Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций
Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.
В конце XX — начале XXI в. наиболее действенными конъюнктурообразующими факторами на сырьевых рынках были высокие темпы роста мировой экономики, дисбаланс между интенсивностью добычи и потребления большинства товаров, повышение степени либерализации в основных сегментах, рост спекулятивной составляющей.
В середине первого
десятилетия XXI в. цены на нефть и
металлы в очередной раз
Цены на
сырье (особенно на металлы)
в середине нынешнего
Таблица 18.1. Динамика индекса цен на важнейшие топливно-сырьевые товары (2000 г. = 100)
Товары | 1995 г. | 1997 г. | 1999 г. | 2001 г. | 2003 г. | 2005 г. |
Нефть | 61 | 68 | 64 | 86 | 102 | 189 |
Природный газ | 78 | 77 | 52 | 112 | 101 | 171 |
Уголь | 150 | 134 | 99 | 123 | 107 | 194 |
Алюминий | 116 | 103 | 88 | 93 | 92 | 123 |
Медь | 162 | 125 | 87 | 87 | 98 | 203 |
Железная руда | 99 | 105 | 96 | 104 | 111 | 226 |
Золото | 138 | 119 | 200 | 97 | 130 | 159 |
Серебро | 104 | 98 | 105 | 88 | 98 | 147 |
Уран | 141 | 146 | 121 | 104 | 136 | 337 |
Цинк | 91 | 117 | 95 | 79 | 73 | 122 |
Источник: International Financial Statistics. Yearbook 2006. Wash.: International Monetary Fund, 2006. P. 122—124.
Цены на сырьевые товары, особенно на металлы, имеют жестко детерминированную циклическую компоненту. Корреляция между экономическим ростом и ежегодным изменением цен на металлы составляет порядка 50%.
Ожидается, что
цены на большинство топливно-сырьевых
товаров будут снижаться в
среднесрочной перспективе
Мировой рынок сельскохозяйственных товаров
Для конъюнктуры
мирового рынка сельскохозяйственных
товаров характерна нестабильность
и непредсказуемость
Общемировой спрос на сельскохозяйственные товары представляет собой состоящее из двух неравных частей потребление — непосредственное и производственное. Соответственно, все произведенное сельскохозяйственное сырье распределяется на два потока: первый поступает непосредственно к потребителю через оптовую и розничную сеть, второй — лишь после переработки в промышленности и общественном питании.
Ценам на сельскохозяйственные товары свойствен ряд особенностей, определяющих состояние конъюнктуры мировых рынков. Прежде всего необходимо отметить рентный принцип ценообразования, что связано с использованием земли в качестве основного производственного ресурса. Согласно этому принципу рыночные цены формируются на основе худших условий производства, а это определяет условия конкуренции. Кроме того, особенностью рынка является множественность цен на аналогичный товар.
Для формирования
цен на аграрную продукцию характерны
также цикличность и
Таблица 18.2. Динамика индекса цен на важнейшие сельскохозяйственные товары (2000 г. = 100)
Товар | 1995 г. | 1997 г. | 1999 г. | 2001 г. | 2003 г. | 2005 г. |
Пшеница | 152 | 135 | 104 | 116 | 133 | 131 |
Рис | 158 | 149 | 122 | 85 | 98 | 141 |
Говядина | 99 | 96 | 95 | 110 | 102 | 135 |
Свинина | 106 | 123 | 75 | 104 | 90 | 114 |
Рыба | 131 | 102 | 98 | 79 | 82 | 112 |
Соевые бобы | 123 | 153 | 96 | 92 | 128 | 122 |
Кукуруза | 140 | 133 | 102 | 102 | 119 | 112 |
Сливочное масло | 155 | 131 | 108 | 106 | 107 | 146 |
Какао-бобы | 159 | 179 | 126 | 121 | 194 | 171 |
Натуральный каучук | 237 | 152 | 95 | 86 | 162 | 225 |
Шерсть | 177 | 158 | 98 | 118 | 235 | 189 |
Хлопок | 167 | 134 | 90 | 81 | 107 | 93 |
Источник: International Financial Statistics. Yearbook 2006. Wash. : International Monetary Fund, 2006. P. 122—124.
Масштабные взлеты и падения цен на сельскохозяйственные товары основываются на низкой эластичности спроса и предложения по цене. Ценовым индикатором для производителей сельскохозяйственной продукции, дающим импульс к переориентации в краткосрочном периоде с выращивания одних растениеводческих культур или видов скота на другие, являются соотношения индексов цен на взаимозаменяемые товары.
Например, на рынке пшеницы влияние субститутов проявляется как со стороны предложения (переход на выращивание других культур в зависимости от состояния рынка), так и со стороны спроса, когда используется менее дефицитное зерно для откорма скота. Степень взаимозаменяемости отдельных видов пшеницы при этом низка, так как ее отдельные сорта могут быть использованы в специальных отраслях. Локальным примером товарозамещения на рынке пшеницы может служить переход на повышенное потребление риса в странах Азии в периоды повышения цен на пшеницу.
Хотя на аграрных рынках межотраслевое товарозамещение распространено довольно широко (к примеру, потребление свинины при определенных условиях замещается в развитых странах лососевыми, говядины — тунцом, животных жиров — растительными), ведущая роль принадлежит внутриотраслевому воздействию товаров-субститутов. Поэтому в условиях современного этапа НТП диверсификация ассортимента на аграрных рынках идет по пути расширения количества вариантов, сортов и видов товаров в рамках одного наименования.
Результатом воздействия
новых аграрных биотехнологий производства
явилась дифференциация мирового рынка
сельскохозяйственных товаров на три
типа товаров: традиционные, генетически
модифицированные (ГМ), экологически чистые
(органические) (см. п. 5.4).
В то же время
продукция органического
* * *
Начало XXI в. на мировых товарных рынках явилось периодом весьма значительных изменений ценовых пропорций, связанных с воздействием как новых общих условий, так и динамично изменяющихся конъюнктурообразующих факторов.
Общей тенденцией
для всех товарных рынков явилось
усиление влияния на конъюнктуру
неэкономических условий и
Вступление мировой экономики в фазу процветания большого цикла конъюнктуры, характеризующуюся высокими темпами экономического роста, стимулировало развитие большинства товарных рынков, что повлекло за собой рост цен на многие товарные позиции. Локомотивом общего роста цен явились топливно-сырьевые рынки, наиболее интенсивно повышались цены на нефть и цветные металлы. В этом росте велика доля спекулятивной составляющей. Несмотря на свой значительный рост, цены на сырьевые товары оставались ниже их исторических пиков за последние полвека. При этом наблюдалось определенное снижение волатильности цен, связанное с ростом влияния на рынки научно-технического прогресса и углублением их товарной и географической диверсификации. В ближайшем десятилетии можно ожидать дальнейшего углубления обозначенных тенденций.
Содержание электронной торговли
Все большее
развитие получают внешнеторговые операции
в формате электронной
Данный вид коммерции обладает собственной коммуникационной инфраструктурой, правилами и этикой деловых взаимоотношений, собственной «электронной» терминологией.
Популярность глобальной сети растет необычайно быстро, происходит интеграция электронных каналов обмена информацией на базе Интернета (IP-телефония, теле- и радиовещание в Сети по широкополосным каналам и проч.). На конец 2006 г. согласно неполным данным порядка 800 млн человек в мире составляли планетарную интернет-аудиторию — потенциальных участников электронной коммерции. Пятая часть этой аудитории — жители США, 11% — представители Китая, 7% — японцы.
Однако, несмотря на появление «виртуальных компаний», ведущих бизнес целиком в сети Интернет, на сегодняшний день гораздо больше обычных фирм, которые используют электронную среду только для выполнения отдельных бизнес-функций и операций, таких как реклама и консультации, продвижение и продажа товаров и услуг, платежи, послепродажное обслуживание, дополняя ими основные виды деятельности, а иногда и, наоборот, успешное электронное взаимодействие с партнерами и клиентами — налаженным бизнесом в реальной среде. Вот почему развитие ЭК на сегодняшний день очень сильно зависит от смежных логистических систем вне пространства глобальной сети Интернет и корпоративных сетей. К ним относятся организация и ведение баз данных, транспортные перевозки материальной продукции, работа call-центров и складские операции, банковские и страховые услуги и др.