Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций
Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.
Спецификой обладают рынки наукоемких товаров. По классификации ОЭСР к числу наукоемких товаров относится продукция четырех отраслей: аэрокосмической, фармацевтической, производства компьютеров и офисного оборудования, электронных средств коммуникаций. Данная классификация не является исчерпывающей, национальные классификации наукоемких товаров в ряде стран существенно шире. Так, в США к ним относят продукцию биотехнологий, новые материалы, атомные реакторы, отдельные виды вооружений.
Факторы формирования конъюнктуры
В теории экономической конъюнктуры среди совокупности движущих сил, причин и явлений, определяющих состояние конъюнктуры, выделяют общие условия и факторы ее формирования.
Под общими условиями конъюнктуры понимают совокупность явлений и причин, под воздействием которых формируются тенденции рынков, складывается характер взаимодействия между ними и осуществляется переход из одного состояния в другое. К важнейшим общим условиям конъюнктуры относятся глобализация мировой экономики, основные направления развития научно-технического прогресса, структурные сдвиги в экономике, милитаризация, экологизация процессов международного взаимодействия.
Факторы экономической конъюнктуры (или конъюнктурообразующие факторы) во многом формируются общими условиями конъюнктуры, вытекают из них. Они представляют собой конкретные движущие силы, определяющие направления и темпы развития конъюнктуры в заданных хронологических рамках.
При многообразии подходов к классификации факторов для целей исследования товарных рынков можно выделить следующие.
1. Факторы предложения и спроса. Поскольку в реальный период времени предложение товара на рынке может быть рассмотрено как объем производства данного товара плюс запасы, то к основным конъюнктурообразуюшим факторам предложения относят масштабы, технологические особенности и характер производства, степень загрузки производственных мощностей, портфель заказов в отрасли, специфику инвестирования и лаги инвестиций в создание новых и расширение имеющихся мощностей, уровень развития фундаментальных и прикладных исследований, состояние трудовых ресурсов, величину и долю запасов во всех звеньях производственного и сбытового процесса.
Спрос на товар отражает реальные текущие потребности общества плюс необходимость формирования запасов, поэтому в качестве основных факторов спроса выделяют объем личного и производственного потребления, валовые инвестиции, лаги инвестиций и норму прибыли в потребляющих отраслях, уровень доходов населения, физический объем и структуру экспорта, размер и структуру запасов, наличие товаров-субститутов и состояние спроса в соответствующих отраслях.
2. Эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Эндогенными будут считаться те факторы, которые формируются в рамках товарного рынка и влияют на него. Например, изменение размера посевных площадей под зерновыми является эндогенным фактором на рынке пшеницы, кукурузы, ячменя. Для этих же рынков рост цен на топливо, оказывающий заметное влияние на конъюнктуру, относится к экзогенным факторам.
3. Краткосрочные — от нескольких недель до 1—1,5 лет, среднесрочные — до 8—10 лет, долгосрочные — свыше 8—10 лет. Классификация факторов по продолжительности их воздействия на конъюнктуру позволяет определить, какие явления будут оказывать влияние на формирование тенденции, а какие — на возможные отклонения от этой тенденции, на интенсивность изменения конъюнктуры на разных хронологических отрезках.
4. Циклические и нециклические. Ряд изменений исследуемых объектов происходит под влиянием больших циклов (например, колебание нормы вложений в пассивную часть основного капитала), другие же — из-за развития среднесрочного цикла (изменение товарно-материальных запасов), некоторые — из-за наличия специфических производственных циклов в аграрных отраслях (возможность увеличения производства товара лишь по истечении времени выращивания или созревания продукта, которое определяется биологическими особенностями).
Кроме этих основных
классификаций, применяемых при
анализе и прогнозировании
Необходимо отметить, что в силу многофакторного характера развития мировых товарных рынков даже при высокой степени развития прикладных экономических исследований в современных условиях не достигается 100%-ный уровень точности анализа и прогнозирования их конъюнктуры. Более того, необходимость учета факторов неэкономического характера снижает точность исследования отдельных рынков.
Конъюнктуро- и ценообразующие факторы
Важным вопросом является соотношение понятий конъюнктурообразующих и ценообразующихфакторов, т.е. все ли конъюнктурообразующие факторы оказывают воздействие на цены. Многочисленные исследования показали, что в той или иной степени все они оказывают влияние на цены, однако одни действуют непосредственно и степень их влияния может быть определена количественно, другие — через сложную систему прочих элементов рыночного механизма, и часто это воздействие можно оценить лишь весьма приблизительно.
В свою очередь все ценообразующие факторы подразделяются на факторы первого порядка, или основополагающие, т.е. оказывающие влияние на рыночную цену непосредственно, на факторы второго и последующих порядков, действующие на цену опосредованно, а также на специфические факторы, которые влияют на цену на микроуровне.
К числу основополагающих ценообразующих факторов относятся: уровень затрат на единицу продукции, соотношение спроса и предложения, регулирование цен со стороны государства и хозяйствующих субъектов, инфляция, валютный курс. Факторы второго порядка представляют собой основные элементы основополагающих факторов. К примеру, изменение заработной платы в автомобилестроении будет влиять на цену единицы продукции, т.е. автомобиля, через изменение затрат. К специфическим факторам относятся потребительские и качественные характеристики товара, базисные условия поставки, условия отгрузки, сроки поставки, условия платежа, характер взаимоотношений контрагентов.
