Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

целая работа ПИИ.docx

— 122.58 Кб (Скачать)

       Существует  и ряд других побудительных предложений  для иностранных инвесторов. В  их числе – налоговые каникулы и льготы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и  увольнения иностранного персонала, относительную  автономию для менеджмента местных  предприятий. Пакет побудительных  механизмов постоянно совершенствуется центральными и региональными властями. Если объем инвестиций в регионе  ниже определенного уровня, местные  власти могут самостоятельно предпринимать  побудительные меры, без разрешения центральных органов.

       2009-2011  года  характеризуются совершенствованием законодательной базы и постоянными внесениями изменений в правовую базу; отследить многочисленные изменения довольно проблематично.Проследим хронологию совершенствования законодательства с целью улучшения деловой активности в стране.

       Новый земельный кодекс, принятый в 2009 году, является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.

       В 2009 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь» от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров.  На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

       Независимо  от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного  проекта. В частности, предусматривается:

  • Право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
  • Упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;
  • Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
  • Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом государственного управления;
  • Освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

       Указом  №413 вводится новый институциональный  механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут  получить как юридические, так и  физические лица, способные проводить  подготовку инвестиционных проектов к  реализации, и вести переговоры с  потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз  свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству [17].

       Особое  внимание следует уделить Директиве  №4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Т.к. создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики и фактором привлечения ПИИ. Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

       В последние годы в социально-экономическом  развитии Республики Беларусь произошли  очевидные позитивные изменения  в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение  делового климата и повышение  инвестиционной привлекательности  нашего государства. Последовательно  реализуются меры по либерализации  условий осуществления хозяйственной  деятельности, устранению излишнего  вмешательства государственных  органов в деятельность юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке  решений в сфере развития экономики  и стимулированию деловой активности.

       План  по реализации директивы №4 президента Беларуси «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» включает 133 мероприятия. В документ будут утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Продолжится работа по снижению и оптимизации налоговой нагрузки. В рамках утвержденного документа предусмотрен переход к уплате отчислений в инновационные фонды за счет прибыли организаций, ликвидация статуса отчислений в инновационные фонды как налогов, исключение инновационных фондов из доходной и расходной частей бюджета и определение упрощенного порядка распоряжения этими фондами. В ходе реализации плана будут разработаны и внесены предложения о создании государственного антимонопольного органа с территориальными органами, не зависящими от местных исполнительных и распорядительных органов, с полномочиями по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и контролю государственных закупок и аренды. В рамках плана мероприятий планируется также подготовить проект указа президента Беларуси о внесении изменений и дополнений в указ от 1 марта 2010 года №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». При этом планируется освобождение инвестора от уплаты арендной платы за земельные участки, занятые под строительство объектов, на период срока строительства таких объектов, а также проведения проектных работ. Субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты, в том числе по созданию объектов придорожного сервиса, будут предоставлены льготы по арендной плате за земельные участки в течение двух лет после окончания строительства таких объектов.

       По  существу, подписанная директива  представляет собой программный  документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение  деловой инициативы, создание благоприятных  условий для динамичного и  устойчивого развития Беларуси. Директива содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности. Наименования этих разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны:

  1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;
  2. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;
  3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами;
  4. Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу;
  5. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности;
  6. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой);
  7. Исключить излишнее регулирование рынка труда;
  8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства;
  9. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

       На  наш взгляд, данный документ является своеобразным фундаментом дальнейшего  улучшения инвестиционного климата  в стране, привлечении ПИИ и  стимулированию предпринимательской  инициативы. Первые результаты можно  будет увидеть уже к концу 2011 года, а пока подготавливается и  доводится до конца план действий по директиве. С полным текстом документа  можно ознакомиться на официальном  сайте президента Беларуси [36].

       2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси

       После мирового кризиса 2009 года, в первом полугодии  2010 года наблюдалось неравномерное, восстановление уровней глобальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ).  Это дает основания для определенного, пусть и осторожного, оптимизма в отношении динамики ПИИ в краткосрочной перспективе и полного восстановления их уровня в последующий период. Из последнего доклада ООН о мировых инвестициях за 2010 год, общемировой приток инвестиций превысит  1,2 трлн. долл. в 2010  году, возрастет до 1,3-1,5  трлн. долл. в 2011  году и составит порядка 1,6-2 трлн. долл. в 2012 году [36].  Однако эти оценки будущих ПИИ сопряжены с рисками и факторами неопределенности, включая хрупкость оживления глобальной экономики. На развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приходится половина глобального притока ПИИ и четверть глобального вывоза таких инвестиций. Они играют ведущую роль в оживлении ПИИ и по-прежнему будут оставаться благоприятными объектами приложения прямых иностранных инвестиций.

       В глобальной структуре ПИИ прослеживается ряд крупных сдвигов, которые  предшествовали мировому кризису и  темп которых, по всей вероятности, будет  нарастать в краткосрочном и  среднесрочном плане.  Во-первых, как ожидается,     продолжится  рост удельного веса развивающихся  стран и стран с переходной экономикой и как объектов размещения, и как источников глобальных ПИИ. Эти страны, на которые в  2009 году приходилась почти половина притока  ПИИ, играют ведущую роль в процессе оживления ПИИ. Во-вторых, отмеченный в последнее время дальнейший спад ПИИ в обрабатывающей промышленности по сравнению с инвестициями в  сферу услуг и сектор добывающих отраслей и сельского хозяйства  вряд ли удастся переломить. В-третьих, несмотря на серьезные последствия  для ПИИ, кризис не блокировал процесс дальнейшей интернационализации производства. Что же касается нашей страны, то прямые иностранные инвестиции в 2011 году в Беларуси прогнозируются на уровне 6,4-6,5 млрд. долл. Это предусмотрено указом №596, которым утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год.

       Деятельность  по привлечению инвестиций, в том  числе и иностранных, является приоритетом  государства. Наибольший интерес для  Беларуси представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный  долг и позволяют мобилизовать и  реализовать весь потенциал зарубежного  инвестора: финансовый, производственный, интеллектуальный.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны