Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы на современном этапе стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……………… 4
1.1 Сущность международной трудовой миграции: основные виды, показатели и причины……………………………………………………………….. 4
1.2 Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы …………………………………………………………………………….. 7
1.3 Влияние миграции на экономику стран – экспортеров и импортеров рабочей силы……………………………………………………………………. 10
2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………….. 14
2.1 Механизм регулирования миграционной политики на межгосударственном уровне…………………………………………………………………… 14
2.2 Особенности миграционной политики отдельных стран…………... 19
3 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……. 26
3.1 Регулирование международной миграции в России на национальном уровне……………………………………………………………………………. 26
3.2 Проблемы и перспективы выхода России на международный рынок труда....................................................................................................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 44
На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами. Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Специалисты считают первым среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.
В конце 70-х гг. центром притяжения рабочей силы стали богатые нефтедобывающие страны Арабского Востока. В середине 80-х гг. численность иммигрантов во многих из них превышала численность коренного населения. В отличие от индустриальных стран политика этих государств противоречива. Они стремятся использовать иммигрантов для индустриализации и модернизации, допуская при этом прирост излишнего населения [7,с.321].
Для конца 80-х – начала 90-х гг. были характерны кардинальные политические и экономические изменения, особенно в государствах Центральной и Восточной Европы, которые наряду с открытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Востока и Запада вызвали к жизни мощные миграционные потоки.
В 80-90-е гг. наряду с Западной Европой возникают и другие центры притяжения иностранных рабочих, появление которых знаменует новые моменты в международных миграциях, а именно – трудовую миграцию. Из одних развивающихся государств в другие, перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны, что в целом характерно для международных миграций в прошлом. Такие центры образовались на Ближнем и Среднем Востоке (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Ливия и др.), в Латинской Америке (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония) и на юге Африки (ЮАР). [5,с.223]
В течение десяти лет с 1990 по 2000 год число мигрантов в мире увеличилось на 21 миллион человек. Общий чистый прирост численности мигрантов имел место в более развитых регионах. В Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии в целом общая численность мигрантов возросла на 23 миллиона человек, или на 28 процентов. В течение последнего десятилетия численность мигрантов в Северной Америке возросла на 13 миллионов человек, в то время как в Европе численность этой группы населения увеличилась на 8 миллионов [7,с.323].
Что касается существенного потока из стран СНГ В 1990-х годах, вследствие коренных преобразований социальных, экономических и политических институтов, строительства национальных государств на постсоветском пространстве, Россия пережила невиданный всплеск иммиграции из этих стран и стран Балтии. В 1991-2000 гг. в Россию прибыло из этих государств 6,9 млн. человек, а миграционный прирост составил 3,8 млн. человек, что существенно выше, чем в предшествующее десятилетие. Также основные потоки рабочей силы из стран СНГ были направлены в промышленно-развитые страны.
За
последнее десятилетие число
мигрантов с каждым годом увеличивается,
в международном потоке миграции рабочей
силы выделяется современный этап: из
промышленно развитых стран в развивающиеся, представляющий
собой сравнительно небольшой поток квалифицированных
кадров из стран Европы и Северной Америки
в Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию
и т.д. (Приложение В)
1.3
Влияние миграции на экономику
стран – экспортеров и
Международная миграция рабочей силы - явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Выбор места работы и проживания - право каждого человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения. Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового и производственного назначения. Многие государства-экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.)
В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германии , Японии, Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата [6,с.94].
С теоретической точки зрения доходы страны – экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретая опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры. Иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми [5,с.325].
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
- обостряется ситуация на национальном рынке труда; вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и «отрицательный» ущерб:
-
рабочая сила, на воспроизводство
которой были затрачены
- за границу уходит наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику;
-
отток научно-технической
-
массовый отъезд молодых людей,
В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.
Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом. Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов» превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза [4,с.333].
В заключении первой главы можно сделать следующие выводы: процессы международной трудовой миграции - это наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. Но, наряду с ними, существуют и развиваются все новые и новые его формы. В частности, использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи (без непосредственного перемещения рабочей силы через границу) и другие. В результате развития международного рынка труда происходит все более тесное вплетение в мирохозяйственные связи тех стран, которые еще не достигли высокого уровня экономического и технического развития и участвуют в международных экономических отношениях в основном за счет экспорта рабочей силы. Одновременно происходит освоение рабочей силой этих стран современных технологий, передовых навыков труда, что способствует сглаживанию различий в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.
Международные миграционные потоки за несколько десятилетий возросли в 40 раз, в перспективе рост миграции будет только усиливаться.
Что
касается последствий международной
миграции для стран - импортеров рабочей
силы, то они заключаются в следующем:
дополнительные и более молодые трудовые
ресурсы готовы работать в сложных условиях
за более низкую оплату. Страны – экспортеры
получают следующие выгоды: увеличение
занятости и денежные переводы мигрантов,
поддерживающие их семьи и дающие валютные
доходы в платежном балансе стран – экспортеров.
В то же время они теряют наиболее активные
трудовые ресурсы.
2. МИГРАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА СТРАН МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА
РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1
Механизм регулирования
На
современном этапе мировое
Миграционные процессы оказывают огромное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
В
настоящее время в странах-
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития) [1,с.267].
В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
Информация о работе Миграция рабочей силы на современном этапе