Миграция рабочей силы на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы на современном этапе стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……………… 4
1.1 Сущность международной трудовой миграции: основные виды, показатели и причины……………………………………………………………….. 4
1.2 Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы …………………………………………………………………………….. 7
1.3 Влияние миграции на экономику стран – экспортеров и импортеров рабочей силы……………………………………………………………………. 10
2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………….. 14
2.1 Механизм регулирования миграционной политики на межгосударственном уровне…………………………………………………………………… 14
2.2 Особенности миграционной политики отдельных стран…………... 19
3 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……. 26
3.1 Регулирование международной миграции в России на национальном уровне……………………………………………………………………………. 26
3.2 Проблемы и перспективы выхода России на международный рынок труда....................................................................................................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

международна ямиграция рабочей силы на соврменном этапе.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     Также правительством была выдвинута следующая  инициатива. Летом 2002 г. власти страны вынесли на рассмотрение парламента законопроект об иммиграции и гражданстве, в котором предлагалось  ввести «протекционистские зоны», в которых закреплены основные элементы безопасности самих беженцев. Однако большинство лидеров стран ЕС, одобрив ту идею, что нужно наладить процедуру возвращения на родину мигрантов, которым было отказано в предоставлении убежища, тем не менее, отказались выделить средства на создание «протекционных зон».  Швеция и Германия, принявшие в штыки  британский план, обосновали это тем, что «протекционные  зоны» будут восприниматься общественностью как «концентрационные лагеря». Не получив поддержки от ЕС, британское правительство заявило, что берётся  собственноручно осуществить свой план.

     Можно указать на некоторые общие тенденции  в развитии современных процессов  миграции, которые так или иначе  будут определять дальнейшую политику ЕС. Это, во-первых, их глобализация. Если в послевоенное время страны реципиенты принимали в основном мигрантов из бывших колоний, что хоть как-то ограничивало привносимое ими культурное многообразие, то сегодня европейские страны вынуждены иметь дело с мигрантами со всего мира. А принимая их, вынуждены согласовывать свою национально-государственную политику с необходимостью разрабатывать культурные стратегии. И во-вторых, резкое увеличение объёмов и скорости миграционных потоков делает более проблематичным их контроль,  ведение статистики, а так же проведение границ между «своими» и «чужими», мигрантами и беженцами и т.д. Уже этого вполне достаточно для того, чтобы серьёзно заняться  разработкой стратегий управления причинами, а не последствиями массовой миграции.

     Однако  до сих пор ЕС не выработал единой политики в отношении  мигрантов, их прав и обязанностей, что серьезно затрудняет взаимоотношения между государствами. Вопрос о методах и инструментах по  управлению причинами миграции в странах донорах по-прежнему остаётся открытым. Его решение достижимо только на пути согласования  национальных традиций европейских стран, но и тщательного анализа социо-культурной среды тех регионов, откуда прибывают мигранты [10,с.18].

     В США, например, в соответствии с законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционного законодательства;  министерство труда определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов  вразрез с интересами сокращения безработицы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения).

     В соответствии с законами США въезд  в страну закрыт:

     - иностранцам, которые имеют заразные  болезни, психические заболевания, представляющие опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами; 

     - иностранцам, осужденным в связи  с уголовным преступлением, имевшим в прошлом две и более судимостей с общим сроком приговора более  пяти лет лишения свободы;

     - иностранцам, целью въезда которых  в США являются шпионаж, саботаж, нарушения правил экспорта, участие в террористических акциях; иностранцам, занимающимся геноцидом;

     - иностранцам, которые не получили  разрешения Департамента труда  на занятие квалифицированной  или неквалифицированной работой  в США,  и иностранцам, окончившим иностранные медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США на право занятия врачебной деятельностью;

     - иностранцам, депортированным из  США в течение последнего года, которые пытались получить визу путем подлога или искажения информации, которые помогли другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона [4,с.257].

     В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-экспортерами и странами-импортерами.

     В заключении второй главой можно сделать следующие выводы:

     Во-первых, государственное   регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

     Во-вторых,   на современном этапе основные миграционные потоки устремлены из стран менее развитых в более развитые, где центром притяжения становятся в основном страны Европейского Союза и США.  Что касается Европейского Союза, то как таковой миграционной политики не существует на данный момент. Поскольку развитие единого европейского рынка очень  во многом зависит от свободы передвижения и мобильности трудовых ресурсов, успех или неудача в согласовании миграционных политических практик станет своеобразным тестом для идеи Европы без границ. Станет ли проблема миграции камнем преткновения, покажет ближайшее будущее. 
 
 
 
 

3. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 
 

     3.1 Регулирование международной миграции в России на национальном уровне 

     Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

     На  современном этапе миграционной службой разрабатывается программа «Соотечественники», целью которой выступает содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации. Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

     С 2007 года значительно возросла численность иностранных рабочих, прибывающих в Российскую Федерацию. Есть территории, где поток мигрантов увеличился еще более чем в 3-4 раза, по сравнению с прошлым периодом. Многие трудовые мигранты покидают территорию РФ, выезжают в другие государства или просто переходят границу, которая не везде обустроена, для того, чтобы затем вернуться, получить миграционную карту с соответствующей отметкой, и далее действуют в соответствии с новым миграционным законодательством [14].

     Это свидетельствует о том, что трудовые мигранты стремятся легализоваться самостоятельно, не полагаясь на работодателей. Ими движет желание находиться в правовом миграционном поле, подталкивают к добровольной легализации и те изменения в законодательстве, которые были приняты летом 2006 года.

     В предыдущие годы тормозом к легализации  трудовых мигрантов была их регистрация. В течение трех дней иностранный рабочий должен был зарегистрироваться в территориальных органах ФМС России по месту пребывания.

     В июле 2006 года был принят «закон о миграционном учете, упростивший процедуру регистрации мигрантов». Им введены два понятия: регистрация по месту проживания и миграционный учет по месту пребывания. Трудовые мигранты подпадают под миграционный учет по месту пребывания. Его преимущество состоит в том, что трудовой мигрант может быть поставлен на учет необязательно по адресу жилого помещения, — он может быть зарегистрирован по месту своей будущей работы, юридическому адресу работодателя, заказчика работ (услуг). Такой подход сразу снимает много проблем. Сам трудовой мигрант не идет в миграционную службу для постановки на миграционный учет — это делает принимающая сторона, в качестве которой может выступать российский гражданин, или постоянно проживающий на территории РФ иностранец [15].

     Значительно упрощена процедура получения разрешения на работу. Закон № 110 отменил для работодателей необходимость получения разрешительных документов на привлечение и использование иностранных работников, прибывающих в РФ из государств с безвизовым порядком въезда. Это касается всех государств СНГ, за исключением Грузии и Туркмении, с которыми установлен визовый порядок въезда

     Мигранту  не имеют права отказать в выдаче разрешения на работу, если он представил в полном объеме те документы, которые  требуются, за исключением случаев, когда в субъекте РФ исчерпана выделенная квота на выдачу разрешений на работу или им представлены фальшивые документы.

     В соответствии с российским законодательством  трудовой мигрант из государства с безвизовым порядком въезда, получивший разрешение на работу, обязан в течение 90 дней с даты пересечения государственной границы заключить трудовой или гражданско-правовой договор, иначе он должен покинуть территорию РФ. Если такой договор заключен на срок свыше 3 месяцев, трудовой мигрант обязан предоставить медицинскую справку об отсутствии у него различных инфекционных заболеваний и сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

     Практика  первых месяцев применения этого  требования выявила ряд проблем: огромные очереди в государственных  учреждениях здравоохранения — только они могут предоставлять такие справки — и высокий уровень инфекционных заболеваний у первой тысячи обследованных мигрантов в Москве [11,с.15].

     По  мнению специалистов Управления внешней  трудовой миграции ФМС России, необходимо внести изменения в федеральный закон, касающийся представления медицинской справки одновременно с другими документами при получении разрешения на работу. В ряде субъектов РФ обстановка по заболеваемости довольно напряженная, поэтому там на местном уровне принимают нормативные акты, обязывающие мигрантов или пройти дополнительное медицинское обследование, или представлять справки об отсутствии социально значимых заболеваний значительно раньше того срока, который указан в законе.

     С учетом этого очень актуальна проблема организованного привлечения трудовых мигрантов. На примере Таджикистана служба намерена разработать инфраструктуру в сфере миграции, которая будет заниматься вопросами трудоустройства мигрантов. Без решения этой проблемы двигаться дальше невозможно, в противном случае Россия получит еще более глубокую деформацию рынка труда, большое количество нелегалов со всеми вытекающими отсюда последствиями [10,с.13].

     С 2007 года в Российской Федерации введена  квота на выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам, прибывшим из государств с безвизовым порядком въезда, — 6 млн. человек. Но вряд ли она будет выполнена, потому что даже активизация легализации не приведет к тому, что в России будут трудиться 6 млн. зарегистрированных мигрантов. К сожалению, затягивается ее распределение по субъектам РФ — до сих пор не принято соответствующее постановление Правительства РФ. Тем не менее есть надежда на то, что такое постановление появится в скором времени, и при выдаче разрешений на работу органы ФМС России будут учитывать установленную квоту по каждому субъекту РФ.

     Новыми  законами предусматривается оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. Впервые этот показатель будет рассчитываться за 2007 год. Минздравсоцразвития России в настоящее время разрабатывает соответствующую методику. С ее принятием можно будет предметно оценить привлечение и использование иностранной рабочей силы в развитие территорий и различных видов экономической деятельности [11,с.17].

     Острой  проблемой стала легализация  нелегалов, живущих в РФ по многу лет. ФМС России подготовила методические рекомендации, которые позволят легализовать таких людей. В настоящее время проект методических рекомендаций направлен в Минюст России. Если он получит одобрение, то при оформлении разрешений на работу таким трудовым мигрантам будет осуществляться их легализация. В этом случае нелегальному трудовому мигранту будет достаточно заплатить штраф в 2000 руб. за нарушение режима пребывания в России.

Информация о работе Миграция рабочей силы на современном этапе