Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка
МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.
34. Понятие и структура международного рынка услуг, его специфические особенности.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются
особенности международной
Все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
— транспорт (грузовой, пассажирский);
— поездки (деловые, личные);
— связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
— строительство;
— страхование (рисков, личное);
— финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);
— компьютерные и информационные услуги;
— роялти и другие лицензионные платежи;
— другие бизнес - услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
— лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);
— правительственные услуги.
Услуги делятся
на торгуемые и не торгуемые. Услуги
могут предоставляться в
Промышленно развитые
страны специализируются на предоставлении
деловых услуг, развивающиеся страны
– на предоставлении туристических услуг.
35. Услуги, как объект международной торговли. Типология международных транспортных услуг.
Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.
В широком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.
Хотя услуги
традиционно рассматриваются
Отличия услуг от товара: 1. неосязаемость и "невидимость" большинства видов услуг; 2. невидимый экспорт и импорт; 3. неотделимость от источника; 4. неразрывность производства и потребления услуг; 5.непостоянство качества; 6. изменчивость; 7. несохраняемость.
Классификация МВФ включает следующие виды услуг: 1. транспорт; 2. поездки; 3. связь; 5. строительство; 6. страхование; 7. финансовые услуги; 8. информационные услуги; 9. роялти и лицензионные платежи; 10.бизнес-услуги; 11. личные и культурные услуги; 12. правительственные услуги.
В мировой торговле услугами транспорт, уступая туризму, занимает значительное место, составляет четверть мирового экспорта услуг на протяжении последнего десятилетия. Транспортные услуги играют большую роль в обеспечении эффективности и конкурентоспособности торговли товарами. Вместе с тем они являются важным самостоятельным источником валютных поступлений. Судоходство составляет 50% экспорта услуг таких стран, как Япония, Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, Великобритания, Франция. Транспорт специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции включают соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Параметром роли транспорта во внешнеторговых отношениях, отражая тесную связь торговли товарами и услугами, является категория «транспортная составляющая» - отношение фрахта (стоимость перевозки) к стоимости перевозимого груза. Одновременно транспорт является энерго- и материалоемким сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, поэтому на его долю приходится около 20% мировых основных фондов, и он заметно влияет на формирование ВВП, составляя в разных странах от 4 до 9% его структуры. Повышение эффективности внешней торговли российских участников внешнеэкономической деятельности обусловлено качественным транспортным обслуживанием российскими транспортными и экспедиторскими организациями. При анализе транспортных услуг используется показатель грузооборота, который показывает, насколько приходится переместить тонну груза, чтобы создать 1 долл. ВВП.
Автотранспорт превосходит другие виды, особенно железнодорожный и внутренневодный, поскольку обеспечивает высокоэффективную доставку по принципу «от двери к двери» в условиях модулизации производства, индивидуализации спроса, роста номенклатуры изделий, уменьшение размеров предприятий. Несмотря на обновление подвижного состава, доля российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок, по оценке Минтранса, снизилась с 39 до 32%. Помимо российских компаний на этом рынке активно работают западноевропейские, балтийские и белорусские, что связано с ростом импорта, который традиционно обслуживают перевозчики страны-импортера.
Железнодорожный транспорт обеспечивает, как правило, перевозку насыпных и массовых грузов. Он функционирует в системе интермодальных перевозок, становясь элементом интегрированной системы грузоперевозок. В отдельных странах (КНР и Россия) его значение остается выше, чем в мире в целом. Так, в России транссибирскому контейнерному сервису отводится определяющая роль при включении стран в мировую систему транспортных услуг.
Морской транспорт занимает ведущее место в международных перевозках. При морских перевозках транспортные расходы в два раза ниже, чем на железнодорожном транспорте. В организации морских перевозок примечательно такое явление, как «дешевые», или «удобные», флаги (шиллинг), которые представляют собой разновидность оффшоров, к которым приписываются суда разных стран с предоставлением разных налоговых льгот. Для развития морского транспорта существуют определенные ограничения. К ним относятся оснащенность морских портов, в том числе контейнерными терминалами, в соответствии со стандартами 150, пропускная способность морских каналов и проливов, снижающаяся в связи с интенсивностью грузопотока и повышением грузообъемности (грузовместимости) судов. Российский морской флот находится в критическом состоянии. Многие российские пароходства являются убыточными. Полностью прекратило свое существование Балтийское морское пароходство (БМП), являющееся некогда одним из самых крупных в России. Весь флот и вся недвижимость БМП в стране и за рубежом были распроданы за долги. Главная проблема любого пароходства в России устаревшая материальная база — суда, средний возраст которых составляет 22—23 года. Во многих странах действуют ограничения по обслуживанию судов со сроками эксплуатации старше 20 лет, что снижает конкурентоспособность российского флота. Вместе с тем отмечаются и позитивные тенденции. Московская холдинговая компания «Новые программы и концепции» приобрела контрольный пакет акций Северо-Западного пароходства (СЗП), которое представляет собой объединение холдингового типа. СЗП имеет прочные позиции на фрахтовом рынке, обеспечивая перевозки лесных грузов, химических удобрений и металла в российские и европейские порты.
Повышаются темпы
роста воздушных перевозок. Так, мировой
грузооборот удваивается каждые 10 лет,
хотя перевозка грузов составляет 1% всего
объема работы. Перспективы роста ограничены
из-за отсутствия парка грузовых воздушных
судов и специфики перевозимых грузов.
Проблемы российского воздушного флота
вызваны введением в соответствии с решением
Международной организации гражданской
авиации (ИКАО) при настоянии Европейского
союза с 1 апреля 2002 г. ограничений полетов
самолетов с авиационными двигателями,
не отвечающими нормативам шумности и
экологичности. В связи с этим необходима
замена устаревших двигателей на новые.
36. Основные тенденции развития мировой транспортной системы.
Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Все пути сообщения , трансп. предпр-я и трансп. средства образуют мир. трансп. сеть.
1. Три вида сухопутного тр-та : ж/д, размещение мировой ж/д сети отличается большой неравномерностью 1/2 их длины приходится на первую десятку стран: США , Россия ,Канада, Индия , Китай , Австралия , Аргентина ,Франция , ФРГ и Бразилия .
2. Автомобильный: наиб. по протяженности приходится на США, Японию, Россию.
3. Трубопроводный (1-е место применения в США , 2 - в России)
4. Водный транспорт. Морской транспорт важная составная часть мир. трансп. системы, без которой функционирование МХ и МГРТ было бы невозм. в таких странах как Япония, США , Россия .
5. Возд. транспорт
- Более современный. Ведущее
Все пути сообщения и транспортные средства в совок-ти образуют мировую трансп. систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить трансп. системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные трансп. системы.
Наиб. высокого уровня развития достигла региональная трансп. система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше.
Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.
Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Зап. Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько колич-ое, сколько кач-ое изменение трансп. сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.
В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.
Основную часть
международных морских
Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формир-е контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония — Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа — Ближний и Средний Восток).
Все более широкое распростр-е получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют 2 и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюд-е сроков и ритмичности доставки грузов.
В 90-х гг. началось создание трансп. коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.
Таким образом,
перевозка грузов между разными
странами все больше превращается в
единый технологический процесс, причем
он часто осущ-ся на условиях единого транспортного
документа, с постоянным отслеживанием
продвижения груза на всем пути от отправителя
до получателя.