Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.docx

— 87.48 Кб (Скачать)

В конце XX — начале XXI в. наиболее действенными конъюнктурообразующими факторами на сырьевых рынках были высокие темпы роста мировой экономики, дисбаланс между интенсивностью добычи и потребления большинства товаров, повышение степени либерализации в основных сегментах, рост спекулятивной составляющей.

В середине первого  десятилетия XXI в. цены на нефть и  металлы в очередной раз показали рекордный рост, что было обусловлено  наличием относительно небольшого количества свободных производственных мощностей, которых может оказаться недостаточно в условиях усиления экономического роста в мире. На рынках энергоносителей, особенно нефти и газа, существуют опасения нестабильности поставок данного  вида топлива из стран Ближнего Востока, а также риск недостаточно высокого уровня производства у некоторых  других поставщиков (например, Нигерии). По оценкам аналитиков, цены на эти  товары будут продолжать расти в ближайшей перспективе. Высокий уровень, а также волатильность цен на энергоносители стимулируют наращивание производственных и перерабатывающих мощностей, а также более эффективное использование топливных ресурсов.

 Цены на  сырье (особенно на металлы)  в середине нынешнего десятилетия  значительно выросли как результат  повышения про-изводственных издержек, связанных с ростом цен на энергоносители. Рост цен на данные товары поддерживался высоким спросом (например, со стороны Китая) и нестабильностью предложения. В этот период для рынка был характерен минимальный уровень спекулятивной составляющей роста.

Таблица 18.1. Динамика индекса цен на важнейшие топливно-сырьевые товары (2000 г. = 100)

Товары 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.
Нефть 61 68 64 86 102 189
Природный газ 78 77 52 112 101 171
Уголь 150 134 99 123 107 194
Алюминий 116 103 88 93 92 123
Медь 162 125 87 87 98 203
Железная руда 99 105 96 104 111 226
Золото 138 119 200 97 130 159
Серебро 104 98 105 88 98 147
Уран 141 146 121 104 136 337
Цинк 91 117 95 79 73 122

Источник: International Financial Statistics. Yearbook 2006. Wash.: International Monetary Fund, 2006. P. 122—124.

Цены на сырьевые товары, особенно на металлы, имеют  жестко детерминированную циклическую  компоненту. Корреляция между экономическим  ростом и ежегодным изменением цен  на металлы составляет порядка 50%.

Ожидается, что  цены на большинство топливно-сырьевых товаров будут снижаться в  среднесрочной перспективе вследствие ожидаемого значительного увеличения производства как реакции на выросший спрос.

Мировой рынок сельскохозяйственных товаров

Для конъюнктуры  мирового рынка сельскохозяйственных товаров характерна нестабильность и непредсказуемость краткосрочных  и среднесрочных изменений, что  обусловлено влиянием природно-климатических  факторов, наличием специфических производственных циклов. Производственным циклом в  продовольственных и непроизводственных отраслях сельского хозяйства считается  время, необходимое для получения  продукции растениеводства и  животноводства, не зависящее от экономических  усилий хозяйствующих субъектов.

Общемировой спрос  на сельскохозяйственные товары представляет собой состоящее из двух неравных частей потребление — непосредственное и производственное. Соответственно, все произведенное сельскохозяйственное сырье распределяется на два потока: первый поступает непосредственно к потребителю через оптовую и розничную сеть, второй — лишь после переработки в промышленности и общественном питании.

Ценам на сельскохозяйственные товары свойствен ряд особенностей, определяющих состояние конъюнктуры мировых рынков. Прежде всего необходимо отметить рентный принцип ценообразования, что связано с использованием земли в качестве основного производственного ресурса. Согласно этому принципу рыночные цены формируются на основе худших условий производства, а это определяет условия конкуренции. Кроме того, особенностью рынка является множественность цен на аналогичный товар.

Для формирования цен на аграрную продукцию характерны также цикличность и сезонность, повышенная неустойчивость и высокая  амплитуда колебаний. Последнее десятилетие не явилось исключением. Середина 1990-х гг. была отмечена столь резким ростом цен на сельскохозяйственные товары и затем столь ошеломительным их падением, что этот период сравнивают с аграрным и продовольственным кризисом 1970-х гг.

Таблица 18.2. Динамика индекса цен на важнейшие сельскохозяйственные товары (2000 г. = 100)

Товар 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.
Пшеница 152 135 104 116 133 131
Рис 158 149 122 85 98 141
Говядина 99 96 95 110 102 135
Свинина 106 123 75 104 90 114
Рыба 131 102 98 79 82 112
Соевые  бобы 123 153 96 92 128 122
Кукуруза 140 133 102 102 119 112
Сливочное масло 155 131 108 106 107 146
Какао-бобы 159 179 126 121 194 171
Натуральный каучук 237 152 95 86 162 225
Шерсть 177 158 98 118 235 189
Хлопок 167 134 90 81 107 93

Источник: International Financial Statistics. Yearbook 2006. Wash. : International Monetary Fund, 2006. P. 122—124.

Масштабные взлеты и падения цен на сельскохозяйственные товары основываются на низкой эластичности спроса и предложения по цене. Ценовым  индикатором для производителей сельскохозяйственной продукции, дающим импульс к переориентации в краткосрочном  периоде с выращивания одних  растениеводческих культур или  видов скота на другие, являются соотношения индексов цен на взаимозаменяемые товары.

Например, на рынке  пшеницы влияние субститутов  проявляется как со стороны предложения (переход на выращивание других культур  в зависимости от состояния рынка), так и со стороны спроса, когда  используется менее дефицитное зерно  для откорма скота. Степень взаимозаменяемости отдельных видов пшеницы при  этом низка, так как ее отдельные  сорта могут быть использованы в  специальных отраслях. Локальным  примером товарозамещения на рынке пшеницы может служить переход на повышенное потребление риса в странах Азии в периоды повышения цен на пшеницу.

Хотя на аграрных рынках межотраслевое товарозамещение распространено довольно широко (к примеру, потребление свинины при определенных условиях замещается в развитых странах лососевыми, говядины — тунцом, животных жиров — растительными), ведущая роль принадлежит внутриотраслевому воздействию товаров-субститутов. Поэтому в условиях современного этапа НТП диверсификация ассортимента на аграрных рынках идет по пути расширения количества вариантов, сортов и видов товаров в рамках одного наименования.

Результатом воздействия  новых аграрных биотехнологий производства явилась дифференциация мирового рынка сельскохозяйственных товаров на три типа товаров: традиционные, генетически модифицированные (ГМ), экологически чистые (органические) (см. п. 5.4). 

В то же время  продукция органического земледелия стоит на 20—50% дороже традиционной. Говоря о генетически модифицированных продуктах (растениеводческой продукции и продукции животноводства, полученной с использованием ГМП), следует отметить, что эти товары стоят дешевле, чем традиционные.

* * *

Начало XXI в. на мировых  товарных рынках явилось периодом весьма значительных изменений ценовых  пропорций, связанных с воздействием как новых общих условий, так и динамично изменяющихся конъюнктурообразующих факторов.

Общей тенденцией для всех товарных рынков явилось  усиление влияния на конъюнктуру  неэкономических условий и факторов при преобладании цивилизационных, политических, экологических.

Вступление мировой  экономики в фазу процветания  большого цикла конъюнктуры, характеризующуюся высокими темпами экономического роста, стимулировало развитие большинства товарных рынков, что повлекло за собой рост цен на многие товарные позиции. Локомотивом общего роста цен явились топливно-сырьевые рынки, наиболее интенсивно повышались цены на нефть и цветные металлы. В этом росте велика доля спекулятивной составляющей. Несмотря на свой значительный рост, цены на сырьевые товары оставались ниже их исторических пиков за последние полвека. При этом наблюдалось определенное снижение волатильности цен, связанное с ростом влияния на рынки научно-технического прогресса и углублением их товарной и географической диверсификации. В ближайшем десятилетии можно ожидать дальнейшего углубления обозначенных тенденций.

    1. Электронная коммерция во внешней торговле

Содержание  электронной торговли

Все большее  развитие получают внешнеторговые операции в формате электронной коммерции (e-commerce), т.е. с применением компьютерной технологии, использованием Интернета; это — феномен «новой экономики». В основе данного вида торговли лежит техническая сторона проведения торговой сделки — электронный способ взаимодействия участников, доступный, удобный, дешевый и быстрый. Здесь, безусловно, следует сделать очень важную поправку на качественный разрыв между богатыми и бедными странами, а также внутри этих стран между различными субъектами и территориями, связанный с реальной возможностью воспользоваться достижениями науки в области информационных технологий.

Данный вид  коммерции обладает собственной коммуникационной инфраструктурой, правилами и этикой деловых взаимоотношений, собственной «электронной» терминологией.

Популярность  глобальной сети растет необычайно быстро, происходит интеграция электронных  каналов обмена информацией на базе Интернета (IP-телефония, теле- и радиовещание в Сети по широкополосным каналам  и проч.). На конец 2006 г. согласно неполным данным порядка 800 млн человек в мире составляли планетарную   интернет-аудиторию   —   потенциальных   участников электронной коммерции. Пятая часть этой аудитории — жители США, 11% — представители Китая, 7% — японцы.

Однако, несмотря на появление «виртуальных компаний», ведущих бизнес целиком в сети Интернет, на сегодняшний день гораздо больше обычных фирм, которые используют электронную среду только для выполнения отдельных бизнес-функций и операций, таких как реклама и консультации, продвижение и продажа товаров и услуг, платежи, послепродажное обслуживание, дополняя ими основные виды деятельности, а иногда и, наоборот, успешное электронное взаимодействие с партнерами и клиентами — налаженным бизнесом в реальной среде. Вот почему развитие ЭК на сегодняшний день очень сильно зависит от смежных логистических систем вне пространства глобальной сети Интернет и корпоративных сетей. К ним относятся организация и ведение баз данных, транспортные перевозки материальной продукции, работа call-центров и складские операции, банковские и страховые услуги и др.

Информация о работе Международная торговля