Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать понятие и формы кредита в международной торговле;
– обосновать необходимость кредитования внешней торговли;
– выявить специфику процессов кредитования в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1Сущность и формы внешнеторгового кредита…………………………………..6
1.1 Понятие, классификация и роль кредитования международной торговли…..6
1.2 Коммерческий кредит…………………………………………………………...8
1.3 Банковский кредит…………..………………………………………………....10
1.4 Специфические формы международного кредита: факторинг, форфейтинг, лизинг……………………………………………………………………………......12
2 Анализ состояния и перспективы развития внешней торговли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.1 Роль международного кредита во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.2 Особенности кредитования белорусского экспорта и импорта……………..21
2.3 Проблемы и перспективы развития специфических форм внешнеторгового кредита………………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А Основные виды кредитов во внешнеэкономической деятельности и их классификация ……………………...…………………35
Приложение Б Оборот факторинга по странам за 2009 г.………………..…… 36
Приложение В Объем и структура факторинговых услуг в мировом хозяй- стве………………………………………………………………...37
Приложение Г Страны-члены Международной факторинговой сети……….....38
Приложение Д Данные по совокупному обороту факторинга для всех членов Международной факторинговой сети (МФС) в сравнении с мировым оборотом...............................................................................39
Приложение Е Основные отличия факторинга от форфейтинга………..………40
Приложение Ж Объем нового бизнеса 2004-2009 гг…………………………….41
Приложение И Объем лизингового портфеля в 2004-2009 гг…………………...42
Приложение К Распределение по видам объекта лизинга……………………....43
Кредит покупателю – это в основном средне- и долгосрочный кредит, который выдается банком экспортера (или консорциумом банков) непосредственно импортеру или его банку. Этот вид кредита часто носит «связанный» характер, охватывает примерно 80 % суммы внешнеторгового контракта и может предоставляться на основе разовых кредитных соглашений или путем открытия кредитных линий. Его специфической формой выступает проектное финансирование. Оно предусматривает выдачу банком или банковским консорциумом кредита на реализацию инвестиционного проекта, который будет погашаться за счет доходов, полученных в результате осуществления этого проекта. Преимущество кредита покупателю, особенно при открытии стране кредитных линий общего назначения и кредитовании в рамках проектного финансирования, заключается в том, что импортер более свободен в выборе потенциальных поставщиков.
Банковские
кредиты в международной
– банки, как правило, ограничивают использование кредита пределами своей страны;
– часто ставится условие об использовании кредита на строго определенные цели, что придает банковским кредитам свойства фирменных.
1.4
Специфические формы
международного кредита:
факторинг, форфейтинг,
лизинг
Нетрадиционными
формами экспортного
Факторинг – это особая форма финансирования оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком фирме-фактору неоплаченных денежных требований за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним, т.е. инкассирования дебиторской задолженности клиента [3, c. 267].
Различают две основные формы факторинга: внутренний и международный. При внутреннем факторинге все участники операций факторинга являются резидентами одной страны, Если одна из участвующих сторон (поставщик, покупатель или факторинговая компания) является резидентом другой страны, факторинг признается международным.
Внутренний и международный факторинг могут быть представлены различными типами.
В зависимости от осведомленности покупателя о заключении факторингового соглашения факторинг разделяют на открытый и закрытый.
При открытом (конвенциалъном) факторинге покупатель уведомляется об участии в сделке факторинговой компании. Поставщик обычно посылает покупателю письмо, в котором последний ставится в известность о переуступке дебиторской задолженности фактору. При данном типе факторинга поставщик передает фактору юридическое право требования денежных сумм с покупателя, в результате чего фактор становится кредитором покупателя.
При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга покупатель вообще не ставится в известность о заключении договора факторинга до тех пор, пока он не нарушит условия договора купли-продажи и откажется платить. При взыскании суммы с должника (покупателя) факторинговая компания действует от имени и по поручению поставщика.