Мировая цена и множественность цен
Для практических целей исследования товарных рынков необходимо из всех многочисленных цен, формирующихся на разных стадиях товарооборота, выделять понятие мировой цены. Мировой ценой считается внешнеторговая цена, по которой на мировом товарном рынке регулярно осуществляются импортные или экспортные операции, платежи по которым предусматриваются в свободно конвертируемой валюте. К числу наиболее распространенных видов мировых цен в зависимости от особенностей товара относятся биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов, средние экспортные или импортные цены, справочные цены, цены предложений крупных фирм, цены фактических сделок.
Одной из характерных черт мировой цены товарного рынка является ее множественность: в один и тот же период времени при аналогичной конъюнктуре существуют различные уровни цен на товар с одними и теми же качественными характеристиками. В основе такой дисперсии цен лежат специфические ценообразующие факторы. Действительная и мнимая множественность цен создает проблемы практического выбора мировой цены, которые решаются путем выявления основы их формирования на конкретном товарном рынке.
Мировой рынок машин и оборудования
Рынок машин и оборудования широко диверсифицирован, к этой группе относятся и спутники, и океанские лайнеры, и персональные компьютеры, и мобильные телефоны. Номенклатура продукции машиностроения чрезвычайно велика (не существует точных данных о количестве товаров этой группы).
К началу XXI в. рынки машин и оборудования превратились в глобальные рынки, на которых определяющими факторами развития стали креативность, инновации и постоянные новшества. Во многих товарах данной группы значительную долю в затратах на единицу продукции составляют инновационные и интеллектуальные компоненты.
Общая тенденция движения цен на машины и оборудование в конце XX — начале XXI в. складывается как повышательная.
Основными причинами этого явления можно считать рост степени товарной диверсификации; постоянное улучшение качества изделий, что ведет к росту издержек; рост затрат на исследования и разработки; инфляционные процессы.
Динамика цен
по отдельным товарным группам является
при этом разнонаправленной. Долговременной
тенденцией является падение цен
на стандартные массовые изделия
промышленного и бытового назначения
и рост на уникальное, нестандартное
оборудование. Снижению цен способствует
повышение серийности оборудования,
так как оно дает возможности
для снижения издержек и роста
производительности. Рост цен, в свою
очередь, стимулируется государственными
программами поддержки
Цены на массовые
стандартные изделия
Цены на нестандартное и уникальное оборудование ориентируются на индивидуальные издержки производства и индивидуальную норму прибыли производителей. Для определения цен на этих товарных рынках часто используются расчетные методы: удельных стоимостей, скользящей цены, индексные. Соответственно, велика дисперсия цены.
При расчете цен на комплектное оборудование в качестве основных элементов учитывается стоимость технологического оборудования, проектных и изыскательских работ, инженерно-консультационных услуг, строительно-монтажных и прочих работ.
При этом
основными методами расчета
На цены влияет также состояние отраслей, потребляющих оборудование. Классическим стал пример снижения портфеля заказов в авиастроении после террористических актов в США. В начале нынешнего десятилетия наблюдалось снижение цен на все основные виды новых торговых судов, особенно на контейнеровозы и сухогрузы, что отражало снижение спроса на перевозимые ими товары. Одновременно в тот период дорожали суда для перевозки сжиженного природного и нефтяного газа.
В ряде товарных сегментов рынка в последние годы весьма ярко проявляется тенденция зависимости цен и конъюнктуры товара от сферы инновационных услуг. К примеру, мобильные телефоны, активно завоевавшие потребительские рынки лишь полтора десятилетия назад, являются продуктом телекоммуникационной отрасли, прошедшим многоуровневую вертикальную и широкую горизонтальную диверсификацию. Рынки этих товаров сложились как глобальные, концентрированные, высококонкурентные, инновационные и прошли стадии как активного роста, так и кризиса, выйдя в настоящее время на этап устойчивого подъема (объем продаж за последние 5 лет вырос более чем на 50%). При этом в настоящее время потребительские характеристики мобильных телефонов основных производителей выравнялись, и в системе «аппарат—услуга» ведущую роль стали играть именно услуги операторов, т.е. абонент в первую очередь выбирает компанию связи, а телефон становится лишь средством получения услуги. Это привело к выравниванию цен, способствовало стабилизации цен в товарных сегментах (кроме элитного). Еще одним примером углубления связи «товар — услуга» может служить объявленное на государственном уровне предстоящее предоставление услуг навигационной системы ГЛОНАСС гражданским потребителям, которое вызвало необходимость доведения до коммерческого уровня российских приборов передачи и обработки сигналов, адаптированных к этой системе, и неизбежно повлечет за собой перераспределение соответствующего мирового рынка.
В условиях постоянного
развития всех направлений научно-
Мировой рынок топливно-сырьевых товаров
Предложение на рынках минерального сырья и топлива определяется такими характеристиками этих товаров, как невозобновляемость, относительная ограниченность, географическая неравномерность размещения ресурсов.
Основными факторами
предложения на рынке являются: состояние
научно-технического прогресса в
геологоразведке и добыче; уровень
текущего производства; фаза цикла
воспроизводства; запасы у продуцентов;
государственное и
Спрос на рынках минерального сырья и топлива зависит от следующих факторов: масштабы и структура потребления; состояние научно-технического прогресса в потребляющих отраслях; фаза цикла воспроизводства; платежеспособность компаний; регулирование рынка; пополнение стратегических запасов; запасы у потребителей.