Основные формы и разновидности кредита в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать понятие и формы кредита в международной торговле;
– обосновать необходимость кредитования внешней торговли;
– выявить специфику процессов кредитования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1Сущность и формы внешнеторгового кредита…………………………………..6
1.1 Понятие, классификация и роль кредитования международной торговли…..6
1.2 Коммерческий кредит…………………………………………………………...8
1.3 Банковский кредит…………..………………………………………………....10
1.4 Специфические формы международного кредита: факторинг, форфейтинг, лизинг……………………………………………………………………………......12
2 Анализ состояния и перспективы развития внешней торговли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.1 Роль международного кредита во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.2 Особенности кредитования белорусского экспорта и импорта……………..21
2.3 Проблемы и перспективы развития специфических форм внешнеторгового кредита………………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А Основные виды кредитов во внешнеэкономической деятельности и их классификация ……………………...…………………35
Приложение Б Оборот факторинга по странам за 2009 г.………………..…… 36
Приложение В Объем и структура факторинговых услуг в мировом хозяй- стве………………………………………………………………...37
Приложение Г Страны-члены Международной факторинговой сети……….....38
Приложение Д Данные по совокупному обороту факторинга для всех членов Международной факторинговой сети (МФС) в сравнении с мировым оборотом...............................................................................39
Приложение Е Основные отличия факторинга от форфейтинга………..………40
Приложение Ж Объем нового бизнеса 2004-2009 гг…………………………….41
Приложение И Объем лизингового портфеля в 2004-2009 гг…………………...42
Приложение К Распределение по видам объекта лизинга……………………....43

Работа содержит 1 файл

курсач МЭО.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

    Наиболее  перспективной сферой применения факторинговых операций в Республике Беларусь является производство продуктов питания или товаров повседневного спроса, что определяется высокой ликвидностью данного вида товаров и их низкой оборачиваемостью.

    Также среди перспективных и активно  развивающихся областей применения факторинга в Республике Беларусь выступает сфера услуг. Белорусские предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных, туристических, рекламных, телекоммуникационных услуг, а также Интернет – провайдеры, операторы сотовой связи, обратившись к услугам банка по предоставлению полного набора факторинговых услуг, могут получить ряд экономических преимуществ: ускорить оборачиваемость средств путем заблаговременной реализации долговых требований, упростить структуру баланса, сократить бухгалтерские, административные, юридические и иные расходы, связанные с взиманием дебиторских задолженностей, получением банковского кредита.

    Кроме того, для белорусских предприятий  дополнительным стимулом использования факторинга в своей деятельности выступает возможность отнесения затрат по факторинговым операциям на себестоимость, что регламентируется Положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным Министерством экономики Республики Беларусь. При использовании в качестве источника финансирования банковского кредита предприятие не получает такого рода выгоды, так как, согласно законодательству, плата по процентам за кредит не может быть отнесена поставщиком на себестоимость.

    Существенным  преимуществом факторинга перед  банковским кредитом для поставщика выступает также отсутствие со стороны  банка – фактора контроля за целевым использованием средств, переданных банком кредитору в качестве оплаты за поставленный товар (услугу), что применимо как для операций внутреннего, так и международного факторинга.

    Однако  в настоящее время существует ряд факторов, сдерживающих осу-ществление и развитие факторинговых операций в Республике Беларусь, одним из которых выступает недостаточно развитая нормативная база, регулирующая проведение как внутренних, так международных факторинговых операций.

    Кроме того, в отличие от сложившейся  мировой практики применения факторинговых операций, в Республике Беларусь банки очень редко заключают договоры факторингового обслуживания без обеспечения, что является дополнительной финансовой преградой для малых и средних предприятий при заключении договора факторинга.

    Также сдерживающими факторами применения факторинга в Беларуси выступают низкая платежеспособность субъектов хозяйствования, достаточно низкий общий уровень финансовой культуры потенциальных кредиторов и должников и падение уровня деловой активности [13].

    В Республике  Беларусь факторинговое обслуживание наиболее эффективно для мелких и средних предприятий, которые, как правило, испытывают трудности с оборотными средствами. Вследствие недоступности для них обычных рынков капитала возрастает их потребность в краткосрочном коммерческом и банковском кредитах, привлекаемых для пополнения оборотного капитала. Использование факторинга позволяет такого рода фирмам получить денежные ресурсы за поставленные товары в кратчайшие сроки после поставки и направить их снова в бизнес, что, в свою очередь, служит отличным стимулом увеличения оборотов и бизнеса  14

    Но более высокая стоимость факторинговых операций по сравнению с банковским кредитованием не является «отпугивающим фактором» для пользователей факторинга. Средние ставки по факторингу превышают средние ставки по кредитам на 4  – 12 % годовых [15]. Однако на самом деле ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса.