При факторинге с гарантией поставщика (с правом регресса ) поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. Фактор имеет право в случае неплатежа покупателя предъявить поставщику требование оплаты в части неоплаченных сумм.
При факторинге без гарантии поставщика (без права регресса ) риск неплатежа со стороны покупателя по уступленным требованиям несет исключительно факторинговая компания. Этот тип факторинга обеспечивает полную защиту от безнадежных долгов, возникших вследствие одобренных сделок.
Факторинговая компания также может оказывать поставщику ряд дополнительных услуг, в частности:
– проверка платежеспособности должников;
Факторинг как форма финансирования позволяет рационально управлять оборотным капиталом поставщиков и страховать значительную часть рисков, сопровождающих его коммерческую деятельность [3, с. 310].
Сферой факторингового обслуживания являются прежде всего отрасли экономики, где в силу специфики продукции и технологии ее производства функционируют средние и мелкие предприятия, а также создаются конкурентные условия про изводства и осуществления продаж. Важнейшими «факторабельными» отраслями являются: легкая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, транспорт, электротехническая, пищевая, мебельная и полиграфическая отрасли.
Как правило, основными ограничениями для проведения факторинговых операций являются: узость платежеспособного спроса на продукцию (нестандартная или узкоспециализированная продукция); невозможность определения точной суммы дебиторской задолженности (при предоставлении скидок в зависимости от объема продаж) и сроков ее погашения (при продажах на условиях консигнации); повышенный кредитный риск (при работе поставщика с субподрядчиками) [3, с. 314].
Мировой рынок факторинга в настоящее время является значительным сегментом сектора финансовых услуг мировой экономики. Объем факторинговых услуг в мировом хозяйстве в 2009 г. составил 1 325,1 млрд евро [4] (приложение Б). ). Рынок факторинговых услуг — быстрорастущий рынок. С 1995 по 2004 г. объем факторинга увеличился в 3,4 раза [3, с. 337], а с 2004 по 2009 – в 1,54 раза [5], хотя темпы прироста в 2009 году составили всего лишь 2 % [5], а в предшествующие годы были не ниже 10,0 % (приложение В).
Ведущая роль принадлежит внутреннему факторингу. На его долю приходится 86,7 % объема услуг [5]. Однако характерной тенденцией последних лет является быстрый рост международного факторинга: не ниже 20 % за каждый год [5].
Важной тенденцией развития мирового рынка факторинговых услуг является объединение факторинговых компаний в ассоциации — крупнейшие факторинговые сети. Самой крупной сетью является «Factors Chain International» (FCI). Она объединяет 236 факторинговых компаний в 65 странах мира [6] (приложение Г). Штаб-квартира FCI находится в г. Амстердаме. На долю FCI в 2009 г. приходилось 57,2 % [5] мирового оборота факторинга и почти 82 % [5] объема международного факторинга (приложение Д).
Характерной тенденцией последних лет в структуре используемых продуктов был быстрый рост факторинговых операций без права регресса и дисконтирования счетов-фактур, снижение операций простого инкассирования (приложение Д).
Таким образом, развитие современного мирового рынки факторинговых услуг характеризуется рядом важных тенденций, отражающих высокие темпы роста рынка, качественные изменения в составе услуг, их региональной и страновой структуры, формирование национальных и международных факторинговых ассоциаций – факторинговых сетей, а также методов осуществления операций факторинга.
Преимущества факторинга сводятся к следующему:
1) фактор импортера осуществляет профессиональную экспертизу рынка покупателя и его финансового состояния, что позволяет экспортеру отслеживать состояние дел партнера и соответственно избегагь больших финансовых проблем;
2) работа с импортером ведется на его родном языке, в его собственном временном поясе, в соответствии со сложившейся в этой стране деловой практикой и обычаями ведения бизнеса;
3) фактор импортера имеет доступ к местным источникам финансовой информации; его собственный опыт основан на истории обслуженного им портфеля дебиторской задолженности;
4) экспортер может предложить своим контрагентам наиболее выгодные для них условия платежа по открытому счету, так как рассчитывает на то, что кредитный риск будет качественно определен и инкассиронание выручки также будет осуществляться наиболее эффективным образом;
5) факторы импортера могут оказать помощь в решении спорных вопросов между контрагентами;
6)существует значительная конкуренция между факторинговыми компаниями, что позволяет экспортерам выигрывать на согласовании ценовых условий предлагаемых услуг.
