Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Целью данной научной работы является исследование значения иностранных инвестиций, мирового опыта привлечения ПИИ, а также характеристика и анализ инвестиционного климата Республики Беларусь и предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Исследовать понятие иностранных инвестиций и их роль в инновационном развитии Республики Беларусь;
Проанализировать статистику притока ПИИ в Беларусь, изучить проблемы, препятствующие их привлечению;
Определить направления и механизм регулирования ПИИ в нашей стране;
Предложить некоторые рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата и факторов повышения инвестиционной активности белорусских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Сущность и экономическое значение прямых иностранных инвестиций 6
1.2 Понятие привлекательного инвестиционного климата и методы его формирования 12
1.3 Мировая практика привлечения прямых иностранных инвестиций 17
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
2.1 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 23
2.2 Современное состояние и проблемы привлечения ПИИ в экономику Беларуси 30
3 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
3.1 Формирование законодательной базы и институтов, стимулирующих инвестиционную деятельность 39
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Существует
и ряд других побудительных предложений
для иностранных инвесторов. В
их числе – налоговые каникулы
и льготы, льготные импортные тарифы,
облегченные правила приема и
увольнения иностранного персонала, относительную
автономию для менеджмента
2009-2011 года характеризуются совершенствованием законодательной базы и постоянными внесениями изменений в правовую базу; отследить многочисленные изменения довольно проблематично.Проследим хронологию совершенствования законодательства с целью улучшения деловой активности в стране.
Новый земельный кодекс, принятый в 2009 году, является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.
В
2009 г. принят Декрет Президента Республики
Беларусь «О дополнительных условиях
реализации инвестиционных проектов на
территории Республики Беларусь» от 6
августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики
Беларусь «О предоставлении физическим
и юридическим лицам полномочий на представление
интересов Республики Беларусь по вопросам
привлечения инвестиций в Республику
Беларусь» от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет
предусматривает формирование трехуровневой
системы инвестиционных договоров.
На первом уровне инвестиционный договор
заключается на основании решения облисполкома
или профильного ведомства, инвестиционный
проект реализуется в рамках соответствующей
отрасли или административно-
Независимо от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного проекта. В частности, предусматривается:
Указом
№413 вводится новый институциональный
механизм осуществления инвестиционной
деятельности – инвестиционные агенты.
Статус инвестиционного агента могут
получить как юридические, так и
физические лица, способные проводить
подготовку инвестиционных проектов к
реализации, и вести переговоры с
потенциальным инвестором. Введение
данного института еще раз
свидетельствует о том, что Республика
Беларусь открыта для инвесторов
и готова к инвестиционному
Особое внимание следует уделить Директиве №4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Т.к. создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики и фактором привлечения ПИИ. Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
В
последние годы в социально-экономическом
развитии Республики Беларусь произошли
очевидные позитивные изменения
в области определения правил
ведения бизнеса, направленные на улучшение
делового климата и повышение
инвестиционной привлекательности
нашего государства. Последовательно
реализуются меры по либерализации
условий осуществления
План по реализации директивы №4 президента Беларуси «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» включает 133 мероприятия. В документ будут утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Продолжится работа по снижению и оптимизации налоговой нагрузки. В рамках утвержденного документа предусмотрен переход к уплате отчислений в инновационные фонды за счет прибыли организаций, ликвидация статуса отчислений в инновационные фонды как налогов, исключение инновационных фондов из доходной и расходной частей бюджета и определение упрощенного порядка распоряжения этими фондами. В ходе реализации плана будут разработаны и внесены предложения о создании государственного антимонопольного органа с территориальными органами, не зависящими от местных исполнительных и распорядительных органов, с полномочиями по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и контролю государственных закупок и аренды. В рамках плана мероприятий планируется также подготовить проект указа президента Беларуси о внесении изменений и дополнений в указ от 1 марта 2010 года №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». При этом планируется освобождение инвестора от уплаты арендной платы за земельные участки, занятые под строительство объектов, на период срока строительства таких объектов, а также проведения проектных работ. Субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты, в том числе по созданию объектов придорожного сервиса, будут предоставлены льготы по арендной плате за земельные участки в течение двух лет после окончания строительства таких объектов.
По
существу, подписанная директива
представляет собой программный
документ, направленный на дальнейшую
либерализацию экономики и
На
наш взгляд, данный документ является
своеобразным фундаментом дальнейшего
улучшения инвестиционного
После мирового кризиса 2009 года, в первом полугодии 2010 года наблюдалось неравномерное, восстановление уровней глобальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это дает основания для определенного, пусть и осторожного, оптимизма в отношении динамики ПИИ в краткосрочной перспективе и полного восстановления их уровня в последующий период. Из последнего доклада ООН о мировых инвестициях за 2010 год, общемировой приток инвестиций превысит 1,2 трлн. долл. в 2010 году, возрастет до 1,3-1,5 трлн. долл. в 2011 году и составит порядка 1,6-2 трлн. долл. в 2012 году [36]. Однако эти оценки будущих ПИИ сопряжены с рисками и факторами неопределенности, включая хрупкость оживления глобальной экономики. На развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приходится половина глобального притока ПИИ и четверть глобального вывоза таких инвестиций. Они играют ведущую роль в оживлении ПИИ и по-прежнему будут оставаться благоприятными объектами приложения прямых иностранных инвестиций.
В глобальной структуре ПИИ прослеживается ряд крупных сдвигов, которые предшествовали мировому кризису и темп которых, по всей вероятности, будет нарастать в краткосрочном и среднесрочном плане. Во-первых, как ожидается, продолжится рост удельного веса развивающихся стран и стран с переходной экономикой и как объектов размещения, и как источников глобальных ПИИ. Эти страны, на которые в 2009 году приходилась почти половина притока ПИИ, играют ведущую роль в процессе оживления ПИИ. Во-вторых, отмеченный в последнее время дальнейший спад ПИИ в обрабатывающей промышленности по сравнению с инвестициями в сферу услуг и сектор добывающих отраслей и сельского хозяйства вряд ли удастся переломить. В-третьих, несмотря на серьезные последствия для ПИИ, кризис не блокировал процесс дальнейшей интернационализации производства. Что же касается нашей страны, то прямые иностранные инвестиции в 2011 году в Беларуси прогнозируются на уровне 6,4-6,5 млрд. долл. Это предусмотрено указом №596, которым утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год.
Деятельность по привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для Беларуси представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора: финансовый, производственный, интеллектуальный.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста страны