Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка
МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.
37. Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о разделе продукции. Концессии.
Россия заинтересована
в иностранных инвестициях как
в предпринимательс-кой форме (прямые
и портфельные инвестиции), так
и в ссудной (кредиты, компенсации,
лизинг и др.). Иностранный капитал
в РФ по закону «Об иностранных
инвестициях» привлекается к освоению
природных возобновляемых природных ресурсов.
При этом допускается участие в добыче
полезных ископаемых на основе специального
перечня месторождений. Законодательство
РФ допускает раздел продукции, произведенной
на предприятиях с участием иностранного
капитала, т. е. определяется общий объем
поставок на внутренний рынок в соответствии
с основным договором о концессии для
иностранного инвестора. Из-за потенциальной
емкости рынка, дешевой и квалифицированной
рабочей силы, богатых природных ресурсов,
значительного научно-технического потенциала
и слабой конкуренции среди иностранных
компаний Россия во многом привлекательна
для инвесторов, но политическая нестабильность
не позволяет им рисковать крупными суммами
капитала. Поэтому существующий объем
инвестиций большинство специалистов
оценивают как недостаточный. Также особенностью
российской действительности являются
резкие диспропорции в величине уставных
капиталов создаваемых компаний. В РФ
началось создание защиты инвестиций
от коммерческих рисков в рамках деят-ти
коммер-х банков и страх-х компаний. Важную
роль для гарантий иностранным инвесторам
играют двусторонние соглашения РФ с рядом
стран о поощрении и защите капиталовложе-ний.
Привлечение иностранного капитала в
освоение прир-х ресурсов осуществляется
на основе соглашений о разделе продукции.
Инвестор, получив исключительное право
на разведку и добычу природного ресурса
на свой риск и за свой счет, свободно владеет
продукцией, выплачивает налог на прибыль
и платежи за пользование недрами путем
поставки части произведенной продукции
на местный рынок. При этом происходит
раздел продукции между компанией и страной.
В доход государства поступает арендная
плата за контрактную территорию (ренталс).
Предоставление прав на разработку по
соглашениям о разделе продукции в соответствии
с законодательством РФ осуществля-ется
на основе тендора. Концессия - форма
привлечения иностранного капитала, когда
государство или местные органы власти
сдают в эксплуатацию на конкретный срок
на возмездной основе землю, источники
природных ресурсов, предприятия и другие
хозяйственные объекты иностранным фирмам
или частным лицам. Концессионер вкладывает
свои средства в разработку полез-х ископ-х
и освоение районов, организацию произ-ва
каких-либо изделий, получая за это соответствующую
прибыль и уплачивая определенную плату
государству. Согласно международному
праву государство может прекратить действие
концессии по истечение срока договора.
38.Правовые основы международных экономических отношений России.
В РФ до 90х годов сущ.гос. монополия на внешн.эк.деят-ть. В к.80х нач-ся либерализация, т. е. предоставляется право предприятиям выхода на внешн. рынки, а также заключение контрактово совместной деятельности. Главным правовым актом явл. «з-н РФ о гос регулировании внешн.торг.деят-ти»(95г.) Он предусматривает правила обеспечения развития внеш.торговли РФ и её эк. безопаности.
З-н о «валютном
регулир. и контроле»(92г.).Этотт з-н
определяет порядок расчётов м/резидентами
и нерезидентами. Резиденты делают
расчёты в руб, для нерезидентов
порядок использования росс. валюты устанавл.
ЦБ. Разрешается покупка резидентами валюты
на внутр. валютных рынках, а также открывать
счета в ин.валюте.В 2003 приняты поправки.
