Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы на современном этапе стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……………… 4
1.1 Сущность международной трудовой миграции: основные виды, показатели и причины……………………………………………………………….. 4
1.2 Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы …………………………………………………………………………….. 7
1.3 Влияние миграции на экономику стран – экспортеров и импортеров рабочей силы……………………………………………………………………. 10
2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………….. 14
2.1 Механизм регулирования миграционной политики на межгосударственном уровне…………………………………………………………………… 14
2.2 Особенности миграционной политики отдельных стран…………... 19
3 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……. 26
3.1 Регулирование международной миграции в России на национальном уровне……………………………………………………………………………. 26
3.2 Проблемы и перспективы выхода России на международный рынок труда....................................................................................................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 44
Первым
этапом регулирования миграционных
процессов можно считать
Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т. е. из стран, не входящих в Европейский Союз).
Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов) [2,с.341].
При определении квоты
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Перечень
желательных иммигрантов
- работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, муниципальные рабочие;
-
специалисты для новых и
-
представители редких
- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи;
-
крупные бизнесмены, переносящие
свою деятельность в
Проблемами
государственной иммиграции занимаются
государственные институты
Ограничительные инструменты иммиграционной политики:
- качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности;
- введение возрастного ценза для въезжающих;
- проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;
- ограничения политического характера;
- прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии;
- ограничение времени работы в стране;
- запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено;
- национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;
- система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.
Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.
Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).
Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания [9,с.13].
Основными направлениями эмиграционной политики государств выступают: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
- жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
- лимитирование выдачи загранпаспортов;
- запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;
- проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
2.2
Особенности миграционной
В современном мире ряд стран, в том числе Россия, придерживаются различными методами регулирования миграционных потоков.
Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т. е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.
Проблема миграции, выдвинувшаяся на первый план общеевропейской политики в последнее десятилетие, имеет давнюю историю. Если в начале прошлого века Европа стала источником «белой» миграции, с помощью которой осваивались новые колониальные территории, то в начале века нынешнего происходят обратные процессы — мигранты переселяются в Европу.[10,с.16]
Сегодня, когда существует столь много причин, вынуждающих иммигрантов покинуть родину (кроме гастарбайтеров значительную часть иммигрантов составляют именно политические беженцы, жертвы региональных конфликтов и т.д.), некоторые европейские страны прибегают к таким радикальным мерам как полное закрытие границ для иммигрантов, как это делала, например, Норвегия. Однако, для большинства стран Европы это просто невозможно в силу тех экономических и дипломатических договоренностей, что они установили со странами источниками миграционных потоков.
Однако помимо экономических, существуют и другие причины, вследствие которых большинство государств западной Европы не закрывает наглухо свои границы для беженцев и разного рода вынужденных переселенцев. Речь идет о не менее важных в этом отношении правах человека, которые прописаны в таких международных договорах как Женевская Конвенция и Европейская конвенция по правам человека. Именно эти документы, как правило, удерживают большинство европейских стран от полного закрытия тех «щелей», через которые размываются монолиты их национальных культур. Именно благодаря принципу прав человека миграция в Европу продолжилась и после того, как послевоенный рынок труда был насыщен. Более того, проблема иммигрантов носит различный характер и решается по-разному в разных городах внутри одной страны. Однако везде эта проблема, как правило, упирается в вопрос о гражданстве. И даже там где система гражданства не налагает жестких ограничений в отношении некроеных граждан на доступ к общественным ресурсам, этнические меньшинства не допускаются к процессу принятия решений (это касается таких важных вопросов как программы жилищного строительства, образовательные программы, культурная политика и т.д.) Все это если и не подрывает, то, по крайней мере, проблематизирует статус исконной демократичности западноевропейских государств. Сегодня гражданин какой-либо страны ЕС уже не является иностранцем в любой другой стране Евросоюза. Исчезновение внутренних границ ЕС требует выработки единой политики по отношению к иммиграционной проблеме от стран, в которых сложилось далеко не одинаковое отношение к иммигрантам того или иного происхождения. А между тем эта политика должна включать в себя решение визового вопроса, проблемы нелегальной иммиграции, тесно связанной с проблемами наркомании и терроризма [8,с.317].
В ряде европейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.
Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.
К кандидатам на временную работу, например, в Германии в целях повышения профессиональной квалификации и языковых знаний предъявляются следующие требования: законченная профессиональная подготовка или сопоставимые профессиональные навыки, опыт работы по специальности не менее двух лет, возраст не моложе 18 и не старше 40 лет, здоровье, отвечающее известным медицинским требованиям. Необходимо достаточное знание немецкого языка. В настоящее время требуются: инженеры-строители и рабочие-строители всех специальностей, работники гостинично-ресторанного хозяйства, медицинские сестры, пекари.
Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т. к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране. Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профессиональной подготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса Марокко, Португалии, Мали, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации [3,с.174].
Миграционная политика, которую пытается развернуть Великобритания, заслуживает особого внимания, поскольку в ней содержится национально-государственное представление о том, каким должна быть эта политика в рамках всего ЕС. В отличие от общеевропейских инициатив, эта политика предлагает куда более радикальные решения проблемы. Языковые связи, наличие родственников, сложившиеся общины и сохраняющаяся возможность получать бесплатное жилье по-прежнему делают Великобританию желанной для иммигрантов из Азии, Африки и Ближнего Востока. План, разработанный в Великобритании, предполагал создание центров по обработке данных о переселенцах и их прошений на окраинах Евросоюза в таких странах как Албания, Болгария или Румыния, через которые в Европу попадает основная доля мигрантов. Предполагалось, что тем, чьи прошения будут удовлетворены, будут предоставлены условия для поселения. Остальные беженцы согласно плану должны переправляться в «зоны международной протекции», специально созданные для этого лагеря в районе, откуда происходит массовая миграция. Такие региональные зоны предполагалось создать в Турции, Албании, Украине, Иране, Ираке, северном Сомали и Марокко [6,с.116].
Информация о работе Миграция рабочей силы на современном этапе