Международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.

Работа содержит 1 файл

Шпоры МЭО.DOC

— 355.50 Кб (Скачать)

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф состоит из двух основных элементов — ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

Различают два  типа таможенных тарифов — простой  и сложный. Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более ставок) таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения, эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Процессы, происходящие в мировой экономике, такие как  неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, номенклатуры товаров, которые обращаются во внешней торговле, относительное выравнивание цен на аналогичные пошлины, уже не могли полностью удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к регулированию внешнеторгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифных ограничений (барьеров).

Нетарифные ограничения  — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

В настоящее  время насчитывается около 800 конкретных видов нетарифных ограничений, условно  их можно подразделить на две крупные  группы: экономические и административные.

Экономические нетарифные ограничения — это  особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа нетарифных ограничений действует через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары.

Административные  нетарифные ограничения — это  эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта», система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др.

Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу. При использовании экономических нетарифных ограничений последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.

Нетарифные меры могут быть разделены на следующие  группы: количественные ограничения  импорта и экспорта (меры количественного контроля), технические меры (технические барьеры в торговле), паратарифные (сверхтарифные) меры, меры валютно-финансовой политики, меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле, правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий. 

42. Основные этапы  интеграционного  процесса.

Предоставление  льгот или преференций во взаимной торговле.

Созд-е зон  своб., беспошлинной торг-ли.

Таможенный союз (установление единых тамож. тарифов  по отнош-ю к 3-им странам).

Общий рынок  движения товаров, капитала, услуг, раб.силы.

Экономич. союз предполагает проведение согласованной  экономической политики, в т.ч. в обл-ти с/х, региональной политики, фин. политики, валютн. политики, а также созд-е единых органов управления.

Движение к  политич. союзу, т.е. утрата национального  суверенитета.

Выгоды интеграции связаны с ускорением товарооборота, снижением издержек, ростом ВВП и благосостояния. В интеграции больше заинтересованы малые страны, которые получают своб. выход на внеш. рынки. Возникает эффект следования, желание присоединиться к группировке у других стран. Россия входит в: 1. СНГ. Цель СНГ – экономич. союз. На практике сущ-ет двустороннее соглашение на взаимовыгодной основе. В рамках СНГ сущ-ет соглашение о зоне своб. торговли. 2. АТЭС (Азиатское Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество). 

43.Характерные черты и требования к размещению свободных экономических зон.

СЭЗ – локальные  территории, внутри которых действует  особый льготный правовой и финансово-экономический  режимы по сравнению с экономическими и законодательными условиями, существующими  в целом по стране, где осуществляется специализированная экономическая деятельность.

Деятельность  субъектов СЭЗ опирается на правительственную  поддержку и гарантии. Функции  СЭЗ различаются в зависимости  от уровня их экономического развития, социально-экономической обстановки, конкретных географических и других условий. СЭЗ привлекают иностранный капитал и высокие технологии, обеспечивают новые рабочие места, способствуют развитию экспортного потенциала. С помощью СЭЗ происходит быстрая и эффективная интеграция регионов в систему мирохозяйственных связей. Территория получает мощный импульс для развития коммуникационной, деловой и социальной инфраструктур.

Виды СЭЗ: внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, транзитные зоны; функциональные (отраслевые)  (зоны экспортного производства, туристические, страховые, банковские и др.; научно-технические (технопарки в США, технополисы в Японии); комплексные (производственного характера, имеют преимущественно экспортную или внутрихозяйственную специализацию); оффшорные (не ставят задачей привлечь иностранный капитал, создаются на малых территориях с немногочисленным населением, где нет природных ресурсов для организации производства и получают основной доход от услуг, оказываемых иностранцам по регистрации на их территории компаний. СЭЗ создаются  как в развитых странах, так и в развивающихся.    

44. Типология свободных  экономических зон.

СЭЗ-фактор ускоренного  экономического роста  за счет активизации  международного товарооборота, мобилизации  инвестиций, часть национального  экономического пространства где используется особая система льгот, стимулов неприменимая в остальных частях страны. Цели СЭЗ: зависят от уровня, социально-экономического развития организующих их стран, стратегических народнохозяйственных планов. Задачи: стимулирование промышленного экспорта и получение валютных средств. Рост занятости. Превращение зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Одна из простейших  СЭЗ-свободные таможенные зоны(СТЗ). СТЗ- транзитные или консигнационные склады хранения, упаковки и незначительной обработки товаров предназначенных  для экспорта. Такие зоны называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на вывоз и ввоз товаров. Зоны свободной торговли- (ЗСТ)  ограниченные участки территории, в пределах которых установлен льготный режим хозяйственной деятельности. Свободные таможенные зоны действующие на территории страны подразделяются на зоны общего назначения и специализированные субзоны которые создаются для отдельных крупных компаний деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В них производится экспортная или импортозамещающая продукция.  

45. Структура платежного  баланса.