К недостаткам операций международного факторинга можно отнести следующие:
1) сети факторинговых компаний охватывают далеко не все страны мира;
2) факторы импортера часто проявляют слишком консервативным подход при принятии решений об установлении кредитных линий;
3) участие дополнительных посредников (двух факторов) привод и I к задержкам в расчетах;
4) не гарантируется одинаковый уровень обслуживания у разлит ных факторов-корреспондентов;
5) сложность системы расчетов [7, с.715].
В целом международный факторинг является эффективным конкурентным механизмом финансирования торговли и обеспечения расчетов. Международный факторинг предлагает малым и средним предприятиям практичную и эффективную стратегию проникновения на мировой рынок. Предоставляя необходимую защиту экспортерам, а также увеличивая возможности расчетов по открытому счету для их партнеров-импортеров, факторинг создает солидную основу развития торговых отношений.
Одной из самых новых кредитных услуг, оказываемых банками своим клиентам, является форфейтинг (от франц. а forfait - «целиком, общая сумма»), что означает отказ от прав. Форфейтинг представляет собой специфическую форму кредитования экспортеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцептованных импортером, без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтинг применяется как способ кредитования внешнеэкономических операций и является формой трансформации коммерческого кредита в банковский.
В практике международной торговли форфейтинг используется как один из альтернативных методов финансирования внешнеторговых операций.
Продавцом (форфетистом) в них обычно выступает экспортер, который выполнил свои обязательства по контракту и стремится быстрее инкассировать расчетные документы импортера с целью получения наличных денежных средств. Покупателем (форфейтером) традиционно является банк или специализированнная форфейтинговая компания. Банк-покупатель берет на себя риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса этих документов к экспортерам. При этом форфейтер покупает долговые требования с дисконтом, составляющим сумму процентов за весь срок, оставшийся до их погашения.
Историческим предшественником форфейтинга является факторинг, который возник в связи с деятельностью торговых агентов. В период становления и бурного развития рыночных отношений роль посредников в торговле, особенно во внешней, существенно возросла. Функции посредников-факторов не ограничивались исключительно реализацией товаров, производимых принципалом, но и включали, как правило, предоставление ему денежных авансов и кредитование производства. В последующем факторы отказались от коммерческих функций и стали специализироваться на операциях прямой покупки у поставщика его платежных требований, выставленных на покупателей (счетов-фактур). Таким образом торговая деятельность транс-формировалась в финансовую по предоставлению и гарантированию кредита и стала составной частью деятельности коммерческих банков [3, c.277].
Операции форфейтинга в определенной мере аналогичны операциям факторинга, но имеют и существенные отличия (приложение Е).
Во-первых, данные операции различаются по срокам. Если факторинг носит краткосрочный характер (обычно 60 – 180 дней), то форфейтинг является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования. Во-вторых, в отличие от факторинга, форфейтинг применяется только по внешнеторговым операциям. В третьих, при факторинге финансирование осуществляется обычно примерно на 80 % суммы приобретаемых долговых требований, а при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму долга. В четвертых, при факторинге банк обычно сохраняет право регресса, а при форфейтинге - однозначно нет. В пятых, в отличие от факторинга, форфейтинг носит разовый характер и поэтому не предусматривает оказания дополнительных услуг экспортеру [8, c. 30].
В форфейтинговых сделках долговое обязательство импортера может принимать форму простых или переводных векселей, срочных аккредитивов или аккредитивов с отсрочкой платежа.
Информация о работе Основные формы и разновидности кредита в международной торговле