Международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

МЭО представляют собой многоуровневый комплекс отношений между всеми субъектами мирового хозяйства: государствами, интеграционными группировками, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группировками, международными организациями. Механизм МЭО опирается на международные договора и соглашения, основанные на соответствующей деятельности международных организаций.

Работа содержит 1 файл

Шпоры МЭО.DOC

— 355.50 Кб (Скачать)

Внешнеторговая  политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации.

Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении  ее целей и решении главных  для развития и регулирования  внешней торговли вопросов. Поэтому  во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.

Главная задача внешнеторговой политики любого государева состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.

Внешнеторговая  политика является составной частью внешней политики государства как  таковой. Поэтому неслучайно некоторые  страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.

Разновидности внешнеторговой политики: 1. протекционизм; 2. либерализация.

Протекционизм выступает как внешне торговая политика государства, направленная на защиту внутреннего  рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание  и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней  торговли.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности  внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в  международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней  торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классификация  впервые была предложена Секретариатом  ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам  и торговле) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".

К настоящему времени  единая международная классификация  нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), отдельных ученых.

Классификация ЮНКТАД нетарифных методов регулирования  внешней торговли: 1. паратарифные методы; 2. меры контроля за ценами; 3. финансовые меры; 4. меры количественного контроля; 5. меры автоматического лицензирования; 6. монополистические меры; 7. технические меры.

Таким образом, ЮНКТАД используется всего восемь основных мер тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы проявляются в форме импортных  и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное  значение для их рассмотрения имеет  понятие импортного таможенного  тарифа (ИТТ). Составляющие ИТТ: 1. систематизированный перечень ввозимых товаров; 2. методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров; 3. механизм введения или отмены пошлин; 4. правила определения страны происхождения товара; 5. полномочия органов исполнительной власти.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах  законодательных актах, таможенных кодексах.

Активная часть  ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом  на право ввоза иностранного товара. В зависимости от направления  движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные, транзитные.

Виды пошлин: 1. адвалорные; 2. специфические; 3. комбинированные.

Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ

Важное место  в системе импортного таможенного  тарифа отводится правилам определения  страны происхождения товара, поскольку  применительно к различным группам  стран импортные пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у ввозящей товар страны действует режим наибольшего благоприятствования. Суть его состоит в том, что страна, применяющая режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к третьей стране должна автоматически снизить пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. 

24. Организационная  структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют 3 иерархических уровня: 1. Министерская конференция 2. Генеральный совет, которому подчиняются 3. – совет по торговле товарами; - совет по торговле услугами; - совет по торговым аспектам прав интеллектуал. собств-ти.

Стратегические  решения на высшем уровне в ВТО  принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Мин. Конфер-ции нах-ся Ген. совет, который  отвеч. за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей стран-членов. В ведении Ген. совета находятся 2 специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Ген. совету подотчетны спец. комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связ. с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Ген. совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулир-я конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключит. полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Ген. совет частично делегирует свои ф-ции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою оч., руководит деят-ю  специализированных комитетов, осущ-щих  контроль за соблюд-ем принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением  соглашения ГАТС. В его составе  находятся Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллект. Собств-ти, помимо осуществления контроля за выполнением  соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с междунар. торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотр-ков; его возглавляет Ген. Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других междунар. орг-ций, не принимает самостоят. решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Осн. обязанности Секретариата – обеспечивать технич. поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать технич. содействие развивающимся странам, проводить анализ мир. торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в проц. разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. 
 
 
 

25. Инструменты   внешнеторговой   политики     государства.   Тарифное  и  нетарифное регулирование   внешней  торговли.

Число мер регулирования  ВТ постоянно растет, поскольку в  международный обмен вовлекаются  все новые продукты различных  сфер экон. Деятельности. Это позволяет  эффективно ограждать нац. Экономику  от негативного влияния внешних факторов. ИВПГ подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классиф-я была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х годов. К наст. времени единая межд-ая классиф-я нетарифных ИВПГ не выработана и не согласована. Сущест-т классиф-и ГАТТ, Междун. Торгов. Палаты, ЮНКАД.   

Нетарифные ИВНП представляют собой совокупность экономич. (контроль тамож. Стоимости, валютный контроль, финанс. меры, дополнит. Таможен. Ограничения), администр. (запреты, лицензирования, квотирование, экспортный контроль) и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на ВТ. Паратарифные методы представляют собой виды платежей, которые взимаются с иностр. Товаров при их ввозе на территорию страны: НДС и акцизы, таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы. Паратарифные платежи направлены на защиту интересов отечественных производителей. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на национ. рынке. Меры контроля за ценами – это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам.

Тарифные методы проявляются в форме импортных  экспортных пошлин. Ставка там. Пошлины  – активная часть таможенного тарифа. Пошлины выполняют функции налога, взимаемого в пользу государственного бюджета и могут быть: - в зависимости от внешнеторговой операции (экспорными, импортными, транзитными); - по способу взимания  - адвалорные (в % от цены товара), специфические (с веса, объема, штуки), смешанные.  Антидемпинговые пошлины представляют собой пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют матер-й ущерб отечеств. Производителю страны-импортера. Данная пошлина вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил матер-й ущерб. Также к нетарифным методам относят: Квотирование – установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара. Эмбарго – специфический тип квотирования, полностью запрещающий торговлю.  

26. Товарная и географическая  структура международной  торговли во второй половине XX века.

Рассматривая  структуру мировой торговли в  первой половине XX века (до 2-й мировой  войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. виды  продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Одой из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического  распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.В отличие от большинства развивающихся стран, «новые индустриальные страны») в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. 

27. Классификация внешнеторговых  операций по основным  критериям торговли.

Операция = сделке. Они оформляются контрактами, договорами, в мир.экономике коммерч. сделки касаются непосредственно торговли, экспорта, импорта товаров. В завис.от объекта сделки, от условий сделки различают виды вн/торг. операций: *разовые поставки, *периодические ,*долгосрочные.

Информация о работе Международные экономические отношения