    Таким образом, среди основных проблем, имеющих место при осуществлении факторинговых операций в Республике Беларусь, можно выделить:

  1) Проблемы, связанные с несовершенным законодательным регулированием;

  2) Проблемы, связанные с деятельностью отечественных предприятий (неустойчивое финансовое  положение, низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и международном рынках и т.д.);

  3) Проблемы, связанные с деятельностью банков (сложности при получении факторинга, не обеспеченного залогом, недостаточное развитие маркетинга факторинговых услуг, нехватка средств для внедрения современных технологий факторингового обслуживания клиентов и другие).

    В результате вышеперечисленные проблемы привели к недостаточно высокому уровню развития рынка факторинговых услуг в Республике Беларусь.

    Форфейтинг  применяется уже в течение  ряда лет Внешторгбанком, Внешэкономбанком и некоторыми другими российскими банками.

    Форфейтинг  позволяет кредитовать экспортеров и способствует продвижению различных товаров (особенно инвестиционного назначения) в другие страны. Поскольку экономика Республики Беларусь является экспортоориентированной, форфейтинг имеет широкие перспективы развития и в банковском секторе нашей страны.

    Возникновение форфейтинга обусловлено тенденциями  развития мировой экономики: ростом экспортных операций; превышением товарного предложе-ния над спросом на мировых рынках; ростом рисков при осуществлении экс-портных операций. Главной причиной широкого распространения форфейтинга стала именно необходимость снижения рисков при проведении внешнетор-говых операций - валютных, политических, рисков неплатежей, при экспорте продукции в развивающиеся страны.

    Операции  форфейтирования опираются на правила  международного инкассо. Инкассо считается международным, если одна из сторон, участвующая в расчетах по инкассо, является нерезидентом Республики Беларусь.

    Доход банка при осуществлении форфейтинговых операций складывается из суммы процента за предоставленный кредит и комиссионного вознаграждения. Ставка кредитования в операциях по форфейтингу обычно устанавливается с учетом конъюнктуры кредитного рынка конвертируемых валют, обычно с привязкой к ставке ЛИБОР. Комиссия в практике зарубежных стран составляет от 0,75 до 1,25 % годовых от суммы обязательства, а в Республике Беларусь   – в среднем 0,75  % [8, c. 32].

    В период экономического кризиса форфейтинг приобретает особую актуальность, поскольку позволяет снизить риски неплатежей при проведении внешнеторговых операций, создать «подушку безопасности» при экспорте в страны с нестабильным экономическим положением [8, c. 3].

    Несмотря  на преимущества форфейтинга, в отличие от кредита и факторинга, он Гражданским и Банковским кодексами Беларуси практически не регламентируется. Однако операции форфейтинга белорусскими банками все же в малых объемах осуществляются, но статистические данные и динамика объемов этих операций отсутствуют. Незначительные объемы проведения форфейтинговых операций регламентируются фактически только утвержденными Национальным банком Правилами регистрации векселей банков и проведения операций с векселями. Однако пункт 72 Правил фактически ограничивает использование форфейтинга на территории республики, так как в отношении сроков и надежности векселей рекомендует отдавать предпочтение краткосрочным векселям. А поскольку форфейтинг, как правило, носит долгосрочный характер, то это обстоятельство сдерживает использование в международных расчетах данной операции   – перспективной, в первую очередь, для обеспечения информационной прозрачности и развития рынков [16, c.17].

    Лизинг  появился в Беларуси  в 1991 году вместе с первыми рыночными изменениями. Параллельно проходило становление внутреннего и международного лизинга. Первые белорусские лизинговые компании появились при банках, круг их клиентов ограничивался теми же банками и очень небольшим количеством других организаций, которые были в состоянии оценить эффективность лизинга и воспользоваться его преимуществами. В 1993 году такие компании, как "Приорлизинг", "Дукат-Лизинг", "Лотос" и другие зачинатели лизинга в Беларуси учредили "Белорусский союз лизингодателей". С этого периода лизинг в Беларуси начинает активно развиваться. Появляются независимые лизинговые компании, а с 1996 года организуются лизинговые компании при заводах  – производителях автомобилей, тракторов, станков ("МАЗ контрактлизинг, МТЗ-лизинг, Первая промышленная лизинговая компания и другие).

    В настоящее время лизинговая форма  инвестиций составляет около 1 % от общей суммы инвестиционных вложений в стране. Структура объектов лизинга: 45 %   –  компьютеры и офисное оборудование, 34 %   – промышленное оборудование, 10 %   – автомобили, 11 %   – прочее оборудование [17].

    Начиная с 1991 года, в республику стали поступать  автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, МАН, Ивеко, Скания, ДАФ. На сегодняшний день на белорусском рынке представлены все европейские заводы-производители тягачей и полуприцепов, поставляющие машины в лизинг. Фактически сформировалась новая отрасль - международные транспортные перевозки, базирующаяся в основном на лизинговом оборудовании.

    Начиная с 1994 года, европейскими компаниями в лизинг передаются машины по деревообработке, оборудование легкой промышленности. В большинстве своем эти сделки непосредственно связаны с организацией совместных или иностранных предприятий.

    Но  для успешного проведения международных лизинговых сделок необходимо учитывать белорусский менталитет, государственный режим, общую экономико-правовую обстановку, экономическое состояние страны.

    Во-первых, в Беларуси достаточно сильна государственная  власть, и налажена строгая система государственного контроля. Если белорусские предприятия-лизингополучатели неправильно уплачивают налоги или неверно оформили режим таможенного ввоза по объекту лизинга, то возможны очень серьезные штрафные санкции, которые являются платежами первостепенными. Это так называемый риск налоговой и таможенной недобросовестности лизингополучателя, может даже и непреднамеренной. Данный вид риска белорусские лизингодатели в значительной степени уменьшают, осуществляя постоянный контроль за каждым этапом движения объекта лизинга, а также за правильностью отражения в бухгалтерском учете лизинговой операции.

    Во-вторых, нормативно-правовая база Беларуси находится  на стадии становления и поэтому претерпевает частые изменения, которые могут повлиять на характер протекания лизинговой сделки. Учет этих изменений, своевременное отражение их в лизинговых договорах, в характере взаимоотношений между лизингодателем и лизингополучателем - постоянная забота белорусских лизинговых компаний. Зарубежные же лизинговые компании не всегда в состоянии отследить эти изменения и своевременно адекватно прореагировать на них. Местные же предприятия-лизингополучатели не специалисты в области лизинга, у них иные профессиональные задачи. Практика показывает, что их реакция на нормативно-правовые изменения бывает запоздалой. В силу этого, для международного лизинга велик риск изменения белорусской правовой базы.

    В четвертых, белорусский рынок за рубежом считается зоной повышенного предпринимательского риска. В силу этого, проведение лизинговых операций осуществляется с использованием различного рода гарантий. Традиционные схемы далеко не всегда обеспечивают устойчивость сделки [17].

    Но  в целом на сегодняшний день белорусский рынок лизинговых услуг растет вместе с мировым. Во всяком случае, темпы их роста сопоставимы. По разным оценкам, прирост отечественного рынка составляет от  300 млн долл.  до 500 млн долл. в год [18]. При этом большая доля сделок заключается с компаниями, работающими в строительстве и отрасли международных перевозок. Немалый процент занимает и сельское хозяйство. В настоящий момент более 80 % сельскохозяйственной техники, работающей в Минском районе, приобретено при помощи различных лизинговых схем [18].

    Одной из главных причин слабого развития финансовой аренды в Беларуси большинство экспертов считают дороговизну кредитных ресурсов и малые сроки контрактов. Стандартный договор лизинга заключается на срок от 1 года до 5 лет и предусматривает процентную ставку, объединяющую стоимость банковских кредитных ресурсов и «интерес» лизинговой компании. Самая большая проблема для развития отечественных лизинговых компаний   – рост конкуренции со стороны фирм с прибалтийскими и российскими деньгами, активно работающих на белорусском рынке[18].

    Сумма новых лизинговых сделок или объем нового бизнеса – основной показатель характеризующий динамику рынка вырос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 71 % и составил 3082 млрд руб. [19].

    За  исследуемый период объем нового бизнеса показывал стабильный рост: в 2006 году по отношению к 2005 году на 4 %, в 2007 году к 2006 году – на 38 %, 2008 году к 2007 году на 44 % и 2009 году к 2008 году на 71 % [19].

    Следует отметить, что за предыдущие годы высокими темпами росли объемы инвестиций в основной капитал, но лизинг рос темпами более высокими, что и характеризуется ростом доли лизинга в объеме инвестиций в основной капитал: в 2005 году 8,1  %, в 2006 году – 6,0 %, в 2007 году– 6,5 %, в 2008 году – 7,1 % и в 2009 году – 8,3 % [19].

    Вторым  важнейшим показателем характеризующим  степень развития рынка лизинга в стране является отношение нового бизнеса к ВВП которое соответственно составило в 2005 году – 1,7 %, в 2006 году – 1,4 %, в 2007 году – 1,6 %, в 2008 году – 1,9 % и в 2009 году – 2,4% [19] (приложение Ж).

      Одним из показателей, характеризующих стабильность развития рынка лизинга в стране является величина лизингового портфеля, которая отражает суммарную стоимость обязательств по всем договорам лизинга на конец года.  
На конец 2009 года портфель лизинговых компании страны составил 3833 млрд руб., показав рост к 2008 году на 57 % [19]. Параметром динамики развития рынка является отношение величины лизингового портфеля к новому бизнесу за отчетный год. Для молодых, динамично развивающихся рынков постсоветского пространства этот показатель обычно находится в пределах от 1,0 до 1,5 [19]. Для стабилизировавшихся рынков Западной Европы, достигших своего насыщения этот показатель находится в пределах 2,5 –  4,0 [19].

Информация о работе Основные формы и разновидности кредита в международной торговле