Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций
Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.
• лицензирование — это система разрешений ввоза/вывоза товаров на основе выдачи специального документа — лицензии. В зависимости от вида лицензии могут быть неавтоматическими и автоматическими. Неавтоматические лицензии включают генеральные лицензии (постоянно действующее разрешение на ввоз/вывоз продукции) и индивидуальные лицензии (выдается фирме-поставщику с указанием квоты продукции, разрешенной к ввозу/вывозу в течение ограниченного срока). Автоматические лицензии представляют собой упрощенную форму лицензирования, при которой формальности их получения сведены к минимуму;
• «добровольные» ограничения экспорта ограничения, при, меняемые страной-экспортером под давлением со стороны импортера. Регулируются качена многосторонней, так и на двусторонней основе. Требуют использования лицензирования и устанавливают квоту на продукцию. Применяются в основном в отношении металлопродукции, автомобилей, текстильной продукции;
• валютные и прочие формы финансового контроля — ограничения в отношении платежей в иностранной валюте в целях контроля над международной торговлей и/или движением капиталов и требующие лицензирования. Эти ограничения могут включать систему множественных валютных курсов в зависимости от характера сделок;
• требования содержания местного компонента, т.е. в производстве конечного товара должна быть использована отечественная продукция и/или материалы, рабочая сила. Эта мера является прямым барьером, так как предусматривает непосредственное участие импортеров в процессе производства (или производстве добавленной стоимости);
• дискриминационные двусторонние соглашения, т.е. преференциальные торговые соглашения, создающие избирательный торгово-политический режим для отдельных товаров и государств;
• встречная торговля — особые соглашения, включая бартер, встречные покупки товаров вместо традиционной оплаты денежными ресурсами.
Группа V. Ограничения, связанные с механизмом платежей, — пограничные налоги, внутренние налоги и сборы, импортные депозиты:
• внутренние налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизные сборы), взимаемые с импортного товара на рынке страны потребления, что ведет к росту импортной цены независимо от уровня издержек. Этот факт позволяет считать данную подгруппу дискриминационным внутренним налогообложением;
• пограничные косвенные налоги (специальные и дополнительные импортные налоги, таможенные сборы за таможенную очистку товара), взимаемые при прохождении товаром таможенной границы по принципу страны потребления (т.е. взимаются только с импортных товаров);
• требование импортного (предварительного) депозита, когда импортер должен поместить определенную сумму (с учетом стоимости импорта) на специальный беспроцентный счет в банке в качестве залога предстоящего платежа. По завершении сделки внесенная сумма возвращается импортеру, но без процентов. Сумма депозита может достигать 50—70% от стоимости импорта и призвана уменьшить наличные денежные ресурсы импортера.
Налоги взимаются с импортных товаров на всем пути их следования. При этом пограничные налоги взимаются только с импортных товаров, а внутренние налоги — также и с товаров отечественного производства, предназначенных для внутреннего сбыта. Достаточно распространенным в мировой практике принципом налогообложения является национальный режим, который исходит из равных ставок налогов в отношении национальных и зарубежных юридических и физических лиц, товаров и услуг. Однако налогообложение зарубежных товаров носит дискриминационный характер. Главная причина заключается в разных уровнях цен: если для определения налога с внутреннего товара используется отпускная цена промышленности, то при налогообложении иностранной продукции за основу принимается импортная цена «СИФ», более высокая, поскольку включает не только цену товара, но и стоимость страхования и транспортировки.
С практической
точки зрения НТО более эффективны
по сравнению с таможенными
Инструменты экспортной политики
Экспортная политика может осуществляться как политика стимулирования экспорта и политика экспортного контроля. Каждое из направлений имеет свои цели, задачи и инструменты.
Политика стимулирования экспорта призвана поддержать национальных производителей, сбывающих продукцию на внешних рынках, за счет предоставления разного рода стимулов прямого и косвенного воздействия. Из числа основных инструментов следует выделить: I) субсидирование производства и/или экспорта товаров; 2) налоговые льготы компаниям-экспортерам; 3) предоставление льготных экспортных кредитов и их страхование; 4) разработку государственных программ поддержки национальных экспорте, ров; 5) лизинг (предоставление машин, оборудования и средств транспорта в аренду); 6) скидки с цены товара (постоянным клиентам, за оплату товара наличными средствами, за покупку товара вне сезона, дилерская скидка за покупку товара, впервые сбываемого на рынке, и др.); 7) послепродажное техническое обслуживание товара, в том числе гарантийное; 8)инжиниринговые услуги по проектированию, строительству предприятия, поставке оборудования для него, обучению специалистов; 9) конкуренцию качества (улучшение качественных характеристик товара, в том числе снижение веса, уменьшение габаритов, повышение износостойкости и ремонтоспособности); 10) развитие экспортно-производственных зон, особенно в развивающихся странах; 11) функционирование государственных органов поддержки национальных экспортеров; 12) демпинг.
