Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы на современном этапе стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……………… 4
1.1 Сущность международной трудовой миграции: основные виды, показатели и причины……………………………………………………………….. 4
1.2 Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы …………………………………………………………………………….. 7
1.3 Влияние миграции на экономику стран – экспортеров и импортеров рабочей силы……………………………………………………………………. 10
2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………….. 14
2.1 Механизм регулирования миграционной политики на межгосударственном уровне…………………………………………………………………… 14
2.2 Особенности миграционной политики отдельных стран…………... 19
3 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……. 26
3.1 Регулирование международной миграции в России на национальном уровне……………………………………………………………………………. 26
3.2 Проблемы и перспективы выхода России на международный рынок труда....................................................................................................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 44
Что касается последствий для страны в целом, то в последние годы развернулась широкая дискуссия по проблеме концептуальных подходов к регулированию миграции в Российской Федерации. Концепция регулирования миграционных процессов была одобрена Правительством РФ в 2003 г. Хотя в Концепции обозначены основные проблемы и основные направления деятельности по их решению, она не привела к значительному улучшению ситуации.
В соответствии с международными стандартами и взятыми обязательствами в России на сегодняшний день выработан ряд законодательных и подзаконных актов. Практика применения законодательства показывает, что ряд нормативных документов в нынешней миграционной ситуации утратили свою значимость, некоторые из них вошли в противоречие друг с другом, имеющиеся в законодательстве пробелы затрудняют регулирование миграционных отношений.
Международная миграция стала для многих россиян, особенно в регионах, реальным средством выживания в новых экономических условиях. На рынке трудоустройства россиян за рубежом действуют преимущественно частные посредники – коммерческие фирмы по трудоустройству и туристические агентства и нелегально действующие частные лица. В отличие государства коммерческие структуры гораздо более гибко реагируют на предложение со стороны зарубежного работодателя и на спрос со стороны российских трудовых мигрантов. Однако часто деятельность посредников носит неофициальный характер из-за несовершенства российского законодательства. Порой бизнес ведется вне всяких этнических норм – присутствует прямой обман граждан, выезжающих за рубеж на работу. Стратегия бизнеса многих посредников построена на максимизации прибыли в короткие сроки, они не несут ответственности за судьбу россиян, выехавших за границу [4,с.243].
Трудовая эмиграция из России имеет самые неоднозначные последствия. Главный экономический эффект, который получает от трудовой миграции Россия – это денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом. По статистике Банка России, за 2008 год в РФ через системы денежных переводов и почту в пользу физических лиц поступило 10,2 млрд.долл.: из стран дальнего зарубежья 8 млрд.долл., а из стран СНГ – около 2 млрд.долл. По числу трудовых мигрантов из России в последние годы выделяются Кипр, США, Япония, Мальта, Греция. Среди стран СНГ лидируют Казахстан, откуда в Россию пришло 835 млн.долл., Узбекистан (249 млн.долл.), Украина (196 млн.долл.) [12,с.23].
Однако для России денежные переводы мигрантов из-за рубежа не играют принципиальной роли для развития экономики. Как правило, они тратятся домохозяйствами мигрантов на текущее потребление, что стимулирует рост некоторых отраслей национальной экономики. Это отрасли, производящие товары повседневного спроса (пищевая, сектор услуг) или ориентированные га строительство жилья.
Среди позитивных социальных последствий для России можно отметить возможность приобретения работниками за рубежом более высокой квалификации, получение новых знаний, овладение новыми технологиями в сфере профессиональной деятельности. Российская диаспора выполняет важные социально-экономические функции. Это разработка и продвижение проектов в сфере бизнеса, торговли, научно-технического сотрудничества, образования, социальной поддержки населения. Диаспора пропагандирует российскую культуру и русский язык в странах своего проживания. Во многих странах весом ее вклад в развитие спорта, искусства, науки и образования. Все это влияет на формирование позитивного имиджа России за рубежом.