Все виды МЭО  отражаются в ПБ страны. Это отчётный, финанс. документ, кот.сост. на базе таможенной статистики информации ЦБ. ПБ фиксирует  потоки стоимости м/данной страной  и ост.миром. ПБ хар-ет отношения требований к данной стране и её м/нар.обязательствам  по всем видам м/нар. эк. отношений. ПБ строится на принципе БУ на макроэк.уровне. Он фиксирует приток доходов нац.экономику(кредит) и отток расходов по дебету. Соответсвенно образ. разница(сальдо). Структура ПБ в общем виде сост.из 2х частей: 1) текущий ПБ,в кот.отражаются расчёты по сделкам в обл.торговли и в обл движения доходов м/стрнами. 2) Счёт движения капитала. Финанс.счёт.  В этом разделе отражаются платежи по внешнему долгу,а также м/нар инвестиции и кредиты. Сюда же запис-ся центробанковск.счёт: офицальные валютные резервы гос-ва.

Статьи  текущего ПБ. В текущем балансе отмечают тов. экспорт и импорт, экспорт и импорт по услугам,а также доходы от инвестиций (% и дивиденты) и оплата труда. Особая статья – это текущие трансферты (односторонние переводы, фин.помощь). Под каждой позицией образуется сальдо , в результате формируется сальдо текущего баланса.   Сальдо ПБ (САВ)  САВ = NX+NY+NTr ,где NX – сальдо поэксп-имп. операциям - чистый экспорт, NY – сальдо движения доходов, NTr – сальдо движения трансфертов.

Текущий ПБ м.б. равновесным, активным, пассивным. Состояние  текущего баланса завис. от многих факторов, но прежде всего от возможности экспорта от конкурентоспособности. Положит. сальдо РФ по счёту текущих операций (для 2004 - 40 млрд $) достигнут благодаря высокому спросу и выс. ценам на энергоносители на мир. рынке.

2-я часть.  Баланс движения капитала. В него  входят след. позиции :1) счёт операций  с капиталом. Он вкл. в себя  капитальные трансферты, полученные и выплаченные, т.е. погашение долгов.  2) финансовый счёт(CF). Сальдо общего счёта (-33 млрд) .Оно складывается из 2х позиций : капитальные трансферты (свз. с погашением долгов) и фин.счёт «Движение частного капитала». CF= - 33708 = -1116-32592

Фин.счёт в осн.своей  части отражает движение капиталов  м/странами. Его сальдо для нашей  страны в 2004 было отрицательным и  составило 14,5 млрд оттока капитала за рубеж. Фин счёт состоит из след. позиций : -прямые инвестиции, кот означают установление контроля за зарубежным производством ; - портфельные инвестиции, кот. осущ-ся только для получения доходов ; - прочие инвестиции, куда входят банк. кредиты, комм. кредиты и т.д.

Баланс м.б. положит. или отриц. В случае положит. баланса  страна имеет возможность предоставлять кредиты зарубежн. странам, погашать старые долги, накапливать валютные резервы.

Если баланс отриц., то он уравновешивается за счёт притока иностр.капитала в виде займов иностранных инвестиций, если этого  не достаточно, то равновесие ПБ в целом  достигается  за счёт уменьшения золотовалютных резервов нашей страны.

Равновесие в  ПБ осуществляется с помощью корректировки зол/вал. резервов, если не достигается автоматически равновесие по прочим статьям.  В долгосрочной перспективе регулирование ПБ осущ-ся при помощи внешнеторг. политики, вал. политики, политики в обл. иностр. инвестиций. 

46. Порядок образования и организационная структура международных организаций.

Во второй половине 20 века сформировалось несколько тысяч  мэор, роль и значение  которых  неодинаковы. В целом они решают задачу создания единой мировой экономики, хозяйственного сближения стран и народов в интересах стабильности  и прогресса. Ряд организаций вырабатывают общие правила для заключения международных сделок и механизмы для разрешения хозяйственных споров. Например споры по торговым сделкам решаются в ВТО, по иностранным инвестициям в мировом банке.

Есть организации  которые по степени влияния представляют собой форумы для выработки общих позиций, рекомендаций, но они не имеют обязательных значений (конференции, симпозиумы). Второй тип – организации, которые имеют свою финансовую базу, т.е. свои рекомендации они могут подкреплять финансовыми ресурсами и их влияние гораздо выше (МВФ).

По пространственному  критерию мэор бывают глобальные или  всемирные, т.е. решают глобальные проблемы и представлены странами всех регионов.

Главными мэор являются созданные под эгидой ООН- ВТО, Мировой банк, МВФ, МОТ. В целом мэор осуществляют следующие функции:

Содействие развитию мэ отношений – сбор и предоставление информации.

Наблюдение или  мониторинг за развитием отдельных  стран, за состоянием мирового рынка, формирование общественного мнения.

Надзор- жесткая  форма наблюдения, которая предполагает предоставление рекомендаций и содействие их выполнению. (МВФ предоставляет  кредиты при условии выполнения их рекомендаций).

Регулирование - комплексный надзор, составление программ развития, т.е. страна подчиняется правилам и программам той или иной организации.

Если страна входит в любую мэор, то она рассчитывает получить определенные выгоды, при  этом она берет на себя обязательства  и частично утрачивает свой национальный суверенитет. 

Информация о работе Международные экономические отношения