Субсидирование производства и/или экспорта товаров может осуществляться в прямой или косвенной форме. К прямому субсидированию относят выделение отрасли или компании финансовых дотаций на производство и/или экспорт продукции в целях снижения уровня издержек производства, снижения цены и повышения ценовой конкурентоспособности, а также предоставление скидки с транспортных тарифов при перевозке экспортных грузов внутренним транспортом и на экспортные перевозки. Например, в практике США применяются 50 программ субсидирования экспорта в форме снижения ставок подоходного налога, грантов, контрактов или иных соглашений с частнопредпринимательским сектором на федеральном и региональном уровнях.
По правилам
ВТО прямое субсидирование разрешается
только в отношении
По конечному эффекту субсидирование аналогично демпингу, так как в итоге снижается цена экспортируемого товара ниже уровня нормальной цены и повышается его конкурентоспособность. Но субсидирование характерно для государственной практики, а демпинг — для практики отдельных компаний.
Прямое субсидирование активно применяется разными странами мира в отношении производства и/или экспорта продовольствия. Так, в ЕС ежегодный объем субсидирования сельскохозяйственного экспорта составляет 2,5 млрд евро, в том числе в отношении экспорта сахара, молока, масла, говядины, сыров.
Косвенное субсидирование
может принимать форму
Еще один инструмент
стимулирования экспорта — налоговые
льготы экспортерам, в том числе:
1) возврат НДС при экспорте товара
(НДС взимают по месту страны потребления
товара); 2) возврат ранее уплаченных
пошлин (если в производстве применялось
ранее импортированное сырье
и полуфабрикаты); 3) условно-беспошлинный
ввоз (сырье и полуфабрикаты
Демпинговая практика
нередко применяется компаниями
в целях завоевания ниши на рынке.
Для этого устанавливают цену
товара ниже его цены на внутреннем
рынке страны-производителя
Согласно Антидемпинговому
кодексу, действующему в рамках ВТО,
под демпингом понимается продажа
товаров одной страны на рынке
другого государства по заниженным
ценам. Такой демпинг получил
название товарного демпинга и осуществляется
при сбыте товаров крупными партиями,
а также товаров, не имеющих аналогов
на мировых рынках, уникальных по технологическому
уровню и т.д. Демпинг могут проводить
крупные компании, выступающие монополистами
и устанавливающие монопольно высокие
цены на внутреннем рынке. Получая сверхприбыль
при сбыте товара на внутреннем рынке,
компания-производитель в
Политика экспортного
контроля (регулирования экспорта)
проводится в целях решения проблемы
продовольственной или
Понятие конъюнктуры. Классификация товарных рынков
Состояние мировых рынков, иначе говоря, их конъюнктура и тесно связанные с ней цены, — объект пристального внимания участников международной торговли. Для получения ответа на вопросы о направлении развития хозяйственной конъюнктуры, основных конъюнктурообразующих факторах, об уровне цен, динамике их изменения в прошлом, настоящем и будущем, а также для выяснения механизма их образования проводятся сложнейшие аналитические и прогнозные исследования.
В экономической (хозяйственной) конъюнктуре различают общехозяйственную конъюнктуру (экономика отдельной страны или мировое хозяйство в целом) и конъюнктуру товарных рынков (национальных и мировых рынков тех или иных товаров). Для участников мировой торговли практический интерес представляет в первую очередь конъюнктура товарных рынков.
Многообразие
товарных рынков требует их классификации.
Существует несколько классификаций,
в том числе по территориальному
охвату рынков (внутренний, национальный,
международный, мировой), по различию в
характере взаимоотношений
Отраслевая классификация (международная классификация ООН) — одна из базовых в систематизации товарных рынков. Для статистических целей в ней выделены рынки машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственных и лесных товаров. В свою очередь каждая из этих групп подразделяется на подгруппы, поскольку задачи статистики требуют определенного упорядочения и унификации. Для изучения рынков, напротив количество уровней и степень товарной детализации зависят от целей исследования и требуемой точности анализа конъюнктуры Например, для одних исследований достаточно выявления факторов, влияющих на рынок сельскохозяйственных товаров в целом, а для других — на рынок хлебопекарной пшеницы с определенными качественными характеристиками.
Существенно для
анализа конъюнктуры выделение
рынков потребительских и