Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций
Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.
Другая традиционная группа российского экспорта — химическая продукция имеет долю в 5,5% и представлена сырьевой продукцией и продукцией низкой переработки: калийные и азотные удобрения, аммиак, синтетический каучук, синтетические смолы, автомобильные шины.
Удельный вес
древесины и целлюлозно-
В последние несколько лет быстрыми темпами растет экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, однако доля его невелика — 1,7%. Ведущие экспортные товары данной группы — рыба мороженая, пшеница, ячмень, мука пшеничная, семена подсолнечника, сгущенное молоко и сливки, хлеб и мучные изделия, шоколад и продукция, содержащая какао.
Другие товарные группы российского экспорта: драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них — 2,6%; текстиль, текстильные изделия и обувь — 0,2%; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них — 0,1%.
Высокая доля сырьевых товаров в российском экспорте неудивительна: наша страна обладает высокими сравнительными преимуществами в данной сфере, позитивное влияние оказывает и благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти. Но главная проблема заключается в том, что топливно-сырьевая специализация не переходит в более развитые формы, связанные с углублением переработки сырья и топлива, что сужает возможности участия России в международном разделении труда.
Благодаря повышению внутреннего спроса при реальном укреплении курса рубля происходит существенный рост импорта.
Доля России в мировом импорте 1,8%, в 2008 г. импорт оценивалась в 292 млрд долл., однако по абсолютному объему российский импорт почти вдвое ниже экспорта.
В товарной структуре импорта страны ведущими являются две товарные позиции — машины, оборудование и средства транспорта, а также продовольствие и сырье для его производства, на совокупную долю которых приходится примерно 2/3 импорта страны. Их доли соответственно — 47,4% и 15,3% в 2006 г. Основными статьями импорта машинотехнической продукции являются электробытовая техника и бытовая радиоэлектроника, в том числе мобильные телефоны, ноутбуки (т.е. структура носит четко выраженный потребительский характер). В группе продовольствия и сельскохозяйственного сырья преобладают мясо и мясопродукция (20%), кондитерские изделия, сахар-сырец и сахар белый, масло сливочное, подсолнечное, кукуруза, цитрусовые, чай, кофе. Из других товарных групп выделяется химическая продукция с долей в 15,9%, в том числе пластмассовые изделия, полиэфирные волокна, лакокрасочные изделия и др. (т.е. продукция высокого передела в отличие от товарной структуры российского экспорта химической продукции).
Другие статьи российского импорта: металлы и изделия из них – 7,3 %, текстиль, текстильные изделия и обувь — 3,7; древесина и целлюлозно-бумажная продукция — 2,8; минеральные продукты — 2,4; топливно-энергетические товары — 1,4; драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них — 0,2; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них — 0,3%.
Мировой товарооборот услуг в 2005 г. оценивался в 4760 млрд долл., в том числе экспорт — 2415 млрд долл, импорт услуг — 2345 млрд долл. (табл. 17.2). В совокупном мировом товарообороте товаров и услуг на долю услуг приходится более 20%.
Таблица 17.2. Динамика мировой торговли услугами в 1980-2005 гг., млрд долл.
1980 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | ||
Экспорт | 365,3 | 782,0 | 1188,9 | 1475,7 | 2415 |
Импорт | 396,6 | 810,3 | 1190,9 | 1460,9 | 2345 |
Источник: International Trade Statistics: 2006. WTO, Geneva, 2007.
Торговля услугами растет быстрее торговли товарами, причем в структуре торговли увеличивается доля «прочих коммерческих услуг», составляющая сегодня около половины всего экспорта услуг (1160 млрд долл.).
В группе прочих коммерческих услуг следует выделить платежи роялти и лицензионные вознаграждения, финансовые услуги, компьютерные и информационные (8%), страховые (6%), строительные (5%), услуги связи (5%), культурные и рекреационные услуги (3%), на которые приходится половина всех услуг данной группы и которые отличаются наиболее динамичными темпами роста.
Основными экспортерами прочих коммерческих услуг являются США (16,7%), Великобритания (11,8%), Германия (7,3%), Япония (5,2%), Франция (4,3%). В число 15 ведущих экспортеров услуг входят Индия, КНР и самостоятельно — Гонконг.
Мировой экспорт туристических услуг оценивался в 2005 г. в 685 млрд долл. Из числа ведущих экспортеров следует выделить США (15,3%), Испанию (7,4%), Францию (6,5%), Италию (5,7%), Германию (4,4%), а также КНР, Турцию, Грецию, Мексику.
Мировой экспорт транспортных услуг составлял в 2005 г. 570 млрд долл. Основные экспортеры этих видов услуг — США (11,2%), Германия (6,6%), Япония (6,5%), Великобритания (5,4%), Франция (5,1%), а также Южная Корея, Гонконг (КНР), Греция, Сингапур.
За последние 10 лет следует выделить динамичный рост экспорта услуг стран с формирующимися рынками, в частности КНР (и Гонконга), которые входят в первую «десятку» мировых экспортеров услуг. Однако крупнейшими экспортерами и импортерами услуг остаются развитые страны (75% в экспорте и 71,5% в импорте в 2004 г.).
Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг по итогам 2005 г. являются США — 14,7%; Великобритания 7,8; Германия — 6,2; Франция — 4,8; Япония — 4,5%. Ведущие импортеры услуг: США — 12,0%; Германия — 8,6; Великобритания — 6,6; Япония — 5,6; Франция — 4,5%.
Российская Федерация занимает 27-е место в экспорте (удельный вес равен 1,0% в 2005 г.) и 17-е место в импорте услуг (1,6%).
Понятие внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика является составной частью внешнеэкономической политики государства (см. гл. 25, 26) и представляет собой комплекс мер, призванных содействовать росту конкурентоспособности страны на внешних рынках и защищать национальных производителей от конкуренции извне.
Внешнеторговая политика включает два направления — экспортную политику и импортную политику. Экспортная политика может развиваться в рамках модели экспортоориентированного развития (ныне практикуется новыми индустриальными странами), а разновидностью импортной политики является политика импортозамещения, сыгравшая большую роль в индустриализации экономики многих стран.
В основу внешнеторговой политики положен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Как записано в первой статье Генерального соглашения по тарифам и торговле, принятого в 1947 г., РНБ — режим, согласно которому одна из двух договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определенный объем льгот, привилегий и изъятий во внешней торговле, он безусловно и немедленно распространяется на вторую договаривающуюся сторону. Приведенная формулировка определяет режим как безусловный, однако в современной внешнеторговой практике РНБ, как правило, носит условный характер, имеет немалые изъятия и предоставляется на основе принципа взаимных торговых уступок.
Другой важный режим — национальный, согласно которому зарубежным товарам и услугам, юридическим и физическим лицам, ведущим внешнеторговые операции, предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным товарам, услугам, юридическим и физическим лицам. Он действует прежде всего в отношении налогообложения импортных товаров и услуг, сбываемых на внутреннем рынке страны.
Внешнеторговая
политика реализуется на разных уровнях
— национальном; двустороннем; региональном;
международном. Каждый из этих уровней
имеет свою специфику. В частности,
в ряде стран, например Центральной
и Восточной Европы и СНГ, национальный
уровень является определяющим в
силу несоответствия национального
внешнеторгового
На двустороннем
уровне подписываются
Особенности внешнеторговой политики на региональном уровне связаны с членством страны в интеграционной группировке. В рамках зоны свободной торговли применяется, в частности, беспошлинный режим ввоза товаров стран-участниц, а в рамках таможенного союза проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран.
На международном уровне при реализации внешнеторговой политики учитываются нормы и правила ВТО (при условии членства), а также рекомендации Общей системы преференций, применяющейся в отношении промышленной продукции, ввозимой из развивающихся стран на рынки развитых стран. Размер преференции, как правило, составляет 50% от ставки базовой пошлины, хотя объем преференций, списки товаров и круг стран, в отношении которых действуют национальные Системы преференций, значительно различаются. Например, в США преференции действуют в отношении 144 стран мира, в среднем преференциальная пошлина равна 3,7%, а в отношении товаров, ввозимых из стран Карибского бассейна, применяется нулевая ставка.
Протекционизм и либерализация
Внешнеторговая
политика может носить протекционистский
или либеральный характер. На протяжении
длительного исторического
Начиная с 1980-х гг. в мировой экономике наметился процесс торговой либерализации благодаря деятельности ГАТТ и снижению ставок таможенных пошлин, гармонизации нетарифных ограничений, унификации таможенных и административных формальностей. В итоге постоянно растет число стран с открытым внешнеторговым режимом.
В современном
мире сложилось неоднозначное
Современная таможенно-тарифная система мира
Таможенно-тарифная система включает таможенные пошлины и таможенные тарифы.
Под таможенной пошлиной понимается государственный денежный сбор, взимаемый с товаров, провозимых через таможенную границу государства. Пошлина выполняет две функции: торгово-политическую, когда пошлина служит стоимостным барьером, включается в цену товара, повышает ее и снижает уровень конкурентоспособности; фискальную, когда пошлина поступает в бюджет государства. В современный период значение этой функции значительно снизилось вследствие таможенной либерализации. Поданным ВТО, доля пошлин в налоговых поступлениях в бюджеты развитых государств сократилась с 5,8 до 1,7%, в остальных — с 12,0 до 5,0% за 1985—2002 гг., хотя в некоторых странах доля пошлин в налоговых поступлениях казны превышает 30%.
Таможенные пошлины различаются в зависимости от признака, положенного в основу их классификации.
В зависимости от объекта взимания различают пошлины:
• импортные, наиболее применяемые в современной таможенной практике;
• экспортные, действующие, главным образом, в отношении вывоза стратегически важных товаров, энергоресурсов, сырья, пополнения доходной части бюджета продовольствия страны-экспортера (например, в России федеральный бюджет на 2/5 состоит из подобных пошлин);
• транзитные (применяемые при транзите товаров). В зависимости от способа взимания различают:
• адвалорные пошлины в виде процента от цены товара;
• специфические в форме фиксированной суммы с единицы, объема или веса товара;
• смешанные, или комбинированные — применяют две ставки пошлин — адвалорную и специфическую, а взимается большая из них. Например, в России пошлина на сахар равна 40%, но не менее 0,12 евро за 1 кг.