Отказ от разрешительного принципа вывоза
капитала. ЦБ имеет право вводить ограничения
для резидентов по валютн. операциям и
предусм. ведение спец.счетов для контроля.З-н
«о тамож. тарифе»(93г.) Устанавливает порядок
применения тамож. тарифов в соответствии
с м/нар. правилами. В з-не опред-ся виды
ставок тарифа, база для таможенного обложнения(тамож.стоимость),
льготы или тарифные преференции. Допускается
применение антидемпинговых пошлин(применяется
в случае ввоза на территорию страны
товаров по цене ниже , чем их норм.цена
в экспортирующей стране и при условии,
что ввоз этих товаров наносит опред.ущерб
нац. призвод-лям) , компенсационных пошлин(если
при производстве экспортируемых товаров
стране-экспортёре используются запрещённые
формы субсидирования производства), беспошленный
ввоз в отд. случаях. На один и тот же товар
может действовать различная ставка в
зав-ти от страны, с кот.ведётся торговля.З-н
«об инстр. инвестициях»(99г.) Опред. виды
инвестиций, объекты, правовой режим
для иностр. инвесторов при размещении
капитала и при вывозе прибыли д.б. не менее
благоприятным, чем для росс. инвесторов
за рубежом. Даются гарантии от национализации,
в том случае, если имеет место национализация
в обществ.интересах. Иностр. инвестор
получает адекватную компенсацию. З-н
разрешает покупать ценные бумаги, в т.ч.
гос.; предоставл. право на аренду земли
и имущества. Иностранцам предост. паво
на разработку и освоение возобновляемых
прир. ресурсов на основе компенсац. договоров.
39.Основные законодательные акты, принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России.
В РФ до 90х годов
сущ.гос. монополия на внешн.эк.деят-ть.
В к.80х нач-ся либерализация, т. е.
предоставляется право
З-н о «валютном регулир. и контроле»(92г.).Этот з-н определяет порядок расчётов м/резидентами и нерезидентами. Резиденты делают расчёты в руб, для нерезидентов порядок использования росс. валюты устанавл. ЦБ. Разрешается покупка резидентами валюты на внутр. валютных рынках, а также открывать счета в ин.валюте.
В 2003 приняты поправки. Отказ от разрешительного принципа вывоза капитала. ЦБ имеет право вводить ограничения для резидентов по валютн. операциям и предусм. ведение спец.счетов для контроля.
З-н «о тамож. тарифе»(93г.) Устанавливает порядок применения тамож. тарифов в соответствии с м/нар. правилами. В з-не опред-ся виды ставок тарифа, база для таможенного обложнения(тамож.стоимость), льготы или тарифные преференции. Допускается применение антидемпинговых пошлин(применяется в случае ввоза на территорию страны товаров по цене ниже , чем их норм.цена в экспортирующей стране и при условии, что ввоз этих товаров наносит опред.ущерб нац. призвод-лям) , компенсационных пошлин(если при производстве экспортируемых товаров стране-экспортёре используются запрещённые формы субсидирования производства), беспошленный ввоз в отд. случаях. На один и тот же товар может действовать различная ставка в зав-ти от страны, с кот.ведётся торговля.
З-н «об инстр. инвестициях»(99г.) Опред. виды инвестиций, объекты, правовой режим для иностр. инвесторов при размещении капитала и при вывозе прибыли д.б. не менее благоприятным, чем для росс. инвесторов за рубежом. Даются гарантии от национализации, в том случае, если имеет место национализация в обществ.интересах. Иностр. инвестор получает адекватную компенсацию. З-н разрешает покупать ценные бумаги, в т.ч. гос.; предоставл. право на аренду земли и имущества. Иностранцам предост. паво на разработку и освоение возобновляемых прир. ресурсов на основе компенсац. договоров.
40.Принципы организации и механизм функционир ЕС. Механизм регулирования интеграционных процессов в рамках ЕС.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ,1957 г.).
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы .
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
Совет министров — законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п. Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.
Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д.
Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2— 1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).
Суд Европейских сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Помимо перечисленных,
существуют и другие властные структуры
— разного рода комитеты, комиссии, фонды
финансового регулирования.
41. Классификация инструментов регулирования внешней торговли.
К инструментам регулирования внешней торговли можно отнести тарифные и нетарифные средства.
Тарифные средства
являются старейшим методом
Таможенная пошлина — особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе или вывозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостный барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний.
Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости:
1. от направления движения (перемещения) товара различают: а) импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну; б) экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки; в)транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко, и в основном в фискальных целях. В России транзитные пошлины отсутствуют.
2. от способа (порядка) установления (взимания) пошлин: а) адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара; б) специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.); в) смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемые для адвалорной и специфической пошлин.
3. от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: а) минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торговом политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Россия имеет двустороннее соглашение о предоставлении РНБ почти со 130 странами мира; б) максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила РНБ, либо если страна происхождения товара неизвестна; в) преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.
4. от характера действия и цели применения, помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют отдельные виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации.