Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка
МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации.
Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.
Главная задача внешнеторговой политики любого государева состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.
Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.
Разновидности внешнеторговой политики: 1. протекционизм; 2. либерализация.
Протекционизм выступает как внешне торговая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках.
Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли.
Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.
Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов.
Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классификация впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".
К настоящему времени единая международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), отдельных ученых.
Классификация ЮНКТАД нетарифных методов регулирования внешней торговли: 1. паратарифные методы; 2. меры контроля за ценами; 3. финансовые меры; 4. меры количественного контроля; 5. меры автоматического лицензирования; 6. монополистические меры; 7. технические меры.
Таким образом, ЮНКТАД используется всего восемь основных мер тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.
Тарифные методы проявляются в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.
Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ). Составляющие ИТТ: 1. систематизированный перечень ввозимых товаров; 2. методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров; 3. механизм введения или отмены пошлин; 4. правила определения страны происхождения товара; 5. полномочия органов исполнительной власти.
ИТТ базируется
на принимаемых в различных
Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара. В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные, транзитные.
Виды пошлин: 1. адвалорные; 2. специфические; 3. комбинированные.
Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ
Важное место
в системе импортного таможенного
тарифа отводится правилам определения
страны происхождения товара, поскольку
применительно к различным
24. Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют 3 иерархических уровня: 1. Министерская конференция 2. Генеральный совет, которому подчиняются 3. – совет по торговле товарами; - совет по торговле услугами; - совет по торговым аспектам прав интеллектуал. собств-ти.
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Мин. Конфер-ции нах-ся Ген. совет, который отвеч. за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов. В ведении Ген. совета находятся 2 специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Ген. совету подотчетны спец. комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связ. с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Ген. совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулир-я конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключит. полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Ген. совет частично делегирует свои ф-ции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою оч., руководит деят-ю специализированных комитетов, осущ-щих контроль за соблюд-ем принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллект. Собств-ти, помимо
осуществления контроля за выполнением
соглашения ТРИПС, также занимается
проблемами, связанных с междунар.
торговлей поддельными
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет
около 500 штатных сотр-ков; его возглавляет
Ген. Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди).
Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других междунар. орг-ций, не принимает
самостоят. решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Осн.
обязанности Секретариата – обеспечивать
технич. поддержку различным советам и
комитетам ВТО, а также Министерской конференции,
оказывать технич. содействие развивающимся
странам, проводить анализ мир. торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и СМИ. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в проц.
разрешения споров и консультирует правительства
стран, желающих стать членами ВТО.
25. Инструменты внешнеторговой политики государства. Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли.
Число мер регулирования
ВТ постоянно растет, поскольку в
международный обмен
Нетарифные ИВНП представляют собой совокупность экономич. (контроль тамож. Стоимости, валютный контроль, финанс. меры, дополнит. Таможен. Ограничения), администр. (запреты, лицензирования, квотирование, экспортный контроль) и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на ВТ. Паратарифные методы представляют собой виды платежей, которые взимаются с иностр. Товаров при их ввозе на территорию страны: НДС и акцизы, таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы. Паратарифные платежи направлены на защиту интересов отечественных производителей. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на национ. рынке. Меры контроля за ценами – это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам.
Тарифные методы
проявляются в форме импортных
экспортных пошлин. Ставка там. Пошлины
– активная часть таможенного тарифа.
Пошлины выполняют функции налога, взимаемого
в пользу государственного бюджета и могут
быть: - в зависимости от внешнеторговой
операции (экспорными, импортными, транзитными);
- по способу взимания - адвалорные
(в % от цены товара), специфические (с веса,
объема, штуки), смешанные. Антидемпинговые
пошлины представляют собой пошлины, взимаемые
с импортируемых товаров, в отношении
которых установлено, что они продаются
на экспорт по цене ниже их нормальной
цены на внутреннем рынке страны-экспортера
и причиняют матер-й ущерб отечеств. Производителю
страны-импортера. Данная пошлина вводится
только после проведения расследования
с целью установления самого факта демпинга
и выяснения того, что демпинговый экспорт
действительно причинил матер-й ущерб.
Также к нетарифным методам относят: Квотирование
– установление количественных ограничений
на ввоз/вывоз товара. Эмбарго – специфический
тип квотирования, полностью запрещающий
торговлю.
26. Товарная и географическая структура международной торговли во второй половине XX века.
Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. виды продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Одой из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
Для географического
распределения мировой торговли
характерно преобладание стран с развитой
рыночной экономикой промышленно развитых
стран. Так, в середине 90-х гг. на них отводилось
около 70% мирового экспорта.В отличие от
большинства развивающихся стран, «новые
индустриальные страны») в особенности
четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея,
Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют
быстрый рост экспорта.
27. Классификация внешнеторговых операций по основным критериям торговли.
Операция = сделке. Они оформляются контрактами, договорами, в мир.экономике коммерч. сделки касаются непосредственно торговли, экспорта, импорта товаров. В завис.от объекта сделки, от условий сделки различают виды вн/торг. операций: *разовые поставки, *периодические ,*долгосрочные.