и приватизации предприятий коммунального хозяйства и сферы услуг исключительно в форме оказания технической помощи;
  • Защита имущественных прав собственников;
  • Последовательная интеграция отечественных предприятий в производственные циклы международных концернов - используя конкурентные преимущества (уровень производственных затрат, наличие, квалифицированных кадров), особенно в отраслях, содержащих потенциал развития (легкая и текстильная, химическая промышленность,  строительство, сфера услуг и развитие инфраструктуры).

       Реализация  данных мероприятий позволит иностранным  инвесторам обрести чувство защищенности на национальном рынке. Кроме того, переход на принципы корпоративного управления, применяемые на практике во всем мире, и, особенно, в рамках деятельности ТНК, без участия которых невозможен процесс интеграции в мировое хозяйство, облегчит иностранному инвестору процесс проникновения на пока еще неизученный внутренний рынок.

  1. Стабилизация макроэкономических показателей
  • Поддержка развития частного сектора;

       В белорусской экономике на частный сектор приходится наименьший удельный вес в сравнении со всеми странами региона: у нас частная собственность превышает государственную всего в 0,6 раз [35, с. 295], что сдерживает приток в страну чистых прямых иностранных инвестиций. Доля частного сектора в основных средствах производства Республики Беларусь составляет. По сравнению с соответствующими 80% от ВВП в России [34, с. 329], где частная собственность превышает государственную  в 3,6 раза и долей в 65%, например, в Словении, до 80% в новых государствах-членах ЕС данное соотношение свидетельствует о необходимости ускорения и интенсификации реформ, направленных на развитие частного сектора в национальной экономике, представляющего собой основной объект и «поле деятельности» иностранных инвесторов. В качестве конкретных мероприятий может быть рекомендовано создание надежной правовой платформы для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательской деятельности, свободной от постоянных изменений. Необходимо также обеспечить предпринимателям определенное чувство защищенности и стабильности условий осуществления бизнеса, а также ускорение темпа институциональных реформ по развитию рыночной инфраструктуры (банковский сектор, страхование, транспорт, средства коммуникации и т.д.);

  • В целях повышения международной привлекательности республики необходима дальнейшая либерализация условий торговли и осуществления внешнеэкономических сделок;
  • Целенаправленные мероприятия по повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Сегодня на единицу товара, произведенного в республике, затрачивается в 3-4 раза больше ресурсов, чем в развитых странах. В свою очередь, это требует обновления технологий производства и менеджмента;
  • Ослабление налогового бремени.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны