Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.docx

— 87.48 Кб (Скачать)

Другая традиционная группа российского экспорта — химическая продукция имеет долю в 5,5% и представлена сырьевой продукцией и продукцией низкой переработки: калийные и азотные удобрения, аммиак, синтетический каучук, синтетические смолы, автомобильные шины.

Удельный вес  древесины и целлюлозно-бумажной продукции составляет 3,2%, в том  числе лес круглый, пиломатериалы, целлюлоза, фанера, газетная бумага.

В последние  несколько лет быстрыми темпами  растет экспорт продовольствия и  сельскохозяйственного сырья, однако доля его невелика — 1,7%. Ведущие  экспортные товары данной группы —  рыба мороженая, пшеница, ячмень, мука пшеничная, семена подсолнечника, сгущенное молоко и сливки, хлеб и мучные изделия, шоколад и продукция, содержащая какао.

Другие товарные группы российского экспорта: драгоценные  камни, драгоценные металлы и  изделия из них — 2,6%; текстиль, текстильные  изделия и обувь — 0,2%; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них  — 0,1%.

Высокая доля сырьевых товаров в российском экспорте неудивительна: наша страна обладает высокими сравнительными преимуществами в данной сфере, позитивное влияние оказывает и благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти. Но главная проблема заключается в том, что топливно-сырьевая специализация не переходит в более развитые формы, связанные с углублением переработки сырья и топлива, что сужает возможности участия России в международном разделении труда.

Благодаря повышению  внутреннего спроса при реальном укреплении курса рубля происходит существенный рост импорта.

Доля России в мировом импорте 1,8%, в 2008 г. импорт оценивалась в 292 млрд долл., однако по абсолютному объему российский импорт почти вдвое ниже экспорта.

В товарной структуре  импорта страны ведущими являются две  товарные позиции — машины, оборудование и средства транспорта, а также продовольствие и сырье для его производства, на совокупную долю которых приходится примерно 2/3 импорта страны. Их доли соответственно — 47,4% и 15,3% в 2006 г. Основными статьями импорта машинотехнической продукции являются электробытовая техника и бытовая радиоэлектроника, в том числе мобильные телефоны, ноутбуки (т.е. структура носит четко выраженный потребительский характер). В группе продовольствия и сельскохозяйственного сырья преобладают мясо и мясопродукция (20%), кондитерские изделия, сахар-сырец и сахар белый, масло сливочное, подсолнечное, кукуруза, цитрусовые, чай, кофе. Из других товарных групп выделяется химическая продукция с долей в 15,9%, в том числе пластмассовые изделия, полиэфирные волокна, лакокрасочные изделия и др. (т.е. продукция высокого передела в отличие от товарной структуры российского экспорта химической продукции).

Другие статьи российского импорта: металлы и изделия из них – 7,3 %, текстиль, текстильные изделия и обувь — 3,7; древесина и целлюлозно-бумажная продукция — 2,8; минеральные продукты — 2,4; топливно-энергетические товары — 1,4; драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них — 0,2; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них — 0,3%.

    1. Мировая торговля услугами

Мировой товарооборот услуг в 2005 г. оценивался в 4760 млрд долл., в том числе экспорт — 2415 млрд долл, импорт услуг — 2345 млрд долл. (табл. 17.2). В совокупном мировом товарообороте товаров и услуг на долю услуг приходится более 20%.

Таблица 17.2. Динамика мировой торговли услугами в 1980-2005 гг., млрд долл.

  1980 г.  |  1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.
Экспорт 365,3 782,0 1188,9 1475,7 2415
Импорт 396,6 810,3 1190,9 1460,9 2345

Источник: International Trade Statistics: 2006. WTO, Geneva, 2007.

Торговля услугами растет быстрее торговли товарами, причем в структуре торговли увеличивается  доля «прочих коммерческих услуг», составляющая сегодня около половины всего экспорта услуг (1160 млрд долл.).

В группе прочих коммерческих услуг следует выделить платежи роялти и лицензионные вознаграждения, финансовые услуги, компьютерные и информационные (8%), страховые (6%), строительные (5%), услуги связи (5%), культурные и рекреационные услуги (3%), на которые приходится половина всех услуг данной группы и которые отличаются наиболее динамичными темпами роста.

Основными экспортерами прочих коммерческих услуг являются США (16,7%), Великобритания (11,8%), Германия (7,3%), Япония (5,2%), Франция (4,3%). В число 15 ведущих экспортеров услуг входят Индия, КНР и самостоятельно — Гонконг.

Мировой экспорт  туристических услуг оценивался в 2005 г. в 685 млрд долл. Из числа ведущих экспортеров следует выделить США (15,3%), Испанию (7,4%), Францию (6,5%), Италию (5,7%), Германию (4,4%), а также КНР, Турцию, Грецию, Мексику.

Мировой экспорт  транспортных услуг составлял в 2005 г. 570 млрд долл. Основные экспортеры этих видов услуг — США (11,2%), Германия (6,6%), Япония (6,5%), Великобритания (5,4%), Франция (5,1%), а также Южная Корея, Гонконг (КНР), Греция, Сингапур.

За последние 10 лет следует выделить динамичный рост экспорта услуг стран с формирующимися рынками, в частности КНР (и Гонконга), которые входят в первую «десятку» мировых экспортеров услуг. Однако крупнейшими экспортерами и импортерами услуг остаются развитые страны (75% в экспорте и 71,5% в импорте в 2004 г.).

Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг по итогам 2005 г. являются США — 14,7%; Великобритания 7,8; Германия — 6,2; Франция — 4,8; Япония — 4,5%. Ведущие импортеры услуг: США — 12,0%; Германия — 8,6; Великобритания — 6,6; Япония — 5,6; Франция — 4,5%.

Российская Федерация  занимает 27-е место в экспорте (удельный вес равен 1,0% в 2005 г.) и 17-е место в импорте услуг (1,6%).

    1. Внешнеторговая политика

Понятие внешнеторговой политики

Внешнеторговая  политика является составной частью внешнеэкономической политики государства (см. гл. 25, 26) и представляет собой комплекс мер, призванных содействовать росту конкурентоспособности страны на внешних рынках и защищать национальных производителей от конкуренции извне.

Внешнеторговая  политика включает два направления — экспортную политику и импортную политику. Экспортная политика может развиваться в рамках модели экспортоориентированного развития (ныне практикуется новыми индустриальными странами), а разновидностью импортной политики является политика импортозамещения, сыгравшая большую роль в индустриализации экономики многих стран.

В основу внешнеторговой политики положен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Как записано в первой статье Генерального соглашения по тарифам и торговле, принятого в 1947 г., РНБ — режим, согласно которому одна из двух договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определенный объем льгот, привилегий и изъятий во внешней торговле, он безусловно и немедленно распространяется на вторую договаривающуюся сторону. Приведенная формулировка определяет режим как безусловный, однако в современной внешнеторговой практике РНБ, как правило, носит условный характер, имеет немалые изъятия и предоставляется на основе принципа взаимных торговых уступок.

Другой важный режим — национальный, согласно которому зарубежным товарам и услугам, юридическим и физическим лицам, ведущим внешнеторговые операции, предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным товарам, услугам, юридическим и физическим лицам. Он действует прежде всего в отношении налогообложения импортных товаров и услуг, сбываемых на внутреннем рынке страны.

Внешнеторговая  политика реализуется на разных уровнях  — национальном; двустороннем; региональном; международном. Каждый из этих уровней  имеет свою специфику. В частности, в ряде стран, например Центральной  и Восточной Европы и СНГ, национальный уровень является определяющим в  силу несоответствия национального  внешнеторгового законодательства нормам и правилам ВТО, слабости национальных институтов содействия экспорту и регулирования  импорта.

На двустороннем уровне подписываются межгосударственные торговые договоры и соглашения, в  которых закрепляются режимы во внешнеторговой практике обеих сторон.

Особенности внешнеторговой политики на региональном уровне связаны  с членством страны в интеграционной группировке. В рамках зоны свободной торговли применяется, в частности, беспошлинный режим ввоза товаров стран-участниц, а в рамках таможенного союза проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран.

На международном  уровне при реализации внешнеторговой политики учитываются нормы и правила ВТО (при условии членства), а также рекомендации Общей системы преференций, применяющейся в отношении промышленной продукции, ввозимой из развивающихся стран на рынки развитых стран. Размер преференции, как правило, составляет 50% от ставки базовой пошлины, хотя объем преференций, списки товаров и круг стран, в отношении которых действуют национальные Системы преференций, значительно различаются. Например, в США преференции действуют в отношении 144 стран мира, в среднем преференциальная пошлина равна 3,7%, а в отношении товаров, ввозимых из стран Карибского бассейна, применяется нулевая ставка.

Протекционизм и либерализация

Внешнеторговая  политика может носить протекционистский  или либеральный характер. На протяжении длительного исторического периода  внешнеторговая политика мира носила главным образом протекционистский  характер. Под протекционизмом понимается политика, направленная на защиту национальных производителей от конкуренции извне  с помощью применения торговых барьеров. Суть протекционизма изменилась: если изначально он защищал наименее развитые отрасли экономики с помощью  таможенных пошлин и иных инструментов, то в XX в. акцент сместился в пользу защиты ряда наиболее развитых отраслей экономики. В итоге протекционизм стал агрессивным, или сверхпротекционизмом. Известны и другие особенности политики протекционизма. Одна из них — коллективный протекционизм, что характерно для таможенных союзов, в рамках которых провидится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. Другая особенность связана возможностью применения протекционизма на избирательное основе (селективный протекционизм), т.е. выборочное использование протекционистских мер защиты отдельных отраслей или товарных групп в отношении отдельных стран-поставщиков.

Начиная с 1980-х  гг. в мировой экономике наметился  процесс торговой либерализации  благодаря деятельности ГАТТ и снижению ставок таможенных пошлин, гармонизации нетарифных ограничений, унификации таможенных и административных формальностей. В итоге постоянно растет число стран с открытым внешнеторговым режимом.

В современном  мире сложилось неоднозначное соотношение  между протекционизмом и либерализацией внешнеторговой политики. При явной либерализации торговых режимов в большинстве стран мира сохраняется тенденция к протекционизму в случае необходимости защиты наиболее «чувствительных» отраслей национальной экономики.

    1. Инструменты внешнеторговой политики

Современная таможенно-тарифная система мира

Таможенно-тарифная система включает таможенные пошлины и таможенные тарифы.

Под таможенной пошлиной понимается государственный денежный сбор, взимаемый с товаров, провозимых через таможенную границу государства. Пошлина выполняет две функции: торгово-политическую, когда пошлина служит стоимостным барьером, включается в цену товара, повышает ее и снижает уровень конкурентоспособности; фискальную, когда пошлина поступает в бюджет государства. В современный период значение этой функции значительно снизилось вследствие таможенной либерализации. Поданным ВТО, доля пошлин в налоговых поступлениях в бюджеты развитых государств сократилась с 5,8 до 1,7%, в остальных — с 12,0 до 5,0% за 1985—2002 гг., хотя в некоторых странах доля пошлин в налоговых поступлениях казны превышает 30%.

Таможенные пошлины  различаются в зависимости от признака, положенного в основу их классификации.

 В зависимости  от объекта взимания различают  пошлины:

• импортные, наиболее применяемые в современной таможенной практике;

• экспортные, действующие, главным образом, в отношении вывоза стратегически важных товаров, энергоресурсов, сырья, пополнения доходной части бюджета продовольствия страны-экспортера (например, в России федеральный бюджет на 2/5 состоит из подобных пошлин);

• транзитные (применяемые при транзите товаров). В зависимости от способа взимания различают:

• адвалорные пошлины в виде процента от цены товара;

• специфические в форме фиксированной суммы с единицы, объема или веса товара;

• смешанные, или комбинированные — применяют две ставки пошлин — адвалорную и специфическую, а взимается большая из них. Например, в России пошлина на сахар равна 40%, но не менее 0,12 евро за 1 кг.

Информация о работе Международная торговля