Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.docx

— 87.48 Кб (Скачать)

• лицензирование — это система разрешений ввоза/вывоза товаров на основе выдачи специального документа — лицензии. В зависимости от вида лицензии могут быть неавтоматическими и автоматическими. Неавтоматические лицензии включают генеральные лицензии (постоянно действующее разрешение на ввоз/вывоз продукции) и индивидуальные лицензии (выдается фирме-поставщику с указанием квоты продукции, разрешенной к ввозу/вывозу в течение ограниченного срока). Автоматические лицензии представляют собой упрощенную форму лицензирования, при которой формальности их получения сведены к минимуму;

•  «добровольные» ограничения экспорта ограничения, при, меняемые страной-экспортером под давлением со стороны импортера. Регулируются качена многосторонней, так и на двусторонней основе. Требуют использования лицензирования и устанавливают квоту на продукцию. Применяются в основном в отношении металлопродукции, автомобилей, текстильной продукции;

• валютные и прочие формы финансового контроля — ограничения в отношении платежей в иностранной валюте в целях контроля над международной торговлей и/или движением капиталов и требующие лицензирования. Эти ограничения могут включать систему множественных валютных курсов в зависимости от характера сделок;

• требования содержания местного компонента, т.е. в производстве конечного товара должна быть использована отечественная продукция и/или материалы, рабочая сила. Эта мера является прямым барьером, так как предусматривает непосредственное участие импортеров в процессе производства (или производстве добавленной стоимости);

• дискриминационные двусторонние соглашения, т.е. преференциальные торговые соглашения, создающие избирательный торгово-политический режим для отдельных товаров и государств;

• встречная торговля — особые соглашения, включая бартер, встречные покупки товаров вместо традиционной оплаты денежными ресурсами.

Группа V. Ограничения, связанные с механизмом платежей, — пограничные налоги, внутренние налоги и сборы, импортные депозиты:

• внутренние налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизные сборы), взимаемые с импортного товара на рынке страны потребления, что ведет к росту импортной цены независимо от уровня издержек. Этот факт позволяет считать данную подгруппу дискриминационным внутренним налогообложением;

• пограничные косвенные налоги (специальные и дополнительные импортные налоги, таможенные сборы за таможенную очистку товара), взимаемые при прохождении товаром таможенной границы по принципу страны потребления (т.е. взимаются только с импортных товаров);

• требование импортного (предварительного) депозита, когда импортер должен поместить определенную сумму (с учетом стоимости импорта) на специальный беспроцентный счет в банке в качестве залога предстоящего платежа. По завершении сделки внесенная сумма возвращается импортеру, но без процентов. Сумма депозита может достигать 50—70% от стоимости импорта и призвана уменьшить наличные денежные ресурсы импортера.

Налоги взимаются  с импортных товаров на всем пути их следования. При этом пограничные  налоги взимаются только с импортных  товаров, а внутренние налоги — также  и с товаров отечественного производства, предназначенных для внутреннего сбыта. Достаточно распространенным в мировой практике принципом налогообложения является национальный режим, который исходит из равных ставок налогов в отношении национальных и зарубежных юридических и физических лиц, товаров и услуг. Однако налогообложение зарубежных товаров носит дискриминационный характер. Главная причина заключается в разных уровнях цен: если для определения налога с внутреннего товара используется отпускная цена промышленности, то при налогообложении иностранной продукции за основу принимается импортная цена «СИФ», более высокая, поскольку включает не только цену товара, но и стоимость страхования и транспортировки.

С практической точки зрения НТО более эффективны по сравнению с таможенными пошлинами, так как они относятся к  мерам скрытого регулирования и  носят непрозрачный характер; их сложнее  урегулировать на межгосударственном уровне в отличие от пошлин, подпадающих  под режим наибольшего благоприятствования; они многократно применяются  к одному и тому же товару. Их протекционистский  эффект можно уменьшить за счет гармонизации и повышения уровня прозрачности.

Инструменты экспортной политики

Экспортная политика может осуществляться как политика стимулирования экспорта и политика экспортного контроля. Каждое из направлений  имеет свои цели, задачи и инструменты.

Политика стимулирования экспорта призвана поддержать национальных производителей, сбывающих продукцию  на внешних рынках, за счет предоставления разного рода стимулов прямого и  косвенного воздействия. Из числа основных инструментов следует выделить: I) субсидирование производства и/или экспорта товаров; 2) налоговые льготы компаниям-экспортерам; 3) предоставление льготных экспортных кредитов и их страхование; 4) разработку государственных программ поддержки национальных экспорте, ров; 5) лизинг (предоставление машин, оборудования и средств транспорта в аренду); 6) скидки с цены товара (постоянным клиентам, за оплату товара наличными средствами, за покупку товара вне сезона, дилерская скидка за покупку товара, впервые сбываемого на рынке, и др.); 7) послепродажное техническое обслуживание товара, в том числе гарантийное; 8)инжиниринговые услуги по проектированию, строительству предприятия, поставке оборудования для него, обучению специалистов; 9) конкуренцию качества (улучшение качественных характеристик товара, в том числе снижение веса, уменьшение габаритов, повышение износостойкости и ремонтоспособности); 10) развитие экспортно-производственных зон, особенно в развивающихся странах; 11) функционирование государственных органов поддержки национальных экспортеров; 12) демпинг.

Субсидирование  производства и/или экспорта товаров  может осуществляться в прямой или  косвенной форме. К прямому субсидированию относят выделение отрасли или компании финансовых дотаций на производство и/или экспорт продукции в целях снижения уровня издержек производства, снижения цены и повышения ценовой конкурентоспособности, а также предоставление скидки с транспортных тарифов при перевозке экспортных грузов внутренним транспортом и на экспортные перевозки. Например, в практике США применяются 50 программ субсидирования экспорта в форме снижения ставок подоходного налога, грантов, контрактов или иных соглашений с частнопредпринимательским сектором на федеральном и региональном уровнях.

По правилам ВТО прямое субсидирование разрешается  только в отношении сельскохозяйственной продукции, товаров лесного и  рыбного хозяйства. Субсидирование промышленной продукции могут проводить  только те развивающиеся страны, где среднедушевой ВВП не превышает 1000 долл. в год. Размер субсидии, как правило, 1—2%, не ведет к расследованию факта субсидирования и введению компенсационной пошлины.

По конечному  эффекту субсидирование аналогично демпингу, так как в итоге снижается  цена экспортируемого товара ниже уровня нормальной цены и повышается его  конкурентоспособность. Но субсидирование характерно для государственной  практики, а демпинг — для практики отдельных компаний.

 

Прямое субсидирование активно применяется разными  странами мира в отношении производства и/или экспорта продовольствия. Так, в ЕС ежегодный объем субсидирования сельскохозяйственного экспорта составляет 2,5 млрд евро, в том числе в отношении экспорта сахара, молока, масла, говядины, сыров.

Косвенное субсидирование может принимать форму льготного  экспортного кредитования машин, оборудования и средств транспорта; страхования экспортных кредитов; предоставления льгот на доступ к информации и технологиям в целях повышения темпов роста экспорта. В качестве примера можно привести практику Экспортно-импортного банка (Эксимбанка) США. Экспортерам предоставляются кредиты, займы и страхование на основе трех программ — страхования экспортных кредитов, финансирования производства экспортных товаров, предоставления средне- и долгосрочных кредитов и прямого кредитования зарубежных покупателей. Финансовые займы гарантируются администрацией США при условии, что продукция содержит как минимум 50% местного компонента. В 2003 г. объем финансирования экспорта США составил 10,5 млрд долл., в том числе гарантий — 7,8 млрд долл., страхования экспортных кредитов — 2,7 млрд долл.

Еще один инструмент стимулирования экспорта — налоговые  льготы экспортерам, в том числе: 1) возврат НДС при экспорте товара (НДС взимают по месту страны потребления  товара); 2) возврат ранее уплаченных пошлин (если в производстве применялось  ранее импортированное сырье  и полуфабрикаты); 3) условно-беспошлинный ввоз (сырье и полуфабрикаты ввозятся беспошлинно при условии, что  будут использованы в производстве продукции для последующего экспорта, например, толлинговые схемы); 4) создание в компании фонда поддержки экспорта, не подлежащего налогообложению; 5) снижение ставок налогов на корпоративные доходы; 6) разрешение исключать из суммы налогооблагаемой базы расходы на НИОКР.

Демпинговая практика нередко применяется компаниями в целях завоевания ниши на рынке. Для этого устанавливают цену товара ниже его цены на внутреннем рынке страны-производителя или  даже ниже уровня издержек производства. Для обвинения страны в демпинге необходимо обнаружение еще одного факта — причинение или угроза причинения ущерба производителям страны-потребителя  нечестной ценовой конкуренцией при сбыте товара страной-производителем.

Согласно Антидемпинговому кодексу, действующему в рамках ВТО, под демпингом понимается продажа  товаров одной страны на рынке  другого государства по заниженным ценам. Такой демпинг получил  название товарного демпинга и осуществляется при сбыте товаров крупными партиями, а также товаров, не имеющих аналогов на мировых рынках, уникальных по технологическому уровню и т.д. Демпинг могут проводить  крупные компании, выступающие монополистами  и устанавливающие монопольно высокие  цены на внутреннем рынке. Получая сверхприбыль при сбыте товара на внутреннем рынке, компания-производитель в целях  завоевания ниши на мировом рынке  сознательно занижает цену сбываемого товара. После того как цель демпинга достигнута, цена товара на мировом  рынке поднимается.

Политика экспортного  контроля (регулирования экспорта) проводится в целях решения проблемы продовольственной или энергетической безопасности; поддержки национальных отраслей экономики, использующих местное сырье; удовлетворения внутреннего спроса; пополнения доходной части национального бюджета. Основные товары, в отношении которых действуют инструменты политики экспортного контроля — сырье и продовольствие. Это — экспортные пошлины, квоты и лицензии, запрет на экспорт товара, применение мер ценового контроля, как, например, установление минимальных экспортных цен, а также «добро-вольные» экспортные ограничения. Чаще всего эти меры практикуют развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

 

  1. Мировые товарные рынки: конъюнктура  и ценообразование
    1. Понятие и факторы формирования конъюнктуры

Понятие конъюнктуры. Классификация  товарных рынков

Состояние мировых  рынков, иначе говоря, их конъюнктура  и тесно связанные с ней  цены, — объект пристального внимания участников международной торговли. Для получения ответа на вопросы  о направлении развития хозяйственной  конъюнктуры, основных конъюнктурообразующих факторах, об уровне цен, динамике их изменения в прошлом, настоящем и будущем, а также для выяснения механизма их образования проводятся сложнейшие аналитические и прогнозные исследования.

В экономической (хозяйственной) конъюнктуре различают  общехозяйственную конъюнктуру (экономика  отдельной страны или мировое  хозяйство в целом) и конъюнктуру  товарных рынков (национальных и мировых  рынков тех или иных товаров). Для  участников мировой торговли практический интерес представляет в первую очередь  конъюнктура товарных рынков.

Многообразие  товарных рынков требует их классификации. Существует несколько классификаций, в том числе по территориальному охвату рынков (внутренний, национальный, международный, мировой), по различию в  характере взаимоотношений контрагентов (закрытый, открытый, преференциальный), по структуре хозяйства стран, по уровню доходов и характеру их распределения и др.

Отраслевая классификация (международная классификация ООН) — одна из базовых в систематизации товарных рынков. Для статистических целей в ней выделены рынки машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственных и лесных товаров. В свою очередь каждая из этих групп подразделяется на подгруппы, поскольку задачи статистики требуют определенного упорядочения и унификации. Для изучения рынков, напротив количество уровней и степень товарной детализации зависят от целей исследования и требуемой точности анализа конъюнктуры Например, для одних исследований достаточно выявления факторов, влияющих на рынок сельскохозяйственных товаров в целом, а для других — на рынок хлебопекарной пшеницы с определенными качественными характеристиками.

Существенно для  анализа конъюнктуры выделение  рынков потребительских и инвестиционных товаров, поскольку они имеют  большую специфику ценообразования  и зависимости от экономических  циклов.

Информация о работе Международная торговля