Негативные аспект – во многих случаях мигранты вынуждены заниматься деятельностью, которая непосредственно не связана с их уровнем образования и профессией. Большой урон российской экономике в сфере науки и технике нанес массовый выезд за границу высококвалифицированных специалистов. Общие потери России от «утечки мозгов» в первой половине 90-х гг. равнялись ежегодно от 25 до 33 млрд.долл.
В последние годы определилась тенденция к возвращению человеческого капитала, покинувшего страну в 90-е гг. Этот процесс особенно важен для ускорения роста и производительности труда в сфере услуг, прежде всего в области информационных технологий и финансовом секторе [7,с.326].
Сложившаяся
демографическая тенденция
В результате демографического старения доля лиц старше 60 лет увеличится с 18% в 2000г. до 26% в 2025г. Изменение количественных соотношений между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на рынок рабочей силы. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения населения на территории России. [8,с.332]
Россия занимает одно из первых мест в мире по объемам денежных средств, как получаемых ее гражданами из-за рубежа, так и отправляемых из нее в другие страны. В 2007 г. гастарбайтеры отправили домой из России 11,4 млрд.долл. Это пятый по величине показатель в мире после США, Саудовской Аравии, Швейцарии и Германии. При этом ушло денег из России почти в три раза больше, чем поступило – 30 млрд. долл. Активнее всего деньги отправлялись на Украину (1,9 млрд.долл.), в Узбекистан (1,69 млрд.долл.), Таджикистан (1,67 млрд.долл.), Армению (1 млрд.долл.). Стоит отметить, что в России наблюдается высокий процент мигрантов из этих стран [13,с.32].
Страны СНГ, будучи основным источником формирования внешней миграции рабочей силы в Россию, заинтересованы в координации миграционной политики и обеспечении более свободного движения рабочей силы внутри Содружества. Россия, как и другие его члены активно участвуют в международном миграционном обмене. Россия вышла на второе место в мире после США по числу мигрантов намного опередив Германию. Общий объем ежегодно прибывающих на ее территорию иностранных граждан составляет в среднем 21-23 млн. человек, где 80% мигрантов – это граждане из стран СНГ [12,с.24].
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. поставил задачу совершенствования миграционной политики, где приоритетом остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников.
От
того, насколько Российская Федерация
справится с задачей
Одним из выходов здесь является привлечение
в Российскую Федерацию на постоянное
место жительства соотечественников из-за
рубежа, тем более что за пределами России
проживают порядка 25 миллионов соотечественников,
большинство из которых - этнические россияне.
Новый порядок миграционного учета создает систему, которая снимет излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наиболее остро нуждается наша экономика. Одновременно с этим государственные органы получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации. С другой стороны, на различные стороны жизни общества продолжает сказываться негативное воздействие нелегальной миграции [14].
В связи с открытостью границ нелегальная миграция в нашу страну возрастает. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:
-
как уже отмечалось, несовершенство
российского законодательства
-
слабость и неэффективность
-
специфика евразийского
-
возросший с начала 90-х гг.
удельный вес теневой
Численность нелегалов в России в начале 21 века оценивается от 3 млн. до 10 млн. человек. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду негативных последствий:
- возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов;
-
нарастание межнациональных
-
активное участие части
Исходя из вышеперечисленных последствий нелегальной миграции, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу значительно упрощаются, возникает необходимость в адекватных правовых мерах воздействия на нарушителей установленных миграционных правил.
В этих целях принят Федеральный закон № 189 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации)».
Эти
изменения призваны оказать воздействие
на работодателей, привлекающих и использующих
труд иностранных работников в нарушение
утвержденных правил, установить ответственность
за нарушение правил миграционного учета
иностранных граждан [15].
3.2 Проблемы
и перспективы выхода России на международный
рынок труда
Вхождение
России как равноправного партнера
в мировое экономическое
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» в1991 г. всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2009 г. может достигнуть 35 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны [11,с.26].
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Так что миллионы выезжающих работников из России - это пока только прогноз и предположения. (Приложения А,В)
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж, к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок труда;
- минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
- уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглаше
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. росс Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры [10,с.33].
Информация о работе Миграция рабочей силы на современном этапе