Международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.

Работа содержит 1 файл

Шпоры МЭО.DOC

— 355.50 Кб (Скачать)

34. Понятие      и    структура     международного    рынка      услуг,    его  специфические особенности.

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято  понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг  от товаров в материальной форме  в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются  хранению; в-третьих, производство и  потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами. Среди них: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует  непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг  включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Все торгуемые  услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:

— транспорт (грузовой, пассажирский);

— поездки (деловые, личные);

— связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

— строительство;

— страхование (рисков, личное);

— финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);

— компьютерные и информационные услуги;

— роялти и другие лицензионные платежи;

— другие бизнес - услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

— лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);

— правительственные услуги.

Услуги делятся  на торгуемые и не торгуемые. Услуги могут предоставляться в самостоятельном  виде (туризм), а также выступать  как дополнение к основным товарным сделкам, например при торговле оборудованием  осуществляются услуги инжиниринга, по установке, наладке, передаче знаний. При оказании услуг в мировой экономике возможны различные комбинации в зависимости от мобильности продавца и клиента.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг. 

35. Услуги,      как    объект      международной    торговли.    Типология международных транспортных услуг.

Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.

В широком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как  так называемый "третичный сектор" экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США и других развитых стран. Удельный вес услуге ВВП РФ в 2002 г. составлял 52 %.

Отличия услуг  от товара: 1. неосязаемость и "невидимость" большинства видов услуг; 2. невидимый экспорт и импорт; 3. неотделимость от источника; 4. неразрывность производства и потребления услуг; 5.непостоянство качества; 6. изменчивость; 7. несохраняемость.

Классификация МВФ включает следующие виды услуг: 1. транспорт; 2. поездки; 3. связь; 5. строительство; 6. страхование; 7. финансовые услуги; 8. информационные услуги; 9. роялти и лицензионные платежи; 10.бизнес-услуги; 11. личные и культурные услуги; 12. правительственные услуги.

В мировой торговле услугами транспорт, уступая туризму, занимает значительное место, составляет четверть мирового экспорта услуг на протяжении последнего десятилетия. Транспортные услуги играют большую роль в обеспечении эффективности и конкурентоспособности торговли товарами. Вместе с тем они являются важным самостоятельным источником валютных поступлений. Судоходство составляет 50% экспорта услуг таких стран, как Япония, Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, Великобритания, Франция. Транспорт специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции включают соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Параметром роли транспорта во внешнеторговых отношениях, отражая тесную связь торговли товарами и услугами, является категория «транспортная составляющая» - отношение фрахта (стоимость перевозки) к стоимости перевозимого груза. Одновременно транспорт является энерго- и материалоемким сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, поэтому на его долю приходится около 20% мировых основных фондов, и он заметно влияет на формирование ВВП, составляя в разных странах от 4 до 9% его структуры. Повышение эффективности внешней торговли российских участников внешнеэкономической деятельности обусловлено качественным транспортным обслуживанием российскими транспортными и экспедиторскими организациями. При анализе транспортных услуг используется показатель грузооборота, который показывает, насколько приходится переместить тонну груза, чтобы создать 1 долл. ВВП.

Автотранспорт превосходит другие виды, особенно железнодорожный и внутренневодный, поскольку обеспечивает высокоэффективную доставку по принципу «от двери к двери» в условиях модулизации производства, индивидуализации спроса, роста номенклатуры изделий, уменьшение размеров предприятий. Несмотря на обновление подвижного состава, доля российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок, по оценке Минтранса, снизилась с 39 до 32%. Помимо российских компаний на этом рынке активно работают западноевропейские, балтийские и белорусские, что связано с ростом импорта, который традиционно обслуживают перевозчики страны-импортера.

Железнодорожный транспорт обеспечивает, как правило, перевозку насыпных и массовых грузов. Он функционирует в системе интермодальных перевозок, становясь элементом интегрированной системы грузоперевозок. В отдельных странах (КНР и Россия) его значение остается выше, чем в мире в целом. Так, в России транссибирскому контейнерному сервису отводится определяющая роль при включении стран в мировую систему транспортных услуг.

Морской транспорт занимает ведущее место в международных перевозках. При морских перевозках транспортные расходы в два раза ниже, чем на железнодорожном транспорте. В организации морских перевозок примечательно такое явление, как «дешевые», или «удобные», флаги (шиллинг), которые представляют собой разновидность оффшоров, к которым приписываются суда разных стран с предоставлением разных налоговых льгот. Для развития морского транспорта существуют определенные ограничения. К ним относятся оснащенность морских портов, в том числе контейнерными терминалами, в соответствии со стандартами 150, пропускная способность морских каналов и проливов, снижающаяся в связи с интенсивностью грузопотока и повышением грузообъемности (грузовместимости) судов. Российский морской флот находится в критическом состоянии. Многие российские пароходства являются убыточными. Полностью прекратило свое существование Балтийское морское пароходство (БМП), являющееся некогда одним из самых крупных в России. Весь флот и вся недвижимость БМП в стране и за рубежом были распроданы за долги. Главная проблема любого пароходства в России устаревшая материальная база — суда, средний возраст которых составляет 22—23 года. Во многих странах действуют ограничения по обслуживанию судов со сроками эксплуатации старше 20 лет, что снижает конкурентоспособность российского флота. Вместе с тем отмечаются и позитивные тенденции. Московская холдинговая компания «Новые программы и концепции» приобрела контрольный пакет акций Северо-Западного пароходства (СЗП), которое представляет собой объединение холдингового типа. СЗП имеет прочные позиции на фрахтовом рынке, обеспечивая перевозки лесных грузов, химических удобрений и металла в российские и европейские порты.

Повышаются темпы  роста воздушных перевозок. Так, мировой грузооборот удваивается каждые 10 лет, хотя перевозка грузов составляет 1% всего объема работы. Перспективы роста ограничены из-за отсутствия парка грузовых воздушных судов и специфики перевозимых грузов. Проблемы российского воздушного флота вызваны введением в соответствии с решением Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при настоянии Европейского союза с 1 апреля 2002 г. ограничений полетов самолетов с авиационными двигателями, не отвечающими нормативам шумности и экологичности. В связи с этим необходима замена устаревших двигателей на новые. 

36. Основные тенденции  развития мировой  транспортной системы.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального  производства. Все пути сообщения , трансп. предпр-я и трансп. средства образуют мир. трансп. сеть.

   1. Три  вида сухопутного тр-та : ж/д, размещение  мировой ж/д сети отличается  большой неравномерностью 1/2 их длины  приходится на первую десятку  стран: США , Россия ,Канада, Индия  , Китай , Австралия , Аргентина  ,Франция , ФРГ и Бразилия .

   2. Автомобильный:  наиб. по протяженности приходится  на США, Японию, Россию.

   3. Трубопроводный (1-е место применения в США  , 2 - в России)

   4. Водный  транспорт. Морской транспорт  важная составная часть мир.  трансп. системы, без которой функционирование МХ и МГРТ было бы невозм. в таких странах как Япония, США , Россия .

   5. Возд. транспорт  - Более современный. Ведущее место  - Россия . Возд. державы : США, Япония, Великобритания, Франция, Канада. Транспорт  имеет важное значение в жизни людей. Понизилась роль ж/д, автомобильный лидирует, морской перевозит очень мало пассажиров, авиационный наоборот с каждым годом перевозит всё больше пассажиров.

Все пути сообщения  и транспортные средства в совок-ти образуют мировую трансп. систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить трансп. системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные трансп. системы.

Наиб. высокого уровня развития достигла региональная трансп. система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше.

Важнейшим критерием  оценки работы транспорта является транспортоемкость  производства, выражающая соотношение  между перевозками и производством.

Что касается путей  сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более  того, в США и странах Зап. Европы в последние годы имеет место  сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько колич-ое, сколько кач-ое изменение трансп. сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно  уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного  транспорта.

Основную часть  международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты — 300, железная руда — 340, каменный уголь — 370, зерно — 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн т.

Одной из важнейших  тенденций в развитии мирового грузового  транспорта является формир-е контейнерной системы. В контейнерах перевозится  около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония — Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная  Европа — Ближний и Средний Восток).

Все более широкое  распростр-е получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют 2 и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюд-е сроков и ритмичности доставки грузов.

В 90-х гг. началось создание трансп. коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Таким образом, перевозка грузов между разными  странами все больше превращается в  единый технологический процесс, причем он часто осущ-ся на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя. 

Информация о работе Международные экономические отношения